В 2018 году экспорт продукции АПК принес украинской экономике 18 млрд долл. доходов бюджета или треть от всей экспортной выручки в 42 млрд долл. Зерна было экспортировано на 7,2 млрд долл. На долю зерновых пришлось 38% всего агроэкспорта, информируют в МинАПК. Из общего объема портовой перевалки в 135,2 млн т 52 млн т составили аграрные грузы, из которых 40,3 млн т пришлось на зерно.

Как в целом была построена логистика зерна от его производителя до порта, и какие страны стали крупнейшими получателями украинских зерновых?

Элеваторы

По данным Украинской зерновой ассоциации, в Украине насчитывается 1100 зернохранилищ, способных за сезон принять 40 млн т зерновых грузов. Те из них, которые имеют ж/д подъездные пути, суммарно могут отгрузить железной дорогой за сутки 715 тыс. т зерна.

В Государственной службе статистики Украины говорят, что по состоянию на начало текущего года мощности единовременного хранения зерновых, зернобобовых и масличных культур в стране составили 78,3 млн т. Впрочем, из этого объема 45,43 млн т приходится на склады, расположенные непосредственно в аграрных предприятиях, 32,86 млн т - на предприятия по хранению и переработке зерновых.

По регионам наблюдается некоторый дисбаланс в наличии элеваторных и складских мощностей. Так, наибольший объем мощностей хранения сосредоточен в Хмельницкой области - 7,1млн т; далее идут Полтавская (6,8 млн т), Кировоградская (6,1 млн т), Винницкая (5,1 млн т) и Киевская (5,4 млн т) области. В то же время, наименьшее количество мощностей хранения - в Закарпатской (41,5 тыс. т), Черновицкой (287,5 тыс. т), Львовской (624,2 тыс. т) областях.

Железная дорога

Из 1075 железнодорожных станций для погрузки и приема зерна предназначены 528, которые суммарно за сутки могут отгрузить 19,15 тыс. вагонов. При этом, по данным ресурса Zernovoz, больше всего в 2018 году отгрузили зерна со станций Прилуки (ЮЖД) - 9703 вагонов общим тоннажем 621,7 тыс. т, Кролевец (ЮЗЖД) - 9253 вагонов - 594, 7 тыс. т и Сула (ЮЖД) - 7772 вагона - 497,6 тыс. т.

Финдиректор "Укрзализныци" Андрей Рязанцев заявлял, что сейчас УЗ наиболее выгодно возить именно зерновые грузы. По его словам, они дают на 10 ткм 2817 грн доходной ставки, в то время как стройматериалы - 1877 грн, руда - 1736 грн.

Среди агрохолдингов, по оценке Zernovoz, больше всего зерна по железной дороге в минувшем году отправили компании "Кернел-Трейд" - 35,07 тыс. вагонов общим тоннажем 2,2 млн т, "Нибулон" - 16,32 тыс. вагонов - 1 млн т и МХП - 9,62 тыс. вагонов с 0,6 млн т зерна.

Из логистических операторов наиболее крупными отправителями зерна оказались "Укртранслогистика" - 31,96 тыс. вагонов - 2 млн т, ТЭП "Транско" - 28,8 тыс. вагонов - 1,8 млн т, ТЭП "Вертикаль" - 20,5 тыс. вагонов - 1,3 млн т.

Как говорит консультант ЦТС-Консалтинг Павел Руденко, по состоянию на февраль 2019 года парк вагонов-зерновозов в стране насчитывал 22,3 тыс. единицы, из которых 11,5 тыс. - собственности УЗ и 10,8 тыс. - частных.

Автотранспорт и река

Железная дорога, является основным, но не единственным каналом доставки зерновых грузов в порты. Значительная доля перевозок данного вида грузов приходится на автотранспорт, понемногу увеличиваются перевозки по реке. В связи с перманентным ростом грузовых тарифов УЗ, дефицитом локомотивной тяги, проблемами с инфраструктурой и введением маршрутных отправок доля железнодорожного транспорта в зерновой логистике лишь уменьшается. Так, по данным ЦТС, в 2018 году всего по ж/д было перевезено 33 млн т зерновых грузов - снижение по сравнению с 2017 годом составило 8,1%. Вместе с тем, в компании "Дельта Вилмар" представили статистику, согласно которой в 2018 году доля перевозок зерна автотранспортом в стране выросла с 26% в 2017-м до 29% в 2018 году; доля речных перевозок - с 5% до 8%. В 2018 году объем транспортировки автомобильным транспортом основных зерновых культур и продуктов переработки в Украине составил 15 млн т. По данным АМПУ, по Днепру зерновых в прошлом году было перевезено на 15,3% больше, чем годом ранее - 3 145,3 тыс. т против 2 663 тыс. т.

В целом же, если говорить о грузопотоке зерна, идущего на экспорт, то консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев приводит следующее соотношение: железная дорога - 56%, автотранспорт - 38%, река - 6%.

Порты

Суммарные мощности портовых терминалов, которые переваливают зерно на экспорт, по данным УЗА, составляют 3,2 млн т единовременного хранения. Больше всего мощностей сосредоточено в Николаеве - 928 тыс. т единовременного хранения, также в Одессе - 695 тыс. т, Южном - 786 тыс. т, Черноморске - 675 тыс. т. Мощностей всех портовых терминалов достаточно, чтобы перевалить 64 млн т зерна в год, или 182 тыс. т зерна в сутки. При этом стивидоры суммарно способны принять с припортовых станций 200 тыс. т зерна в сутки, отгрузить на суда 250 тыс. т. Среди припортовых станций в прошлом году больше всего зерна прошло через "Одесса-Порт" - 5,87 млн т, "Черноморская-Эксп." (для ТИС) - 5,5 млн т, и "Николаев-Грузовой Эксп." - 4,88 млн т.

В 2018 году морские порты Украины перевалили 40,3 млн т зерна, что на 3% больше чем в 2017 году. Доля этого груза в общей структуре перевалки в 2018 году составила 29,8%.

Страны-покупатели  

По данным Института аграрной экономики, в натуральном выражении экспорт зерна в 2018 году сократился по сравнению с 2017 годом на 0,4%, до 41,7 млн т

В 2018 году самым крупным покупателем украинской пшеницы стала Индонезия с показателем в 487 млн долл., ячменя - Саудовская Аравия с результатом 449 млн долл., кукурузы. - Нидерланды - на 515,5 млн долл., гласят данные ГФС.  

Лидером по закупке украинских зерновых, в целом, является Египет с долей 9,2% по итогам прошлого года.  Вторую позицию, как информирует Институт аграрной экономики, заняла Испания (8,9%), которая в 2018 году увеличила объемы закупок зерна на 35%, до 643 млн долларов. Следующие среди топ-покупателей украинского зерна - Нидерланды (556 млн долларов), Китай (552 млн долларов), Индонезия (487 млн долларов), Саудовская Аравия (449 млн долларов), Италия (336 млн долларов), Филиппины (316 млн долларов), Тунис (290 млн долларов), Марокко (263 млн долларов) и Ливия (248 млн долларов). Совокупно эти 11 государств сформировали 2/3 стоимостного объема всех закупок отечественной зернопродукции. 

Читайте также Открытие Америки: Логистика зерна в США в объективе L.A.B.