Правительство хочет возродить аэропорты в регионах. Уже утверждена Концепция государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года. Обустройство взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов и светосигнального оборудования будет финансировать государство. При этом – даже в тех аэропортах, которые коммерсанты взяли в концессию или аренду. Они же должны инвестировать в грузовые и пассажирские терминалы, объекты обеспечения авиатопливом и сервисную инфраструктуру. Ожидается, что к 2023-му пассажиропоток на авиатранспорте превысит 40 млн. Но радужные перспективы далеко не у всех региональных, областных и местных аэропортов.
Наиболее привлекательны, разумеется, аэропорты в крупных городах. Они либо имеют пассажиропоток в 250 тыс. пассажиров в год, что, как отмечают эксперты, является необходимым минимумом для выживания, либо имеют шансы на это. Скажем, пассажиропоток в реконструированном "Львове" в прошлом году составил 576 тыс. В подконтрольном Игорю Коломойскому "Днепропетровске" – около 445 тыс. В реконструкцию этого аэропорта государство вкладывает значительные средства. В 2012 году помимо международного аэропорта "Борисполь" более миллиона пассажиров обслужили международные аэропорты "Симферополь" и "Донецк". Воздушные ворота Крыма – аэропорт в Симферополе, некоторые СМИ, связывают с бизнес-интересами Александра Януковича. "Донецк" планирует добиться статуса хаба и развивать дальнемагистральные рейсы. У того же "Международного аэропорта Одесса" инвесторы есть. Александр Ярославский инвестирует в аэропорт "Харьков". Активно развивается киевский аэропорт "Жуляны". Куда сложнее привлечь инвесторов в областные центры, где население меньше и его покупная способность невелика.
Грузовые амбиции В "Черкассах" ставку делают на грузовой авиатранспорт. Кроме того, он может использоваться для чартерных перевозок. Собственник черкасского "Азота" Дмитрий Фирташ предложил местным предпринимателям совместными усилиями собрать $3 млн. для реконструкции аэровокзала, выделив со своей стороны $1 млн. "Я достаточно часто бываю в Черкассах, и всегда находится много вопросов для обсуждения, но мы ограничены одним вылетом из аэропорта", – объяснил свое решение бизнесмен.
Создать "перевалочный пункт для крупных транзитных грузов" планируется сделать из аэропорта "Ивано-Франковск".
Компания "Скорзонера" (связывают с бизнесменом Игорем Коломойским), в концессии у которой он находится, намерена привлечь $100 млн. на строительство взлетно-посадочной полосы. "Мы должны убедиться в том, что компании, имеющие логистические фирмы, обеспечат нам необходимый объем самолетов, а это три-пять больших самолетов в день", – сказал осенью прошлого года гендиректор компании Александр Шевченко.
250 тыс. пассажиров в год - необходимый минимум для выживания аэропорта
Необходимость развивать грузоперевозки видят и в "Виннице". Сезонные пассажирские чартерные рейсы (например, ежегодное массовое паломничество хасидов, или же доставка туристов в Черногорию) не приносят необходимых доходов. "Если говорить о пассажирских рейсах, они – убыточные. Нам обязательно нужно подумать о том, чтобы были загрузки грузовыми рейсами. Тогда аэропорт сможет зарабатывать", – говорил ранее директор аэропорта Ярослав Мазурец.
Исключительно как площадку для грузовой авиации инвесторы рассматривают "Херсон". Регулярные и чартерные рейсы аэропорт, который открылся 13 апреля после шести лет простоя, принимать тоже будет. Планируется, что самолеты вместимостью до 50 пассажиров будут летать в крупные города Украины, а также Москву и Стамбул. Но в то же время у него нет перспектив стать пассажирским или грузовым хабом: ближайшие воздушные коридоры пролегают приблизительно в ста километрах западнее и восточнее Херсона, соединяя Днепропетровск, Киев, Москву и Санкт-Петербург со Стамбулом и курортом Шарм-аль-Шейх.
Шансов мало, но… Более удачно расположен соседний "Николаев" – он находится в центре воздушных трасс, соединяющих Западную Европу с Центральной Азией и Ближним Востоком. Кроме того, в регионе есть крупные предприятия и развитая транспортная инфраструктура – железные дороги, автотрассы, морские и речные порты и т.д.
Как базу для "расширения азиатских направлений" "рекламируют" областные власти "Луганск". Подчеркивают наличие ремонтной базы – авиаремонтного завода. Сейчас из аэропорта "Мотор Сич" выполняет регулярные рейсы в Киев, а "ЮТэйр" – в Москву.
Претендует на это и "Аэропорт Хмельницкий", который, по мнению областных властей "станет транзитером как на международных авиалиниях, соединяя Европу с Россией и Азией, так и на внутренних рейсах Украины". Разумеется, "в случае привлечения инвестиций в развитие предприятия".
А на базе "Аэропорта Сумы", согласно заявлению областных властей, планируется создание международного центра авиационных перевозок и логистики. Год назад в областной администрации уверяли, что арендой аэропорта интересуются несколько иностранных компаний. Но пока инвестиций так и не дождались.
Пока не нашла подтверждения информация о продаже "Керчи" индийскому инвестору, который будет развивать в Крыму малую авиацию.
Не спешит называть конкретных инвесторов гендиректор "Запорожья" Виктор Бескупский, хотя и сообщает о проведении ряда переговоров в прошлом году. Он уверен, что аэропорт такого крупного индустриального региона, инвесторов должен привлечь. Планируется открытие новых рейсов (сейчас выполняются регулярные рейсы на Москву и Киев, чартер на Шарм-аль-Шейх), но без инвестиций, которые позволят реконструировать аэропорт, "говорить о серьёзном увеличении пассажиропотока невозможно".
Пока неизвестны и инвесторы, которых ожидает "Бельбек" возле Севастополя. Полгода назад председатель Севастопольского городского совета Юрий Дойников заявил, что инвесторы есть, но они ждут решения "многих нерешенных организационных вопросов, даже правовых". Аэропорт будут серьезно реконструировать, что б увеличить пропускную способность.
А Кировоградские областные власти в прошлом году заявили, что для того, что бы эффективно использовать аэропорт "Кировоград", необходимо восстановить заброшенную полосу длиной 1600 м. Дело в том, что полоса на 1300 метров может принимать только небольшие самолеты, такие как Як-42, Ан-24.
Ищет инвесторов и "Полтава". Но помимо низкой платежеспособности местных жителей эксперты отмечают близкое расположение аэропортов "Харьков" и "Борисполь". Последний выигрывает также за счет возможности подобрать оптимальный рейс. Остается обслуживать разве что специальные чартерные рейсы.
Конкуренцию с более обеспеченным аэропортом ощущает и "Мариуполь": платежеспособные жители региона едут в соседний Донецк. Хотя эксперты предполагают, что в будущем его можно использовать как второстепенный аэропорт для лоукостеров. С 2001 по 2011-й его арендовал Мариупольский меткомбинат им. Ильича. После того, как предприятие вошло в "Метинвест", аэропорт вернули городу, и вскоре в аренду его взял "Азовмаш" (Александр Савчук и Юрий Иванющенко). Привлечь клиентов планируется, в частности, за счет чартерных рейсов в несколько греческих городов, которые начинает выполнять авиакомпания Omega Airlines. Каждый день самолеты Boeing 737 будут летать в один из пунктов, и под каждый рейс будет выполняться трансфер пассажиров из Донецка.
Аэропорт "Кривой Рог" восстановил работу в конце 2011 года. Единственный регулярный рейс "Кривой Рог – Москва" (осуществляет "ЮТейр-Украина") имеет неплохую стабильную загрузку – около 60%. Есть еще ряд чартерных рейсов. Но предприятие пока еще не вышло даже на самоокупаемость.
Не пролетайте мимо Кому-то приходится довольствоваться и меньшей загрузкой, вплоть до одного рейса в сутки. Из аэропорта "Ужгород" в Киев летает малогабаритный самолет вместимостью 36 мест, заполненный наполовину. Директор аэропорта Владимир Горинецкий заявил о необходимости сотрудничать с туроператорами, что бы осуществлять чартерные рейсы в Болгарию, Турцию и др. Это было бы удобно местным жителям, которые вынуждены лететь из Львова. Но все опять-таки упирается в наполняемость самолетов.
Сложная ситуация с аэропортом "Ривне", который, как пишет местная пресса, "то закрывался, то продавался, то искал инвестора, но не находил". Регулярных рейсов нет. А удачным место его расположения руководство не считает – мол, оно было таким в 50-е годы, когда самолеты садились здесь на дозаправку, а сегодня такой потребности нет.
Не питают иллюзий на счет скорого прихода инвестора в Тернополе: "в связи с отсутствием авиационной деятельности" обласовет предлагает консервировать аэропорт "Тернополь", оставив там только сторожей. Хотя на всякий случай хочет изготовить акт на землю, "чтобы аэродром заинтересовал инвесторов".
Не загружен и "Бердянск". В Мининфраструктуры выражали надежду, что инвесторы заинтересуются им вместе с запорожским аэропортом, и будут рассматривать "эти два взаимосвязанных стратегических объекта как один глобальный инвестиционный проект".
В то же время, некоторые аэропорты уже закрыты. "Чернигов" из-за нерентабельности ликвидировали еще в 2002 году. Не работает уже и "Луцк". Хотя как-то были планы использовать его в качестве резервного для обслуживания "Евро-2012". Исключен из Государственного реестра гражданских аэродромов Украины аэродром "Житомир", и свидетельство о регистрации аннулировано.