Компания "Авиалинии Харькова", аффилированная с группой DCH Александра Ярославского, планирует выйти на рынок авиаперевозок. Заявка "Авиалиний Харькова" на получение сертификата эксплуатанта авиарейсов была подана в конце января и находится в процессе рассмотрения, сообщили в Госавиаслужбе. В группе DCH подтвердили факт подачи заявки. По словам источника, близкого к группе Ярославского, положительного решения по заявке ожидают к концу марта – срок рассмотрения подобных заявок Госавиаслужбой составляет до 60 дней с момента подачи.
По информации источника в DCH, сейчас группа рассматривает несколько вариантов работы будущего авиаперевозчика. Один из них – создание полномасштабной авиакомпании, которая станет выполнять как чартерные, так и регулярные рейсы. В этом случае авиапарк компании будет состоять из Boeing 767 и Boeing 737. Переговоры о получении этих машин в лизинг начаты, свидетельствует источник, однако о конкретном количестве самолетов речь пока не идет.
Зачем Ярославскому авиакомпания?
"Авиалинии Харькова", созданные в 1998 году, прекратили выполнение авиарейсов в 2001-м. Летом прошлого года компания – на тот момент состоявшая из "10 объектов недвижимости в харьковском аэропорту" – была куплена "Нью Системс АМ" за $150 000. В DCH сделку объяснили необходимостью расширения харьковского аэропорта, не исключив, впрочем, возможности возобновления перевозок.
В 2008 году компания Ярославского "Нью Системс АМ" взяла аэропорт "Харьков" в аренду на 49 лет. В реконструкцию комплекса бизнесмен вложил $107,2 млн, еще $191,3 млн выделило государство. Как сообщал "Коммерсант", изначально Ярославский планировал довести пассажиропоток в Харьковском аэропорту до 1,2-2 млн человек в год. Пока планы далеки от реальности: в 2011 году пассажиропоток составил 308,5 тыс. человек, в 2012-м, отчасти благодаря Евро-2012, объем перевозок вырос до 501,4 тыс. пассажиров. Это далеко не те объемы, на которые рассчитывал Ярославский.
"Без создания перевозчика на базе аэропорта достичь планируемых показателей крайне сложно", – констатирует эксперт Центра политического и экономического анализа Ирина Кава. С запуском "Авиалиний Харькова" местный аэропорт получает возможность забрать себе часть пассажиров из Харькова и близлежащих регионов (Сумская, Полтавская и часть Запорожской области), сейчас летающих из Киева.
По мнению источника Forbes в авиационных кругах, Ярославский будет делать ставку на максимальную загрузку Харьковского аэропорта. Помимо прямых и чартерных рейсов, не исключено и построение своего хаба в Харькове – стыковочного пункта между городами России, Средней Азии, Южного Кавказа и Европой. "Другие авиакомпании – МАУ, Utair – не заинтересованы развивать харьковский аэропорт как стыковочный пункт. Их цель – забрать пассажиров из Харькова, и доставить их в свои хабы (МАУ – Борисполь, Utair – Жуляны). А сам по себе рынок чартерных перевозок из Харькова слишком мал для окупаемости проекта", – считает Кава.
Трофейная команда
"Если планы компании по Boeing 767 реальны, авиаперевозчик Ярославского, скорее всего, попытается занять нишу дальнемагистральных перевозок, пустующую после ухода с рынка "АэроСвита". Ниша полетов на курорты Юго-Восточной Азии остается незанятой, новая авиакомпания вполне может договориться с туроператорами и выполнять чартерные рейсы в этот регион. Наличие в парке дальнемагистральных самолетов Boeing 767 (сейчас такие лайнеры есть только у "АэроСвита") позволит предложить конкурентный продукт, основное достоинство которого – прямой перелет, – говорит эксперт, близкий к авиационным кругам. – Правда, эти самолеты, скорее всего, будут базироваться в Киеве, поскольку для полетов из Харькова на дальнемагистральные маршруты нет достаточного спроса. Из Харькова и ближних регионов можно будет возить часть пассажиров, тем самым загружая местный аэропорт".
По оценкам эксперта Forbes, лишь для запуска авиакомпании Ярославскому понадобится не менее $10 млн: "Скорее всего, Ярославский возьмет подержанные самолеты. Но даже если изначально парк "Авиалиний Харькова" будет состоять из двух взятых в лизинг машин – Boeing 767 и Boeing 737, – аренда, затраты на операционную деятельность и другие сопутствующие расходы потянут как минимум на $10 млн в первый год".