Компания "Авиалинии Харькова" Александра Ярославского наконец получила право на полеты. Сегодня ее самолет осуществит первый с 2008 года рейс — в Анталию. Пока перевозчик будет заниматься чартерными перевозками и продавать билеты в сотрудничестве с одним из крупнейших туроператоров — Pegas Touristik. Зарабатывать по-другому мелким перевозчикам в Украине пока практически невозможно, отмечают участники рынка.

Принадлежащая Александру Ярославскому авиакомпания "Авиалинии Харькова" получила сертификат эксплуатанта и теперь может самостоятельно выполнять полеты, сообщили вчера в пресс-службе DCH — группы, управляющей активами бизнесмена (в нее входит и перевозчик). Госавиаслужба рассматривала ее заявку с февраля этого года. Первый пассажирский рейс авиакомпании сообщением Харьков—Анталия должен состояться сегодня.

В парке авиакомпании три самолета: дальнемагистральный Boeing 767ER и два среднемагистральных Boeing 737-800NG. Перевозчик начнет работу с чартерных рейсов в партнерстве с туроператором Pegas Touristik. На лето компания запланировала выполнение 42 рейсов из Харькова, Киева и Донецка в Ираклион (Греция), Монастир (Тунис), Шарм-эль-Шейх, Хургаду (Египет) и Анталию (Турция). Билеты на рейсы "Авиалиний Харькова" будут реализовываться через систему продаж туристического партнера. "Потом мы организуем и регулярное авиасообщение",— уточнили в DCH.

"Авиалинии Харькова" были созданы в июле 1998 года. До 2001 года авиакомпания выполняла авиаперевозки на семи самолетах. В 2008 году Госавиаслужба аннулировала сертификат эксплуатанта компании. Сейчас в ее собственности находятся десять объектов недвижимости, часть из которых арендует "Нью Системс АМ" (входит в группу DCH).

Александр Ярославский купил "Авиалинии Харькова" год назад. 99,99% акций компании были проданы Фондом госимущества 6 июня на фондовой бирже ПФТС за 1,2 млн грн. "Мне нужно развивать аэропорт, чтобы в будущем его пассажиропоток достиг 1,2-2 млн человек в год, для этого я и покупал авиакомпанию",— рассказал тогда "Ъ" господин Ярославский. По итогам прошлого года аэропорт "Харьков" обслужил 501,4 тыс. пассажиров, став седьмым по счету аэропортом в Украине по количеству обслуженных пассажиров. За четыре месяца этого года аэропорт нарастил пассажиропоток на 37%, до 144,4 тыс. человек.

В настоящее время "Авиалиниями Харькова" руководит Николай Никитенко, который назначен в этом году председателем правления перевозчика. Господин Никитенко — опытный авиаменеджер: в разные годы он был заместителем гендиректора "АэроСвита", руководителем госавиакомпании "Украина" и аэропорта "Одесса". Но гендиректором вскоре может быть назначен другой менеджер, рассказали "Ъ" высокопоставленные источники на рынке. По их информации, им может стать Александр Авдеев. С 2010 по 2012 год он успел поработать гендиректором авиакомпании "АэроСвит". Кроме того, в свое время он занимал должность заместителя главы Госавиаслужбы. Сейчас господин Авдеев работает в компании советником по технической части, утверждают участники рынка.

Александр Авдеев отказался комментировать "Ъ" эту информацию. Но господин Ярославский подтвердил, что эта кандидатура действительно рассматривается: "Я еще не решил. Возможно, это будет и Александр Авдеев. Это сейчас не так важно". "Довольно много бывших сотрудников "АэроСвита" приглашают на собеседование в харьковскую авиакомпанию. Они уже взяли наших бортпроводников",— рассказал глава профсоюза бортпроводников "АэроСвита" Вениамин Тимошенко.

В авиакомпании выбрали правильный путь развития, учитывая нынешнюю ситуацию в отрасли, считают эксперты. "Заработать на этом рынке сейчас не так-то просто, а Pegas Touristik — это один из крупнейших туроператоров, которые ежегодно обслуживают 100-200 тыс. туристов. Для авиакомпании это 200-400 тыс. потенциальных пассажиров и заполненные самолеты",— отмечает гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. Что касается регулярных рейсов, то их развитие полностью зависит от госполитики в сфере авиаперевозок, добавляет он. Возможность получения назначений на регулярные рейсы для небольших авиакомпаний довольно ограничена. "Чтобы быть региональным перевозчиком и развивать именно аэропорт, нужно летать только из Харькова и на региональных самолетах. Пока "Авиалинии Харькова" развиваются по другой модели",— отмечает Александр Ланецкий.