Летом 2011 года Одесский горсовет дал согласие на вхождение аэропорта в ООО "Международный аэропорт Одесса" (МАО). Вторым участником новосозданного общества стала основанная офшорами фирма Odessa Airport Development. Город вошел в новое предприятие частью имущества КП - существующим аэровокзальным комплексом и инфраструктурой. Стоимость переданных сооружений и имущества была оценена чуть более 100 млн грн, что в новом ООО составило 25% уставного фонда. Остальные 360 млн грн (45 млн долларов) взял на себя инвестор в качестве обязательств: на эти средства должен быть построен новый терминал. Взлетная полоса, также нуждающаяся в реконструкции, осталась в собственности города.
Данное решение породило немало сомнений среди общественности, различных экспертов и СМИ. Звучали мнения о том, что одесская мэрия "подарила" предприятие, способное приносить серьезную постоянную прибыль. Туман в данной истории еще более сгустился в январе 2012 года, когда сотрудники областного управления по борьбе с организованной преступностью, в сопровождении бойцов "Сокола", провели обыск и изъятие документов в админздании аэропорта. Впрочем, согласно последовавшему сообщению пресс-службы МАО, правоохранители проводили "следственные действия в рамках расследования по факту противоправной деятельности третьих лиц, нарушений прав сотрудников аэропорта и применения к ним силы не было".
Ситуация достигла "накала" в апреле этого года. К тому моменту с начала создания ООО прошло около полугода, реконструкция все не начиналась. В эти дни ряд депутатов Одесского горсовета зарегистрировали проект решения, которое, возможно, имело бы непредсказуемые последствия, будь оно реализовано. Проект предусматривал разрешить КП "МАО" (25% в ООО) взять кредит в размере 116 млн долларов США для реконструкции предприятия. Срок кредита определялся на 14 лет, процентная ставка - до 11% годовых. Речь шла даже о муниципальных гарантиях возвращения займа. Но данный проект также вызвал немало вопросов и нареканий со стороны общественности, журналистов и представителей оппозиции. В итоге фракции отказались голосовать "за", сами депутаты пришли к выводу о необходимости проведения технической экспертизы и общественных слушаний по данной теме - и проект был снят с повестки дня.
Аэропорт в первом квартале 2012 года нарастил пассажиропоток на 17%.
Впрочем, какие бы вопросы ни звучали в ситуации с созданием ООО "МАО", прокуратура, в конце концов, дала на них общий ответ: все законно. Но примерно в эти же майские дни губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук задал следующий вопрос: когда же начнется реконструкция? Глава региона выступил с заявлением, в котором потребовал от инвесторов аэропорта прозрачности и открытости в дальнейших планах. "Если вы действительно хотите что-то строить, то покажите это людям, объясните, что вы ходите делать - и в какие сроки это будет выполнено", - заявил он.
Видимо, это возымело эффект, так как вскоре ситуация стала проясняться. 30 мая ООО получило разрешение от Госархстройконтроля Одесской области на начало подготовительных работ на строительной площадке. А 8 июня был дан торжественный старт работам по сооружению нового терминального комплекса аэропорта. Проект должен быть реализован в течение 18 месяцев - до конца 2013 года. В результате реконструкции площадь аэровокзального комплекса увеличится в три раза до 26 тыс. кв. м, пропускная способность аэропорта вырастет с 400 до тысячи пассажиров в час (1,5-2 млн человек в год). Директор ООО "МАО" Алексей Кочанов отметил, что реконструкция финансируется из уставного фонда ООО, в которое инвестор уже внес обещанные 45 млн долларов.
Также в планах администрации предприятия - сооружение бизнес-центра, выставочного комплекса, гостиницы на 150 мест и ряда других объектов. Вместе с тем, глава пресс-службы предприятия Мария Попович заявляет, что некоторые из планов уже реализованы. "В конце марта мы изменили технологию обслуживания пассажиров, которая сделала прохождение всех процедур более удобной и быстрой. Отныне путь пассажира на самолет в одесском аэропорту, как и во всех аэропортах мира, начинается с прохождения регистрации. Стойки регистрации размещены в общем фойе терминала аэровокзала. Кроме того, в новом зале ожидания внутренних рейсов на втором этаже установлено современное досмотровое оборудование, которое позволяет обеспечить достаточный уровень авиабезопасности и сократить время прохождения контроля", - сообщила она Центру транспортных стратегий.
Помимо самого факта начала строительных работ, администрация предприятия предъявляет показатели работы аэропорта за последний год. Так, по данным пресс-службы МАО, аэропорт в первом квартале 2012 года нарастил пассажиропоток на 17% (до 151,4 тыс. пассажиров), в сравнении с тем же сроком года минувшего. Это при том, что за полный 2011 год предприятие обслужило 824 тысячи пассажиров, установив собственный рекорд за последние двадцать лет.
"Десяткам авиакомпаний, обеспечивающим международные полеты во многие города мира, были разосланы предложения о сотрудничестве. После масштабных переговоров в 2012 году в Одессу начала летать российская авиакомпания "Сибирь" (S7 Airlines), открывшая прямые рейсы Одесса-Москва. С мая-июня из Москвы в Одессу также летают "Аэрофлот" и UT-Аir, а немецкая Lufthansa запустила рейсы из Мюнхена", - отметила Мария Попович.
Сегодня, согласно расписанию рейсов, 18 авиакомпаний осуществляют полеты через Одессу в более чем 60 городов мира. Недавно о своем намерении начать полеты в Южную Пальмиру заявили FlyDubai и Air Arabia.
Впрочем, остался еще один серьезный вопрос, ответ на который необходимо найти в ближайшее время. По словам самих руководителей ООО "МАО", взлетно-посадочная полоса в ее нынешнем состоянии прослужит еще около двух лет. Так что без ее реконструкции сотрудничество с авиакомпаниями и расширение географии полетов теряет смысл. Стоимость такого проекта оценивает в 120-140 млн долларов (сумма, схожая с размером так и не взятого кредита!).
Руководство ООО заявляет, что данный вопрос должен решать муниципалитет Одессы. "Взлетно-посадочная полоса находится в титуле коммунального предприятия Международный аэропорт Одесса. Существует несколько вариантов по финансированию реконструкции полосы, но решение этого вопроса - за городом, так как КП аэропорт Одесса находится в собственности города", - подчеркнул директор ООО Алексей Кочанов.
Мэрия Одессы никаких комментариев по данному вопросу пока не дала. Впрочем, глава ООО "МАО" выразил надежду, что до конца 2012 года вопрос с финансированием реконструкции взлетно-посадочной полосы все-таки может быть решен.