Протяженность границы Украины с Евросоюзом составляет около 1400 км. На данном участке расположено 17 автомобильных и 1 пешеходный пункт пропуска. Из четырех стран ЕС, граничащих с Украиной, наибольшее количество пунктов пропуска имеют Польша и Венгрия – по 7 и 5, Румыния и Словакия – по 3 пункта. Согласно стандартам ЕС один пункт пропуска должен размещаться на каждых 25-30 км границы. Однако действительность далека от стандартов. В среднем, один переход припадает на 82 км границы. При этом данный показатель по отдельным странам колеблется от 27 км (в Венгрии) до 207 км (в Румынии).
Большие надежды Такого количества переходов явно недостаточно для нормального сообщения и развития торговли между государствами. Дабы улучшить ситуацию, украинское правительство еще в 2007 году приняло госпрограмму "Обустройство и реконструкция государственной границы" (на период до 2015 года), предусматривающую строительство новых пунктов пропуска.
Кроме того, работа в данной сфере активизировалась в процессе подготовки к Чемпионату Европы по футболу 2012 года, который Украина и Польша проводили совместно. К примеру, только во Львовской области планировалось открыть 3 новых пункта пропуска. Также, в процессе подготовки к еврочемпионату Львовский облсовет просил Кабмин принять меры для открытия пунктов пропуска Белз – Осердув, Боберка – Смольник, Мшанец – Быстрое.
В итоге, к Евро-2012 был временно открыт только один новый пункт пропуска Угринов – Долгобичев, а также был расширен действующий пункт пропуска "Ягодин". После окончания еврочемпионата переход "Угринов" был закрыт для завершения строительных работ, которые продолжаются по сей день.
Стоит отметить, что в 2013 году планировалось ввести в эксплуатацию два пункта пропуска, открытие которых должно было состояться еще перед Евро-2012: Грушев – Будомеж и Угринов – Долгобичев. Первый был открыт в декабре прошлого года и стал одним из самых больших пунктов пропуска на западной границе Украины. В то же время, открытие второго в очередной раз было перенесено – на апрель 2014 года.
Непростое соседство В чем же причины такой медлительности? Прежде всего, на развитие сети погранпереходов влияет наличие или отсутствие обоюдного желания двух государств. Но даже здесь имеются свои особенности. Так, Польша и Венгрия демонстрируют заинтересованность (порой большую, чем у самой Украины) в строительстве и открытии новых переходов на украинской границе. В то же время, Словакия и Румыния – не очень спешат в решении этого вопроса, несмотря на имеющие межгосударственные соглашения и переговоры.
Активную позицию Польши и Венгрии можно объяснить продвижением собственных интересов. Так, официальной Варшаве выгодны новые переходы, поскольку они позволят увеличить товарооборот с Киевом. С этой целью Польша планирует к началу 2015 года достроить автобан от Кракова до границы с Украиной. Также новые переходы выгодны польским туристам. В данном контексте показательным является перспективный пешеходный пункт пропуска Лубня – Волосатое на Закарпатье. Отметим, что указанный регион, хоть и граничит с Польшей, однако до сих пор не имеет ни одного перехода на 30-километровом участке польской границы. Примечательно, что впервые вопрос о необходимости открытия пункта пропуска был поднят еще в 1969 году. С тех пор вопрос так и остался открытым. Только в последние годы наметились определенные сдвиги благодаря активной позиции Польши, а не Украины. Тем временем, польские пограничники сообщают о периодических попытках своих сограждан пересечь украинскую границу в Волосатом. Кроме того, открытие пункта пропуска в Лубне позволило бы увеличить приток туристов из Польши в Закарпатье, прежде всего велосипедистов.
Польша планирует к началу 2015 года достроить автобан от Кракова до границы с Украиной
В то же время, Будапешт заинтересован в налаживании тесных контактов, в том числе и экономических, с венгерской диаспорой в Украине. Напомним, что Венгрия граничит с украинским Закарпатьем, в приграничных районах которого имеются значительные венгерские общины, особенно в Береговском и Виноградовском районе. В декабре 2013 года Закарпатье посетила официальная венгерская делегация. На переговорах в очередной раз обсуждались перспективы открытия четырех новых пунктов пропуска: Великая Паладь – Кишпаладь, Саловка – Епертешке, Гетень – Тисокеречень, Дыйда – Берегдароц. Кроме того, госсекретарь правительства Венгрии заверил, что его страна создаст к 2015 году необходимую инфраструктуру для открытия пункта пропуска в Большой Паладе.
Другим аспектом данного вопроса является несогласованность действий государственной и местной власти. Довольно часто инициатором открытия нового пункта пропуска выступает местная власть приграничных районов. В то же время, центральные власти одной или обеих стран часто тормозят эти инициативы из-за нехватки средств, необходимых не только для строительства самого пункта пропуска, но и близлежащих инфраструктурных объектов (в первую очередь дорог или мостов через реки).
Исключением из данного правила можно назвать строительство трех новых пунктов пропуска на румынской границе в Черновицкой области: "Красноильск – Викову де Сус", "Русская – Улма" и "Дяковцы – Раковец". Так, в сентябре прошлого года Кабмин поддержал проект соответствующего межправительственного соглашения. Однако даже в этом случае решение вопроса требует проведения дальнейших переговоров между двумя странами.
Деньги и дороги Поэтому можно выделить другой фактор, мешающий развитию сети международных пунктов пропуска. Это слабо развитая инфраструктура (в первую очередь плохое состояние дорог или их отсутствие) и нехватка денежных средств на ее развитие.
Именно здесь кроется разгадка словацкой и румынской медлительности при строительстве новых пунктов пропуска на границе. К примеру, еще с конца 2000-х ведутся разговоры о необходимости открытия двух пунктов на украинско-словацкой границе: Забродь – Улич и Соломоново – Чиерна-над-Тисой. В октябре 2007 года между Украиной и Словакией было подписано соглашение о строительстве автомобильного пункта пропуска в Чиерне-над-Тисой. Особенностью данного пункта является то, что он будет находиться исключительно на словацкой территории. Однако дальше деклараций дело не продвинулось, хотя сам пункт планировалось открыть еще в июне 2011 года. Причиной тому является необходимость строительства сети дорог вокруг Чиерне-над-Тисой. Что касается перехода в Заброди, то главной преградой для его создания является гористый рельеф, что ставит под вопрос целесообразность создания данного пункта пропуска.
Аналогичная ситуация и с переходами на румынской границе. Так, официальный Бухарест и Киев, несмотря на усилия и переговоры местных властей приграничных районов, не очень спешат реализовать проект по строительству высокогорного (1600 м) пункта пропуска Шибеное – Поениле-де-Суб-Мунте в Ивано-Франковской области. Последний требует значительных затрат при строительстве дорог, ведущих к новому пункту, особенно это касается румынской стороны. Схожие проблемы и с перспективными пунктами пропуска на закарпатском участке границы: возле сел Яблуновка (Хустский район), Белая Церковь и Деловое (Раховский район). Однако в данном случае трудности заключаются в строительстве мостов через Тису.
В целом, развитие сети пунктов пропуска на границе Украины со странами ЕС, как и сам процесс евроинтеграции, оставляет желать лучшего. Если описанные выше тенденции сохранятся, то официальный Киев рискует остаться в международной изоляции, не только политической, но и экономической. А приграничные районы так и останутся депрессивными. Однако еще есть надежда на то, что ситуация в данном вопросе может позитивно разрешиться, если не по воле самой Украины, то благодаря европейским соседям.