Сентябрьский Гданьск оказался суров - порывистый северный ветер с Балтики пронизывает насквозь, заставляя пожалеть о забытой в Киеве шапке. Согреться помогает разве что grzane wino (он же глинтвейн) или очередная чашка чая в холле отеля. Но даже холод и ветер не заставят упустить представившуюся возможность пробежаться по исторической части одного из красивейших польских городов. Помимо расписных фасадов зданий и живописной набережной в глаза бросаются многочисленные лавки с янтарем - главным здешним сувениром. Поговаривают, что янтарь, который здесь продают, не весь балтийский, и, возможно, отчасти имеет украинский след. Но это только слухи. Зато точно можно сказать, что украинский след, к сожалению, не был обнаружен на проходившей в Гданьске крупнейшей в этом году европейской железнодорожной выставке TRAKO 2021, которая и стала целью нашего визита. Кстати, выставка проходила вблизи гданьского футбольного стадиона, построенного в форме "солнечного камня", в экспоцентре с, конечно же, "янтарным названием" - Amber Expo.
Организаторы ж/д ярмарки анонсировали участие в ней порядка 500 компаний из 20 стран. Учитывая размах мероприятия, вполне верилось, что все они здесь действительно присутствовали. Но изюминкой TRAKO 2021, разумеется, стала выставка подвижного состава.
И тут стоит отметить то, в каком идеальном состоянии находятся пути, где расположилась экспозиция - новые рельсы, между которыми уложены ровные плиты. Надо сказать, это не только эстетично, но и удобно и практично - по такой поверхности, судя по всему, удобно было перемещаться даже посетительницам на каблуках.
Но все это не только и не столько ради красоты. Как уже писал ЦТС, работы были выполнены в рамках проекта по обновлению ж/д инфраструктуры в направлении портов Гданьск и Гдыня. Всего здесь было модернизировано 80 км путей. Как раз перед выставкой подрядчик завершил работы на соседней станции Gdańsk Zaspa Towarowa, установив здесь 70 стрелочных переводов и проложив более 22 км ж/д путей. Но удовольствие это не дешевое - по имеющейся информации, только укладка бетонных плит на месте экспозиции ж/д техники обошлась в 10,5 млн злотых (или около 70 млн грн).
Польский вектор
В отличие от берлинской InnoTrans, на которой ЦТС побывал три года назад, на TRAKO 2021 обратила на себя внимание ориентация выставки преимущественно на польский рынок. С одной стороны, это сказалось на количестве интересных экспонатов, с другой - то, что было представлено, это не какой-то завтрашний день, а техника, которая уже сегодня ездит или вот-вот поедет по железным дорогам Польши. А от того сравнение с тем, что мы имеем в Украине, становилось, мягко говоря, неравноценным.
"В первую очередь бросается в глаза, чем дышит реформированная железнодорожная отрасль Восточной Европы… Это инновации, технологии, развитие новой железнодорожной техники. В подтверждение этого мы увидели на выставке новый маневровый локомотив, гибридный пригородный поезд на водороде, современные грузовые локомотивы Alstom, Siemens. Прошло 20 лет после медленного, но планомерного ухода от монополии, и вот на данный момент польская ж/д отрасль получила конкуренцию, которая в рыночных условиях дает возможность развиваться и усовершенствоваться всем стейкхолдерам на железнодорожном рынке", - прокомментировал увиденное на выставке Михаил Кравченко, руководитель службы ж/д логистики Kernel.
Так что же за вагоны и локомотивы были представлены в Гданьске?
"Завод Цегельского" (Fabryka Pojazdów Szynowych: FPS) продемонстрировал свой совершенно новый вагон 2021 года выпуска для PKP Intercity, для которой планируется поставка 80 подобных вагонов. В дальнейшем польский производитель хочет предложить такую продукцию для рынков Чехии, Германии, Венгрии, Австрии.
Вагон может осуществлять перевозки на скорости до 200 км/ч. Здесь установлена новая информационная система для пассажиров, имеется Wi-Fi. Представленный вагон рассчитан на перевозку 72 пассажиров. Также он может оборудоваться 4 или 8 местами с держателями для транспортировки велосипедов.
Вообще, возможность перевозки велосипедов, как показала выставка, это уже must have для европейских производителей подвижного состава - даже не припомнится, был ли хоть один вагон или поезд, где не была бы реализована такая возможность.
А еще в одном вагоне PKP Intercity понравились два отделенных от остальной части салона вагона купе, предназначенные для беременных и пассажиров с детьми до 6 лет. Купе отличаются "веселенькой" раскраской, а на полу можно увидеть игровой коврик - маленькие пассажиры могут угадывать и называть животных по номерам, также имеется ростомер в виде жирафа. Не сказать, что это невероятные развлечения, но, наверняка, карапузам будет веселее коротать путь в такой обстановке.
А что у нас? Встретив на выставке главу "Пассажирской компании" УЗ Александра Перцовского, спросили у него, планирует ли "Укрзализныця" уделять внимание маленьким пассажирам? На что он рассказал: "Могу говорить не только о планах, а и о том, что сделано. В последнем пригородном поезде, капитально отремонтированном на КЭВРЗ, мы уже начали устанавливать пеленальные столики. На всех новых вагонах, которые в этом году выпускаются, для мам с детьми уже пеленальные столики стали стандартом. Это уже не разовая акция, а обязательное требование к нашему подвижному составу. Также в этой связи мы будет делать перезапуск комнат матери и ребенка на вокзалах, чтобы они стали живыми, удобными, а не просто формально стоял диван. Если говорить конкретно о детских купе, то будем изучать опыт, и если это будет возможно сделать, будет практично, то, конечно, будем пробовать".
Читайте также Играй и путешествуй: Как перевозят детей в европейских поездах
Еще одной новинкой от "Завода Цегельского" для PKP Intercity стал армейский вагон, о котором ЦТС уже ранее неоднократно писал. Если не знать, что где-то в вагоне есть оружейные стеллажи и не брать во внимание темно-зеленую ливрею, то с виду внутри это обычный пассажирский вагон.
Вот только на нижней полке спинки сидений никак не трансформируются и спать там, возможно, будет неудобно.
Зато, что удивило, в вагоне есть стойка кафе-бара и рядом стол с сиденьями - своеобразный мини вагон-ресторан для военных. Для комфортного передвижения своих военнослужащих поляки построят 8 спецвагонов, 4 из которых уже получены от производителя.
Впервые на TRAKO 2021 состоялась демонстрация обновленного электропоезда Flirt от Stadler. Этот поезд также для PKP Intercity. Как известно, недавно швейцарская компания показала в Киеве Flirt белорусской сборки, как вариант подвижного состава под проект City Express. В Польше поезда этой серии эксплуатируются с 2015 года, и нынешний апгрейд нацелен на улучшение комфорта для пассажиров. Так, установлены новые более удобные (по отзывам польских посетителей) кресла, помимо розеток есть USB-зарядки, разумеется, места для велосипедов.
Другой премьерой от Stadler стал двухэтажный электропоезд Kiss, построенный в Польше для Словенских железных дорог. Пожалуй, тот факт, что впервые Stadler Polska произвел такую машину и является наиболее значимым для поляков. Окончательная сборка первого экземпляра должна быть завершена до конца текущего года. А всего в Польше будет построено 10 двухэтажных поездов по контракту со словенской стороной.
Пару Stadler Kiss составил еще один двухэтажный поезд - новый состав Škoda 13EV на локомотивной тяге, произведенный для Чешских железных дорог. Локомотив может тянуть или толкать состав, в последнем случае машинист переходит в кабину первого вагона, откуда дистанционно управляет локомотивом. При этом в качестве тяги может использоваться как электровоз, так и тепловоз. То есть поезд может эксплуатироваться и на неэлектрифицированных линиях. Максимальная скорость - 160 км/ч, в составе может быть от 2 до 7 вагонов.
В Гданьске чехи показали три вагона и планируют поучаствовать в тендере на поставку аналогичных поездов в Польшу.
Дизайн внутри достаточно сдержанный. Из заметных особенностей можно выделить то, что ряд боковых сидений на первом этаже в сложенном состоянии может использоваться как место для перевозки велосипедов и детских колясок. А вот верхние полки для багажа субъективно показались не очень вместительными, но это компенсируется наличием стеллажей для перевозки габаритного багажа. В вагонах есть Wi-Fi, USB-разъемы, подъемные платформы и просторный туалет для пассажиров-колясочников.
Водородный тренд
Климатическая нейтральность железных дорог является сейчас одной из ключевых тем развития ж/д отрасли в ЕС. Не стала исключением и ж/д выставка в Польше, где в данном контексте были представлены водородный и гибридные поезда, а также первый польский водородный маневровый локомотив.
"Что касается цены водорода, то это в 2-3 раза дороже, чем дизельное топливо. Но каждая новая технология несет за собой расходы. Пока не запущено массовое производство, цена всегда остается высокой", - рассказал на презентации первого в мире пассажирского водородного поезда Coradia iLint Славомир Налевайка, управляющий директор Alstom в Польше, Украине и странах Балтии. По его словам, некоторые польские воеводства уже проявляют интерес к подобного рода подвижному составу, а в польской национальной программе по возобновляемой энергии содержатся планы по покупке 40 таких транспортных средств.
Но куда более долгожданной для местной публики была премьера маневрового водородного локомотива. Ведь это собственная польская разработка - компании Pesa Bydgoszcz SA в сотрудничестве с Orlen. Тестировать локомотив будут Orlen и PKP Cargo. Помимо водородного топливного элемента, вторая важная особенность машины заключается в том, что работать она может автономно без машиниста.
Больше о водородном поезде и локомотиве можно прочитать в наших предыдущих публикациях.
Гибридная пара
Еще одной новинкой от польских производителей стал дизель-электропоезд FPS Plus "Завода Цегельского" для компании Polregio. Поезд представляли одновременно с водородным локомотивом и было объявлено, что в ближайшие месяцы должна появиться водородная версия FPS Plus. Также поезд может быть оборудован аккумуляторными батареями.
Демонстрационный экземпляр выполнен в составе двух вагонов, рассчитанных на 270 мест для сидения. Поезд имеет возможность питания от сети постоянного тока напряжением 3 кВ, а также от дизельного двигателя, соответствующего экологическим нормам Stage 5. Модульный дизайн позволяет комбинировать подвижной состав, в зависимости от потребностей заказчика, устанавливая требуемое количество, дверей, сидений или даже туалетов. Максимальная эксплуатационная скорость поезда - 160 км/ч. Его предлагают использовать как на пригородных, городских маршрутах, так и в дальнем сообщении. Ходовая часть, как отметили разработчики, позволяет задействовать его на ж/д инфраструктуре "пониженного стандарта".
Не новинкой, но тоже гибридом является поезд Impuls 2 от Newag. Впервые он был показан на прошлом TRAKO и тогда же получил главный приз за технические новшества, как первый польский гибридный поезд, осуществляющий перевозки с использованием контактной сети и двигателя внутреннего сгорания. Трехвагонный состав может перевозить от 302 до 320 пассажиров. Максимальная скорость при использовании дизельного двигателя - 120 км/ч, на электротяге - 160 км/ч.
Интересной особенностью является то, что в салоне поезда нашлось место даже для дефибриллятора.
Маневровый локомотив для пассажирских поездов
А еще на TRAKO 2021 показали модернизированный маневровый тепловоз. Как ни странно, предназначен он оказался тоже для пассажирских перевозок. Это самый массовый маневровый локомотив польского производства SM42, выпускавшийся в период 1967-1992 гг., которые теперь FPS Cegielski обновляет для PKP Intercity. Всего по контракту между компаниями должно быть модернизировано 13 машин. Они должны будут, помимо маневровой работы, обслуживать пассажирские перевозки на второстепенных неэлектрифицированных ж/д линиях, где ощущается дефицит тяги.
По сути, это новый локомотив - здесь появилась современная комфортная кабина машиниста, установлена новая электроника и дизельный двигатель - более экологичный и экономичный. Но стоит такое удовольствие не очень дешево - по данным польских СМИ, модернизация одного тепловоза обходится примерно в 7 млн злотых (или около 47 млн грн).
Были на выставке и другие интересные экземпляры, например, подбивочная машина для стрелочных переводов от Plasser & Theurer, которая уже со следующего года должна существенно ускорить обслуживание ж/д инфраструктуры у наших западных соседей.
А в целом, конечно, хочется видеть побольше современной железнодорожной техники и в нашей стране, в идеале - выпущенной с участием украинских производителей. Да и самих этих производителей хотелось бы встречать на подобных представительских международных ж/д форумах, ведь, если не предлагать и не показывать свою современную продукцию, то стоит ли потом пенять, что зарубежные конкуренты все активнее проникают на наш рынок…
Еще немного фото с TRAKO 2021...