Сегодня в польском Гданьске на 14-й международной железнодорожной ярмарке TRAKO 2021 французская компания Alstom представила первый в мире пассажирский водородный поезд Coradia iLint. Данная презентация вполне вписывается в европейский тренд последних лет на экологичные и ресурсосберегающие перевозки, а также поддерживает одну из ключевых тем нынешнего ж/д форума в Польше, затрагивающую вопросы климатической нейтральности железных дорог. Ведь Coradia iLint может похвалиться нулевым уровнем выбросов углекислого газа, а в качестве выхлопов производит только пар и конденсированную воду.

С опытом работы

На данный момент все больше производителей и эксплуатантов подвижного состава экспериментируют с новыми источниками питания, которые позволят со временем отказаться от дизельной тяги на неэлектрифицированных линиях. Но ключевая особенность показанного сегодня в Гданьске поезда в том, что он уже имеет опыт коммерческой эксплуатации.  

Ровно три года назад, в сентябре 2018 года, два предсерийных поезда Coradia iLint начали регулярные перевозки в Германии на маршруте Куксхафен - Бремерхафен - Бремерверде - Букстехуде (в окрестностях Гамбурга). Тестирование в таком режиме продолжалось 18 месяцев - за 530 дней пробег поездов составил 180 тыс. км. В руководстве Нижней Саксонии заявили, что опытная эксплуатация подтвердила конкурентоспособность первых промышленных образцов подвижного состава на водородном топливе. Также был отмечен низкий уровень шума.

В развитие проекта летом 2020 года в Бремерверде было начато строительство первой в мире стационарной заправочной станции для водородных поездов, которая должна заменить передвижную заправочную станцию, использовавшуюся до этого. Мощность станции составит 1600 кг водорода в день, что позволит с начала 2022 года круглосуточно заправлять уже 14 региональных поездов, которые будут работать в Нижней Саксонии. С этого момента начнется серийная коммерческая эксплуатация водородных поездов.

Позже массовые перевозки на таких поездах должны начаться и в окрестностях Франкфурта - еще в 2019 году был заключен договор на поставку для региона Рейн-Майн 27 составов Coradia iLint.

После полуторагодовой тестовой эксплуатации в Германии Coradia iLint отправились в своеобразное европейское турне. Так, в 2020 году поезд 10 дней поработал на 65-километровой /д линии между Гронингеном и Леуварденом на севере Нидерландов.

Затем была Австрия - здесь с сентября по ноябрь 2020 года ÖBB тестировала поезд на региональных железнодорожных линиях, в том числе в гористой местности, где такой подвижной состав мог бы заменить дизель-поезда. В августе текущего года водородный поезд был представлен в Швеции, а в начале сентября - во Франции. На родине концерна Alstom опытная эксплуатация Coradia iLint начнется в 2022 году на второстепенной линии Тур-Лош в центральной части страны. Также, как рассказали в Alstom, поездом интересуются в Румынии, Венгрии и Чехии. 

В целом, на сегодня Alstom продал 41 такой поезд в Германию. Также подтвердил заказ на 14 составов итальянский оператор Ferrovie Nord Milano (FNM). 

И вот первый в мире водородный пассажирский поезд в Польше. Летом поезд уже показывали заинтересованным сторонам и операторам на полигоне в Жмигруде под Вроцлавом, а сегодня его предстаивли широкой публике в Гданьске, где ЦТС удалось воочию ознакомиться с инновационным подвижным составом.

Как отметил на презентации Славомир Налевайка, управляющий директор Alstom в Польше, Украине и странах Балтии, основная цель таких составов - заменить дизельные поезда на не электрифицированных линиях. "В польской национальной программе по возобновляемой энергии содержатся планы по покупке 40 таких транспортных средств. Часть воеводств заинтересованы в такого рода парке. В частности, значительную заинтересованность проявляет Поморское воеводство. Использование такого поезда означает, что 400 автомобилей в год не выедут на дороги и не будут загрязнять окружающую среду", - заявил топ-менеджер.

Знакомство поближе

Двухвагонный состав вмещает до 300 пассажиров. Внутри все вполне стандартно для европейского поезда, предназначенного для региональных перевозок. Разве что можно выделить небольшой отсек салона 1-го класса, отделенного от основного салона стеклом и укомплектованного сиденьями с более дорогой обивкой. 

8

Но главное, конечно, другое - топливные элементы. Топливные баки с водородом размещены на крыше вагонов. Электрическая энергия вырабатывается путем соединяя водорода, находящегося в баках, с кислородом из воздуха. Подача водорода производится по запросу, поезд приводятся в движение электрическим тяговым приводом. Единственный выхлоп - водяной пар и конденсированная вода.

Как заявляет производитель, тестовая коммерческая эксплуатация показала, что на одной полной заправке поезд может преодолеть расстояние до 1000 км.

Литий-ионные аккумуляторы, расположенные под вагоном, накапливают излишнюю энергию, производимую водородным топливным элементом, а также кинетическую энергию, рекуперированную во время торможения. Аккумуляторы питают поезд при нормальной работе и могут использоваться для увеличения ускорения поезда при необходимости.

Что касается скорости, то Coradia iLint может развивать до 140 км/ч.

Поезд построен на базе дизельного, потому основные его элементы уже давно прошли проверку временем. Кузова производятся на заводе Alstom Konstal в Польше и только дополнительно оснащаются водородным оборудованием в Германии.

Дорогое удовольствие

И хотя водородный поезд сегодня расширил свою географию на восток, ожидать появления таких экземпляров в Украине пока не приходится. Главный камень преткновения здесь - цена. Еще в 2018 году в Alstom рассказывали ЦТС, что проект начали реализовывать на практике именно в Германии, поскольку только здесь для него нашлось необходимое финансирование, и даже Франция на тот момент не смогла себе позволить его полноценное внедрение.

Если судить по контракту на закупку 27 поездов для региона Рейн-Майн стоимостью 500 млн евро, то в среднем один состав обходится в 18,5 млн евро. Но это, включая обслуживание поездов в течение 25 лет и обеспечение их водородным топливом.

Для сравнения, нашумевший контракт на поставку Крюковским вагонзаводом целых 100 пассажирских вагонов "Укрзализныце" обошелся в 3,044 млрд грн или примерно 95 млн евро. А межправительственный договор между Украиной и Францией предполагает закупку 130 грузовых электровозов на сумму 882,5 млн евро, то есть, условно, 6,8 млн евро за машину.

1500

Как говорит Славомир Налевайка, вопрос цены - индивидуален. И, например, для польского рынка цена на такие машины еще не определена. "Что касается цены водорода, то это в 2-3 раза дороже, чем дизельное топливо. Но каждая новая технология несет за собой расходы. Пока не запущено массовое производство, цена всегда остается высокой. Поэтому здесь важна политика государства. Например, Германия и Франция очень серьезно к энергетической трансформации, и они финансируют внедрение такого топлива, включая низкий уровень налогообложения. Кроме того, требования европейского зеленого курса" обязывают нас до 2050 года обеспечить нулевые выбросы. Поэтому такой транспорт - не далекая перспектива", - резюмировал управляющий директор Alstom в Польше, Украине и странах Балтии.

На железнодорожном форуме в Гданьске присутствовали и представители "Укрзализныци". Мы поинтересовались у них, что думают в компании о водородных поездах. Директор по инженерно-техническому обеспечению УЗ Татьяна Трипольская говорит, что "нужно познакомиться с этой технологией, чтобы понимать, сколько будет стоить содержание такого подвижного состава и его заправка".

"Это любопытно. Но нас здесь интересуют в первую очередь технологии, которые могут увидеть украинские пассажиры в этом, следующем и 2023 году", - прокомментировал руководитель "Пассажирской компании" Александр Перцовский. Однако в целом в делегации УЗ отмечают: "Стратегически мы смотрим в сторону декарбонизации. Конечно, за этим будущее. Будем надеяться, что это будущее будет быстро приближаться". 

Читайте также Водород, батареи, растительное топливо: Как "зеленый" тренд меняет локомотивы и поезда