2 апреля Министерство инфраструктуры приняло решение "открыть небо" в аэропорту Львов в качестве эксперимента. Глава Госавиаслужбы Денис Антонюк на своей странице в Фейсбук написал, что 3 апреля были отправлены письма в авиационные власти Франции, Нидерландов, Азербайджана, Казахстана, Армении, Туркменистана с предложением снять ограничения по количеству рейсов и перевозчиков во Львов. Кроме того, по его словам сейчас открыты все основные пункты в Европе, а также другие международные направления (в первую очередь ОАЭ, Россия, США…). «По остальным ограниченным пунктам предложения открыться отправлены (мяч не на украинской стороне)», - написал Денис Антонюк.

Читайте также Лоукосты на границе: 8 аэропортов рядом с Украиной, откуда летают бюджетные авиакомпании

Теперь остается ждать реакции на эти письма. Если они последуют и во Львов, действительно, зайдет один или несколько новых иностранных авиаперевозчиков, то правыми окажутся те, кто утверждает, что главная причина сложной ситуации в отечественном авиарынке – неправильная госполитика. Если никто не зайдет, то дополнительные аргументы получат те, кто во главу угла ставит сложную экономическую ситуацию в стране. В любом случае, следует признать, что эксперимент с односторонним открытием Львова – весьма удачный пиарход Мининфраструктуры, который уже, независимо от его результата, смягчил реакцию общества на уход с рынка "ВиззЭйр Украина".

В чем суть «Приоткрытое небо» подразумевает под собой доступ в аэропорт Львов для всех перевозчиков на уровне двухсторонних договоренностей между авиационными органами нашей власти и властей перевозчика. По словам Андрея Пивоварского этот принцип будет действовать в одностороннем порядке. «То есть, мы не ожидаем аналогичного шага с их стороны», - отметил министр.

В колонке для Украинской правды министр разъяснил, что со 2 апреля любая иностранная компания может без преград получить от Украины разрешение на полеты во Львов. Для этого ей необходим только документ от своей авиационной власти, которая подтвердит, что разрешает перевозчику осуществлять полеты во Львов – это стандартное разрешение, которое авиакомпании всегда получают в своей стране перед тем, как начать куда-то летать.

Согласно законодательству, авиакомпании могут летать в Украину, а украинские в Европу только в рамках межправительственных соглашений. В них прописано, какие именно авиакомпании имеют право летать в/из страны и частота рейсов. Если одна из сторон хочет внести изменения в соглашение, например, увеличить число рейсов, она обращается в Госавиаслужбу и Министерство транспорта, а окончательное решение утверждает Кабмин.

"Реализовать этот проект в аэропорту Львов вполне реально, но при условии, что министерство и Госавиаслужба разберутся со своими полномочиями и правилами выдачи прав на эксплуатацию воздушных линий"

Эффект для украинских перевозчиков Для украинских перевозчиков аэропорт Львов также открыт. По словам министра, с начала апреля можно подавать заявки на любые маршруты. Однако, чтобы получить назначение украинским авиакомпаниям понадобиться больше времени, из-за судебного разбирательства по поводу правил назначения на маршруты.

В комментарии порталу ЦТС, партнер юридической фирмы Анте Андрей Гук выразил мнение, реализовать этот проект в аэропорту Львов вполне реально, но при условии, что министерство и Госавиаслужба разберутся со своими полномочиями и правилами выдачи прав на эксплуатацию воздушных линий.

«Поэтому, украинские авиакомпании не могут получить никаких назначений ни со Львова, ни с другого города, пока не заработает комиссия, которая будет принимать решение о предоставлении (аннулировании) авиаперевозчикам права на эксплуатацию воздушной линии. Единственное, что возможно - это в порядке межправительственных соглашений снять все ограничения и пустить иностранных перевозчиков во Львов», - отметил Андрей Гук.

Крупнейший украинский перевозчик МАУ также поддерживает эксперимент в аэропорту Львов, более того, предлагает всем заинтересованным  присоединиться к запуску информационной программы «Открой Украину!», призванной популяризовать туристическую привлекательность Львова и Западной Украины. «Как авиаперевозчик, в течение многих лет работающий на рынке Львова, мы хорошо представляем себе туристический потенциал региона и необходимость его продвижения с целью создания дополнительного спроса, - отметил президент МАУ Юрий Мирошников. – Без решения этой задачи инициатива по открытию неба будет недостаточно эффективна, ведь уже существующий широкий диапазон возможностей для полетов из Львова не используется авиакомпаниями в полной мере».

Чего ожидать Снятие ограничений позволит увеличить пассажиропоток в аэропорту Львов, а также будет способствовать въездному туризму и развитию транзитных перевозок. «Это и приглашение для лоукостов. Тем более, что по моей информации аэропорт заинтересован в привлечении авиакомпаний и готов договориться про условия сотрудничества, выгодные для обеих сторон», - отметил Пивоварский.

Еще до анонсированного решения министерства мер города Львов Андрей Садовой на свой странице в Фейсбуке написал: «Боремся за открытие нашего авиапространства для мира. Ожидаем на решение Минтранса, которое позволит применить принцип «открытого неба» для начала, хотя бы во Львове. Начинаем работать над договорами с новыми авиакомпаниями, в том числе лоукостами».

Кроме того, для жителей западных областей открытие новых рейсов – это возможность напрямую летать в страны Европы, Азии, и Южной Африки без дополнительного путешествия в Борисполь, который находится на расстоянии 600-400 километров.

Впрочем, по словам генерального директора консалтинговой компании Friendly Avia Support (FAS) Александра Ланецкого шансы на успешную реализацию этого проекта – не велики и это никак не поможет пассажиру летать дешевле. «Главная проблема украинской авиации – очень малый платежеспособный спрос. У людей нет денег на билеты и тут не важно сколько они стоят – 500 евро или 50 евро. Вторая проблема – это отсутствие шенгенских виз. По данным Польского посольства не более, чем у 1 млн граждан есть действующие многоразовые визы. За последний год средний класс значительно обеднел и авиакомпании это понимают. По этим причинам с рынка ушел Wizz Air Ukraine, по этим причинам – банально полагать, что придут другие иностранные авиакомпании», - отметил Александр Ланецкий.

Читайте также БезВИЗЗовый режим: что вынудило единственного украинского лоукоста уйти с рынка