В последние месяцы положение дел на "Укрзализныцевыглядит настолько критичным, что на проблему открыто обратили внимание первые лица страны. Решением СНБОвпервые со времен Григория Кирпы, было инициировано назначение на должность временного главы компании министра инфраструктуры. Несмотря на то, что это противоречит нынешним законам Украины.

У Александра Кубракова большой кредит доверия со стороны президента, а значит, к его мнению будут прислушиваться. По крайней мере на это рассчитывают участники железнодорожного рынка, которые говорят, что нынешнее решение - это новая надежда для отрасли. Правда, отмечают, что сам министр едва ли сможет справиться с этой задачей и вникать в ежедневные проблемы УЗ, поэтому понадобится антикризисная команда, которая в течении полугода-года сможет стабилизировать компанию по ключевым показателям. "Наконец-то мы будем иметь не коллективную безответственность, а персональную ответственность министра инфраструктуры, возможно, других людей, которые должны будут вытянуть "Укрзализныцю" из кризиса", - говорит бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян.

На каких же направлениях стоит сосредоточиться новому временному руководству "Укрзализныци"? 

Что произошло?

31 июля стало известно, что Совет нацбезопасности и обороны инициировал введение временного руководства в "Укрзализныцю" до избрания главы правления и формирования полноценных органов управления акционерного общества. В документе было сказано, что информация, предоставленная Службой безопасности Украины, "свидетельствует о ряде угроз государственной безопасности, связанных с критической ситуацией в акционерном обществе "Украинская железная дорога", что может привести к дестабилизации работы объектов критической инфраструктуры железнодорожной отрасли и создать реальную угрозу жизненно важным интересам Украины". Речь идет об аварийном состоянии инфраструктуры и подвижного состава, инвестиционных вопросах, трудовых, проблемах тарифного регулирования и критического финансового состоянии компании.

В итоге, СНБО поручил Кабинету министров возложить обязанности главы правления АО "Укрзализныця" на министра инфраструктуры Александра Кубракова. Введение временного руководства УЗ инициируется на период избрания главы правления и формирования полноценных органов управления общества с соблюдением всех требований действующего законодательства Украины и стандартов ОЭСР. Однако четкие сроки при этом не указываются.

Согласно выписке из протокола заседания СНБО №25 от 30 июля этого года, от Кабмина также требуется созвать собрание акционеров по ряду вопросов. В частности, согласно выписке, необходимо привести к экономически обоснованным тарифам грузовые перевозки; обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергии для УЗ; ввести программы восстановления инфраструктуры, подвижного состава, организовать закупку новых вагонов; обеспечить увеличение транзита и расширение сети для перевозки грузов в контейнерах; ввести скоростное движение. 

Затяжной кризис

Не секрет, что УЗ находится в критическом состоянии уже около десятка лет. Главные причины, которые привели к этому - частная смена менеджмента, тотальная коррупция и отсутствие поддержки государства.

Как подчеркивает глава ФРТУ Владимир Гусак, за последние 5 лет в "Укрзализныце" было 11 руководителей. Такая частая смена команд для компании, где от принятия инвестиционного решения до результата проходит несколько лет, не несет ничего хорошего. Как результат, план по капинвестиям из года в год выполняется не более, чем на 70%, а в 2019 году этот показатель и вовсе составил 51%. "Но почти каждый год с бизнеса собирают деньги через повышение тарифов и потом эти деньги просто куда-то исчезают. Сейчас снова речь идет о повышении тарифов. Но без наведения порядка и без назначения нового менеджмента все эти деньги точно так же уйдут в никуда, как и от прошлых повышений тарифов", - говорит Гусак.

Второе - государство не выполняет свои функци в отношении акционерного общества. Только в этом году впервые за всю историю из госбюджета были выделены деньги на закупку пассажирских поездов. В то время, как в большинстве стран инфраструктура и пассажирский сектор дотируются за счет государства, у нас эти расходы до сих пор покрываются за счет грузовых перевозок.

"Такая комбинация фактов, как коррупция и отсутствие поддержки государства привела к тому, что УЗ находится на грани катастрофы и единственное, что сдерживает ее, - это постоянное повышение тарифов", - говорит президент "Укрметаллургпрома" Александр Каленков. 

Однако, как отмечает Владимир Омелян, если учитывать масштабы коррупции, когда за 2020 год по данным Временной следственной комиссии при Верховной Раде, только в сфере закупок было украдено 8 млрд грн, то никакое повышение тарифов компанию не спасет.

Чего ждет рынок? 

Участники рынка сходятся во мнении, что решение СНБО правильное, однако гораздо важнее, какими будут дальнейшие действия. Среди важных мер отмечают необходимость создания антикризисной команды в министерстве, финансовое оздоровление компании, инвестиции и реформирование.

"Министерством должна быть сформирована команда, потому что у министра вряд ли будет возможность вникнуть в ежедневную работу УЗ. Кроме того, должен быть поставлен четкий срок - полгода, возможно, год. И ключевые показатели по которым эта команда должна навести порядок. Они должны быть связаны и с затратной частью (закупка топлива, электроэнергии, запчастей и т. д.) и с доходной", - отмечает Александр Каленков. Однако, в это же время, необходимо, чтобы параллельно шел процесс назначения нового Наблюдательного совета, который сможет отобрать эффективный менеджемент.

Еще один важный момент - экономически обоснованные тарифы. Сейчас речь снова идет о повышении, с которым бизнес не согласен. Омелян подчеркивает, что необходимо прозрачное обсуждение тарифной политики, которая должна быть рассчитана исходя из реальной стоимости перевозок, а не по методикам 60-тых годов.

Третье направление - это инвестиции. Деньги должны быть вложены в локомотивы, узкие места инфраструктуры и пассажирский сектор и при этом программа капинвестиций должна выполняться в полном объеме.

Четвертое - финансовое оздоровление компании и реструктуризация долгов. Пятое - реформирования компании, то есть разделение на вертикали. Это то, что было давно обещано. По словам Каленкова, если "Укрзализныцю" не реформировать, то в такой форме, как сейчас, она и будет продвигаться дальше от кризиса к кризису.

"Если будет сформирована понятная команда при министерстве, установлены четкие ориентиры и дан конечный срок, параллельно набран новый Наблюдательный совет и правление - это было бы очень правильным решением", - резюмирует Каленков.

Читайте также Сближение классов. Как рынок оценивает новую инициативу "Укрзализныци" и МИУ