На днях премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что правительство не намерено вводить в стране тотальный локдаун, однако в случае ухудшения эпидемической ситуации карантин может быть ужесточен. После того, как количество подтвержденных случаев заболеваний за сутки перевалило за 9 тысяч, в правительстве заговорили о вариантах ужесточения мер предосторожности. Например, о "карантине выходного дня". Он не предусматривает остановку либо какое-нибудь влияние на транспорт.

Сами транспортники считают вероятную остановку их работы в условиях пандемии иррациональным решением. К примеру, Александр Перцовский, новый руководитель "Пассажирской компании" АО "Укрзализныця" в октябре заявил, что ограничивать работу железнодорожного пассажирского транспорта в период карантина нецелесообразно. "С точки зрения защиты общественного здоровья и с точки зрения экономики мы не видим в этом смысла […] В сравнении с альтернативой - бесконтрольными маршрутками - ж/д транспорт наиболее контролируемый", - отметил он. Вместе с тем, министр инфраструктуры Владислав Криклий не исключает, что в случае роста заболеваемости УЗ снова начнет продавать в поездах дальнего следования лишь 50% билетов - в шахматном порядке, как это было до начала июля.

Городские власти Киева и Харькова делают слабые попытки повлиять на соблюдение карантинных требований в метрополитенах. Например, харьковской подземке было поручено уменьшить интервал движения поездов. А в столице мэр Виталий Кличко на днях заявил, что ношение масок в метро будет контролировать специальная муниципальная охрана. Увы, журналистами ЦТС работа данной охраны пока замечена так и не была, а произошедшее на днях псевдоминирование одной из пересадочных станций и последовавшее за ними столпотворение в очередной раз показало, что ни о какой социальной дистанции в метро не может быть и речи.

Авиационный транспорт в Украине в условиях закрытых границ других стран и падения доверия путешественников несет огромные потери даже без ограничений со стороны государства. "Инициаторам (возможного) решения об очередном локдауне следует осознать ответственность за его последствия, в частности, за дальнейшее сокращение рабочих мест, падение доходов и отчислений в государственную казну. Для наглядности: одно рабочее место в авиации генерирует пять в смежных областях, а это значит, что очередная стагнация авиарынка нанесет тяжелейший удар как по авиакомпании, так и игрокам других отраслей экономики страны", - заявили на днях в авиакомпании МАУ.

Тем временем в странах Западной и Центральной Европы решили не идти "по шведскому сценарию", и государства одно за другим стали принимать весьма решительные меры по борьбе с коронавирусом. Значительная их часть влияет на свободу передвижения и отчасти - на работу транспорта.

Франция

Жесткие меры были приняты во Франции. 28 октября с соответствующим обращением выступил президент Эммануэль Макрон. Ситуация в стране настолько серьезная, что позже премьер-министр Жан Кастекс призвал французов соблюдать меры предосторожности даже у себя дома. С 30 октября по 1 декабря во Франции введен повсеместный режим изоляции, однако с некоторыми отличиями от локдауна, объявлявшегося в стране весной. В 54 департаментах (с населением 46 млн человек) введен комендантский час с 21:00 до 6:00. Работу продолжают заведения оптовой торговли, школы и дошкольные учреждения, учреждения внешкольных занятий, отели и весь общественный транспорт. Однако вряд ли французские отели в ближайшем будущем заполнят туристы - во всяком случае не имеющие паспорта Европейского Союза. Границы Франции по-прежнему остаются открытыми для граждан ЕС, но закрыты для всех остальных. Само собой, любой человек, прибывающий в страну, обязан предъявить негативный результат ПЦР-теста либо незамедлительно его сдать.

Германия

В Германии со 2 ноября введен "мягкий локдаун". Комплекс мер, который будет действовать по крайней мере месяц, власти страны объяснили тем, что за 9 дней число пациентов, которые подключены к аппаратам ИВЛ, увеличилось вдвое. Хотя в Германии не вводится комендантский час или запрет на выход из дома, немцам все же рекомендуют кардинально сократить социальные контакты. Гостиницы страны могут принимать посетителей, приехавших по уважительной причине и с нетуристическими целями. Общественный транспорт при этом продолжит работать. Через две недели канцлер Ангела Меркель намерена изучить эффективность принятых мер и, если понадобится, внести в них коррективы. Что касается въезда в страну, то еще с середины октября немецкие пограничники перестали принимать справки о негативном ПЦР-тесте от прибывающих из стран "красной зоны". Теперь всем им необходимо проходить 10-дневный карантин.

Тем временем Deutsche Bahn организовал совместно с полицией рейды в поездах и на вокзалах для контроля за соблюдением правильного ношения масок пассажирами. Кампания, к участию в которой также привлекаются региональные органы здравоохранения, продлится по крайней мере до декабря. "Маска доказала свою безопасность при путешествии по железной дороге. Вот почему наша основная забота на осень - обеспечение высокого уровня безопасности в поездах и на вокзалах и требование носить маску", - заявил член правления DB Passenger Transport Бертольд Хубер. В DB констатируют, что маски носят почти 95% пассажиров региональных поездов и дальнего следования. Но такой контроль не ограничивается только железной дорогой - еще в сентябре правительство Германии и правительства федеральных земель договорились с транспортными компаниями о регулярных проверках.

121010206_3649925808359725_4022951915693483819_o

Фото - DB

Италия

С 5 ноября по 3 декабря ужесточение карантина ввела и одна из стран, наиболее пострадавших от первой волны коронавируса, - Италия. Ряд жестких правил распространятся на всю территорию страны, но при этом сохранится разделение по "зонам риска". В регионах наибольшего риска ограничения близки к тем, которые действовали весной. Согласно указу правительства, в красных зонах закрылись магазины розничной торговли, бары, рестораны, а также введено ограничение на передвижение. Жителям в таких регионах разрешено выходить из дома только по срочным делам или по медицинским причинам.

В "оранжевой зоне" ограничен въезд-выезд из региона, также ограничивается выезд из своих муниципалитетов. При этом по всей стране с 22:00 до 5:00 действует комендантский час. После этого времени все, кто выходит на улицу, должны иметь подтверждение важной причины. Таковыми считаются поездка на или с работы, неотложные обстоятельства или вопросы здоровья.

Общественный транспорт (как городской, так и региональный) в Италии продолжает работать, но при условии заполненности не более чем на 50%.

Великобритания

В начале недели премьер-министр Великобритании Борис Джонсон объявил о введении с 5 ноября в Англии "облегченного варианта" режима самоизоляции на четыре недели из-за роста темпов распространения COVID-19. Он продлится до 2 декабря. В этот период жителям Англии разрешено покидать дома только по необходимости - для поездок на работу, учебу или для совершения покупок в продовольственных магазинах. Прогулки также разрешены. Однако вводится запрет на поездки за рубеж за исключением поездок в рабочих целях. При этом стоит отметить, что данное решение касается только Англии и не распространяется на другие страны Соединенного Королевства. Новые ограничения, касающиеся общественного транспорта, вводиться не будут. По результатам исследований Имперского колледжа Лондона, в метрополитене и автобусах британской столицы не были найдены следы частиц вируса. Два раза исследователи брали мазки с эскалаторов, поручней, автобусных остановок и считывающих устройств Oyster Card и не выявляли возбудителя заболевания. Более того, ученые даже использовали специальный датчик, который в течение часа всасывал воздух через фильтр со скоростью 300 литров в минуту - и он не показал наличия в транспорте вируса. Вероятно, это стало результатом усиленных мер по уборке транспорта, внедренных TFL.

photo_2020-11-05_18-38-53

Фото - AFP/Getty Images

Испания

Как минимум до начала следующей недели будет действовать режим чрезвычайной ситуации в Испании. Премьер-министр Педро Санчес ввел его с 25 октября на срок 15 дней. На самом деле, глава испанского правительства намерен продлить его на срок до полугода, но пока не получил одобрение парламента. В стране действует комендантский час с 23:00 до 6:00, введены ограничения на социальные контакты, на местном уровне может быть ограничено передвижение. В частности, обитатели некоторых муниципалитетов не могут покинуть свои города, а в отдельных случаях - выехать за пределы региона (например, из Каталонии). Вместе с тем, транзитный транспорт работает без ограничений. Об ограничениях, касающихся местного общественного транспорта не сообщается.

Новые правила пока что не распространяются на Канарские острова, так как, во-первых, там масштабы распространения инфекции существенно меньше, а во-вторых, в регионе пытаются поддерживать туристическую отрасль.

Польша

Частичный локдаун с 7 ноября вводит и Польша. Пока предлагаемые правительством меры предусматривают закрытие непродовольственных магазинов в торговых центрах, театров и кино, перевод учеников школ на дистанционное обучение, ограничение пребывания людей в церквях и магазинах. Номера в отелях будут доступны только для гостей, находящихся в командировке. Пока данные меры введены лишь до 29 ноября. Но если в течение двух недель ситуация с распространением вируса не улучшится, тогда, по словам премьер-министра Матеуша Моравецкого, будет вводиться "национальный карантин", предусматривающий в том числе ограничение передвижения людей. В данный момент в общественном транспорте Польши уже действуют некоторые ограничения. Например, в междугородных автобусах продаются только 50% мест. В городских автобусах могут быть заполнены только 50% сидячих мест или 30% от общего количества мест. В случае с 18-метровым автобусом, в нем могут ехать (в зависимости от типа) 40-54 пассажира; 12-метровым - 21-35 пассажиров; 9-метровым - 16-17 человек.

Такие нормы были введены правительством Польши из соображений, что в период ужесточения карантина только 50% пассажиров продолжат осуществлять поездки. Из-за того, что местные бюджеты недополучают запланированные средства от реализации билетов, в этой ситуации уже ведутся разговоры об увеличении стоимости проезда.

Чехия 

Стоит отметить, что раньше всех ужесточение карантина в связи с коронавирусом объявили в Чехии и Ирландии. В Чехии режим чрезвычайной ситуации стартовал 5 октября и продлится минимум до 20 ноября. Впрочем, шансы на то, что правительство страны продлит ограничения и после 20 ноября, очень велики. Несмотря на принятые меры, на прошлой неделе Чехия вышла на первое место в мире среди стран с самой высокой статистикой заболеваемости на 100 тыс. населения. При этом об ограничениях работы транспорта не сообщается, единственное требование, выдвигаемое к пассажирам, - ношение масок. Как писал ЦТС, Чешские железные дороги даже расширили ассортимент продукции, предлагаемой пассажирам поездов - теперь маски можно купить в жд кассе или просто в поезде. А частная компания Leo Express выдает бесплатно респираторы своим пожилым пассажирам.

_methode_times_prod_web_bin_5224a35a-a428-11ea-a585-dcb14d2bcd47

Ирландия

Что касается Ирландии, то там с 21 октября на шесть недель введен запрет для граждан удаляться от дома более чем на пять километров, если это не связано с рабочей необходимостью.

Как рассказала ЦТС Юлиана Романишин, проживающая сейчас в Дублине и работающая в ІТ-сфере, городской общественный транспорт (автобусы, трамваи, электричка) продолжает работать, но транспорт стал курсировать реже, а количество пассажиров ограничили. Так, пассажиров должно быть не более 25% от полной загрузки, что приводит к образованию очередей на остановках. Также были отменены некоторые автобусы в аэропорт, но есть альтернативные способы добраться. При этом школьные автобусы и дальше продолжают возить детей.

Между тем в Национальном союзе автобусного и железнодорожного транспорта жалуются, что ограничение в 25% осенью более остро отразилось на пропускной способности общественного транспорта, чем весной, когда не работали школы, многие предприятия и розничная торговля. Сейчас они открыты в той или иной мере. Поэтому даже двухэтажные автобусы, работают на ирландских маршрутах, не успевают перевозить всех жедающих.   

Читайте также Пандемический менеджмент стал комплексной катастрофой для европейской авиации – глава Wizz Air