Заинтересованность стратегических инвесторов и углубление причалов и акватории – две взаимозависимые "генеральные" задачи, которые уже сегодня необходимо решать руководству крупнейшего украинского порта на Дунае для того, чтобы далеко идущие планы стали реальностью. Вместе с тем, главное, чем на данный момент (фактически за первые полгода своей работы) успевает "похвастаться" Измаильский филиал Администрации морских портов Украины (АМПУ), – это то, что, по итогам 2013 года, удалось сократить убытки практически на 4 млн грн, год был закончен с результатом – «минус» 7,9 млн грн.
Читайте также Порт Измаил: Тарута осваивает Дунай
При этом администрация порта, впервые за последние годы, заговорила об интересе со стороны потенциальных инвесторов. Напомним, летом 2012 года тогдашнее руководство ГП "Измаильский морской торговый порт" (ИзМТП) вышло с инвестиционными предложениями к поставщикам и потребителям угольно-рудных грузов. Тогда компаниям Voestalpine AG (Австрия), Ferrexpo (Швейцария), "Славутич-Руда-Украина" и ряду других было предложено развивать специализированные мощности на территории порта с учетом возможностей, которые появляются благодаря дальнейшему принятию закона о морских портах.
С тех пор эта тема особо не возникала, но сегодня, по словам главы Измаильского филиала АМПУ Николая Ильина, рассматривается возможность сооружения компанией "Эконоватика" в Измаиле комплекса по хранению и перевалке сжиженного углеводородного газа. Ориентировочная мощность комплекса составит 120 тысяч тонн газа в год, стоимость строительства, включая оборудование – 12,5 млн грн.
"Данный проект, как и ряд других перспективных проектов, включены в план развития, надеемся, они заинтересуют инвесторов", – заявил Центру транспортных стратегий глава администрации порта. При этом план развития до 2038 года предусматривает практически двукратное увеличение годового объема грузоперевалки в Измаиле – на 2,72 млн тонн. Напомним, минувший год, по данным АМПУ, портовики завершили с результатом 2,76 млн тонн.
Разговор о необходимости привлечения инвестора со своим грузопотоком (на чем акцентируют внимание в Измаиле), как и вообще об интересе потенциальных стратегических инвесторов к Измаилу, неизбежно приводит к теме глубин. Сегодня в порту грузятся суда "река-море" с осадкой до 4 метров. Портовая администрация утверждает, что дноуглубление включено в ближайшие планы, но пока воздерживается от деталей.
Старые и новые грузы Что касается ГП "ИзМТП", единственной стивидорной компании в Измаиле, то весь последний год, по словам директора ГП Андрея Ерохина, прошел в работе по возврату утраченных грузопотоков. Измаил недополучил, в сравнении с 2012 годом, 480 тысяч тонн окатыша Полтавского ГОКа, что стало ощутимым "ударом" для предприятия (ни много ни мало – 17% грузооборота 2012 года). Привлечение новых грузов частично компенсировало эти потери, хотя и не полностью (2013 год завершен с 6%-м снижением объема перевалки). Этими новым грузами стали слябы Алчевского металлургического комбината, а также российские минеральные удобрения, которые частично вернулись в порт благодаря скидкам на железнодорожные перевозки этого вида продукции, а также на комплекс работ, связанный с обработкой грузов.
Портовая администрация утверждает, что дноуглубление включено в ближайшие планы, но пока воздерживается от деталей.
Традиционные грузы для Измаильского порта – уголь, руда, окатыши, которые грузятся на баржи, идущие вверх по реке. Плюс – небольшие потоки растительного масла и шрота подсолнечника, они грузятся на морские суда. Помимо привычных грузов, портовики готовы к приемке железнорудного концентрата из Кривого Рога – от компании "Арселор-Миттал". Соответствующий контракт был заключен осенью 2013 года.
Этот груз, в силу климатических условий, не транспортируется в холодное время года – и поставки будут возобновлены весной. В любом случае – это 350-400 тысяч тонн в год, и по итогам партнерства в 2014 году можно будет говорить о продолжении сотрудничества. Также руководство ГП ожидает до 200 тысяч тонн российских минудобрений.
О цифровом выражении планов на текущий год в Измаильском порту говорят осторожно. "Не будем загадывать много, мы хотим хотя бы 3 млн тонн – и на каждый месяц ставим себе "минимальную планку" в 300 тысяч тонн. Хотя если судить по письмам наших экспедиторов (у нас работают 18 компаний), то можно "увидеть" и 3,9 млн тонн", – рассказал Центру транспортных стратегий Андрей Ерохин.
Что касается пресловутого и много раз обсуждавшегося объединения морских дунайских портов и "Украинского дунайского пароходства" (УДП) в единую структуру, то руководители и администрации Измаильского порта, и ГП убеждены: юридическое слияние сегодня не является актуальным вопросом, так как фактически предприятия уже работают как звенья одной логистической цепи. "У пароходства базовый порт – Измаил. И ни один порт на Дунае не может дать такие условия для грузоотправителя, какие может дать Измаильский порт вместе с УДП. Здесь, как в базовом порту, стоят баржи УДП – и мы всегда можем предложить клиенту прямой вариант погрузки на борт, без затрат на хранение на складе. А УДП, со своей стороны, – всегда может предложить свободный тоннаж", – подчеркивает директор ГП Андрей Ерохин.
Нельзя забывать и о социальной стороне проблемы. "Совместная работа в качестве хозрасчетных структур, конечно, дает определенные преимущества – это и перевалка по себестоимости, и возможности скидок грузовладельцам и, тем самым, повышение привлекательности на рынке. Но объединение – это и сокращение какого-то числа работников. А нашему региону сегодня обязательно нужны рабочие места, чтобы хоть немного снять социальную напряженность", – напоминает глава администрации порта Никола Ильин.