Вау! Именно так вся Европа сейчас восторгается сборной Исландии по футболу, которой удалось победить такого сильного соперника как Англия. Но сами островитяне уже несколько лет используют слово "вау" (wow в английской транскрипции) несколько в ином контексте. С мая 2012 года в Исландии летает бюджетная авиакомпания WOW air.

Примечательно, что исландцы первыми среди европейцев опробовали, что такое лоукост. В 1964 году исландская авиакомпания Loftleiðir первая в Европе применила лоукост-модель, к тому же, внедрив ее на трансатлантических перелетах. Тогда дешевые перелеты пришлись по вкусу американцам, особенно хиппи. Даже президент США Билл Клинтон будучи молодым летал на рейсах Loftleiðir.

Полвека спустя исландец Скули Могенсен решил повторить этот успех и основал новую лоукост-авиакомпанию WOW air, которой удалось обогнать многих конкурентов на острове. За несколько лет новый авиаперевозчик добился значительных успехов. Если в 2013 году пассажиропоток составил 0,4 млн, в 2015 году – 0,7 млн, то в 2016 году компания намерена перевезти 1,6 млн пассажиров (и это в стране с населением 0,3 млн человек!), а загрузка рейсов стабильно превышает 80%. Для сравнения Icelandair, крупнейший авиаперевозчик Исландии, в прошлом году обслужил более 3 млн пассажиров. Однако национальный перевозчик существует почти 80 лет, а WOW air летает только 4 года. "Нет ничего невозможного", – любит повторять Скули Могенсен. Его авиакомпания – прямое тому подтверждение. В чем же секрет быстрого успеха WOW air?

Читайте также Викинг авиации: как Бьорн Кьос создавал третьего лоукостера Европы

Начальный капитал Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с основателя, единственного владельца и президента WOW air – Скули Могенсена. До основания собственной авиакомпании он не имел к авиации ни малейшего отношения. Разве что пользовался самолетами как обычный пассажир. О жизни Скули Могенсена известно немного. Он предпочитает не говорить о себе, но с радостью рассказывает о своем детище – WOW air. Между прочим, лоукост – это не первое предприятие, которое он основал.

12

До того, как заняться бизнесом, Скули Могенсен изучал философию в Университете Исландии. Однако философом он не стал. Во время учебы увлекся телекоммуникационными технологиями. Учась в университете, Скули создал свою первую компанию – OZ Communications, которая специализировалась на разработке приложений для мобильных телефонов. Динамично развивающаяся отрасль манила молодого Скули и вскоре он бросил университет, чтобы всецело посвятить себя новым разработкам.

Со временем маленькая компания стала наращивать объемы. В начале 2000-х офис OZ Communications был перенесен из Исландии в канадский Монреаль, где Скули прожил восемь лет. А в 2008 году бизнесмен решил продать свое детище финской корпорации Nokia. К моменту продажи штат OZ Communications превышал 200 человек, а по всему миру было продано более 100 млн копий программ по рассылке мобильных сообщений.

Кроме OZ Communications, Скули Могенсен создал еще одно успешное предприятие. В 1998 году он был одним из четырех учредителей компании Islandssimi – первого в Исландии частного оператора фиксированной связи. В 2001 году оператор вышел на рынок мобильной связи, а впоследствии был продан Vodafone. Сейчас Islandssimi называется Vodafone Iceland и является вторым на острове мобильным оператором.

С конца 1990-х Скули Могенсен привнес разнообразие в свой бизнес. В 1999 году он создал инвестиционный фонд Arctic Ventures для финансирования проектов и стартапов в Скандинавии. А чарез десять лет, в 2009 году, основал анимационную студию CAOZ, впоследствии ставшую наибольшей в Исландии.

5

Немного сумасшествия Финансовый кризис 2008 года внес коррективы в жизнь успешного бизнесмена. Удачно продав OZ Communications, он решил вернуться на родину. "Я знал, что я должен поехать домой, чтобы они смогли воспользоваться мною. Мною и моими деньгами", – вспоминает Скули Могенсен. Так бизнесмен вернулся в родную страну, охваченную кризисом. Но финансовые проблемы его не отпугивали.

"Я знал, что в Исландии есть три основных развивающихся сектора. Во-первых, рыболовство, но этот рынок сильно зарегулирован. Во-вторых, туризм. Отрасль в настоящее время растет более чем на 20% в год. Это безумие. Поэтому (я создал) авиакомпанию. В-третьих, альтернативная энергетика. Исландия является образцовой экостраной. Это причина, чтобы заняться биометанолом", – заявил он в интервью немецкому изданию Spiegel.

Такие мотивы подвигли Скули Могенсен заняться сразу несколькими отраслями – финансовой, энергетической и авиационной. Успешный бизнесмен одновременно участвовал в спасении исландского банка MP Bank и входил в состав правления всемирно известной исландской компании Carbon Recycling International, которая производит возобновляемое топливо из выбросов углекислого газа.

Читайте также Крестный отец лоукостов: кто превратил самолеты в электричку

А в ноябре 2011 года Скули Могенсен решился на главное "безумие" – основал собственную авиакомпанию WOW air. "Все мне говорили, что я сумасшедший", – вспоминает создатель лоукоста. Полгода спустя первый самолет в фирменной фиолетовой ливрее полетел из Рейкьявика в Париж. Скули решил поистине удивить исландцев, запустив первый рейс не в привычные аэропорты Великобритании, Германии или Скандинавии, а во Францию. Другой изюминкой новой авиакомпании стали цены. Могенсен выбрал модель бюджетной авиакомпании. На этом сюрпризы и удивления не закончились.

Цена важнее всего В течение пяти месяцев маршрутная сеть WOW air не развивалась. Но в октябре 2012 года наступила резкая перемена. Скули Могенсен приобрел право на полеты по маршрутам другого исландского лоукоста Iceland Express. Так сеть молодой компании мгновенно расширилась, в том числе и по ту сторону Атлантики. Предпринимателя не остановила даже жесткая конкуренция на рынке. "Исторически сложилось, что 99% трансатлантического рынка находится под контролем, как я называю, наследственного картеля. Я уверен, что бюджетный перевозчик может захватить до 25% (рынка)", – так Скули Могенсен резюмировал состояние рынка трансатлантических маршрутов.

13

Развитию трансатлантического перелетов WOW air способствовало выгодное расположение Рейкьявика как хабового аэропорта на пути из Европы в Америку. В то время, как многие авиакомпании пытаются развиваться благодаря крупным аэропортам, Скули Могенсен выбрал Рейкьявик, по меркам Европы небольшой аэропорт: "За последнее десятилетие второстепенные аэропорты стали главными хабами". Если взглянуть на маршрутную сеть авиакомпании, то она устроена именно по этому принципу.

Впоследствии дешевые трансатлантические перелеты станут солидным козырем для стремительного развития WOW air. Так, из Исландии в США или Канаду можно улететь за 99 долларов, а и з главных городов Европы – за 149 или 199 долларов. "Мы постоянно изучаем возможности для снижения цены. Если мы этого не сделаем, кто-то другой возьмет и сделает это. Мы говорим путешественнику: не трать деньги на авиабилет, трать их на впечатления", – говорит Скули Могенсен.

99% трансатлантического рынка находится под контролем, как я называю, наследственного картеля. Я уверен, что бюджетный перевозчик может захватить до 25% (рынка)

Именно цена является главным стимулом для пассажира WOW air. "Это основной движущий фактор", – считает Скули Могенсен. Долгое время стремление удержать низкие цены не давали авиакомпании выйти из убытков. В первом квартале этого года эта тенденция была преодолена. Прибыль WOW air за указанный период составила 400 млн крон (2,9 млн евро), годом ранее убытки достигали 280 млн крон (более 2 млн евро).

Кроме низкой цены, исландский лоукост усиленно развивает маршрутную сеть. С начала года количество трансатлантических маршрутов увеличилось втрое. WOW air начал летать на Западное побережье США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско) и в Канаду (Торонто, Монреаль). А в ноябре авиакомпания откроет седьмой маршрут через океан – в Нью-Йорк.

14

Веселый маркетинг Во впечатлениях глава WOW air знает толк. Фирменным цветом авиакомпании был выбран фиолетовый. Фиолет пассажир видит повсюду: на сайте при покупке билета, в аэропорте при регистрации и, конечно, в самолете.

Из Исландии в США или Канаду можно улететь за 99 долларов, а и з главных городов Европы – за 149 или 199 долларов.

Кстати, флот перевозчика, состоящий из 8 самолетов Airbus 320, 321 и 330, взятых в лизинг у разных компаний, имеет персональные имена для каждого самолета и образует единую семью. Имена воздушных судов официально зарегистрированы Исландской транспортной администрацией: TF-MOM ("мама"), TF-DAD ("отец"), TF-KID ("малыш"), TF-SON ("сын"), TF-SIS ("сестра"), TF-BRO ("брат"), TF-GMA ("бабушка") и TF-GAY ("гей")."С самого первого дня мы подчеркиваем веселье и дружелюбие в наших услугах, потому что мы хотим, чтобы все чувствовали себя желанными в семье WOW", – утверждает Могенсен.

Помимо фиолетового цвета и приветливых стюардесс, пассажира на борту встречают шутливые надписи: "Bon Wowage" (игра слов от сочетания voyage – "путешествие" и wow – "вау"), "Smile if yuo cna raed tihs" ("Улыбнитесь, если ыв жемоте чипротать тоэ"). Кроме того, на подголовниках каждого сиденья есть приветствия "Привет, я ваше кресло", "Рад вас видеть", "Приветствую путешественника" и т.д.

Читайте также Каждый может летать: как потомок конкистадоров создал крупнейшего лоукостера Азии

15