В 1499 году португальский мореплаватель Васко да Гама ступил на берег Индии. Так началась португальская колонизация Индостана и Юго-Восточной Азии. Португальцы оставили свой след не только в архитектуре отдельных городов, но и изменили этническую карту региона. В результате смешения колонистов и местных жителей в Индии и других частях Азии появилась новая народность – кристанги. Одним из ее представителей является Тони Фернандес, основатель и владелец крупнейшей на сегодня бюджетной авиакомпании AirAsia.
Тони Фернандес, подобно своим далеким португальским предкам, стал первопроходцем, но на авиарынке Азии. Сейчас AirAsia является одной из крупнейших авиакомпаний региона. С каждым годом позиции компании улучшаются: если в 2009 году она занимала 8-ю позицию, то в 2014 году – достигла 6-го места с пассажиропотоком в 45,6 млн человек. Перевозчику удалось потеснить таких сильных конкурентов как Cathay Pacific, Qatar Airways, Korean Air, Etihad Airways, Singapore Airlines.
Читайте также Викинг авиации: как Бьорн Кьос создавал третьего лоукостера Европы
Детские мечты
Свою предприимчивость Тони Фернандес унаследовал от матери. "Моя мать могла продать лед даже эскимосу", – вспоминает бизнесмен. Эна Фернандес была учителем музыки, но вскоре ее предприимчивость вылилась в собственное дело. Она занялась прямыми продажами (сетевой маркетинг) потребительских товаров американской компании Tupperware. Самым популярным товаром были лоточки для еды.
Сетевой маркетинг позволил семье накопить денег для достойного образования сына. В 12 лет юный Тони отправился учиться в Англию в ведущие учебные заведения: вначале в Эпсом Колледж, затем в Лондонскую школу экономики. Еще во время учебы в Эпсом Колледж Тони увлекся самолетами. На выходных он с одноклассниками ходил в аэропорт Хитроу фотографировать и наблюдать, как садятся и взлетают воздушные суда. "У меня было много счастливых моментов в аэропортах. Как-то я сказал родителям, что однажды у меня будет своя авиакомпания".
Когда Тони Фернандес приехал учиться в Лондон, в авиации начиналась настоящая революция. На рынке начали появляться лоукосты. В 1977 году авиакомпания Laker Airways, принадлежащая бизнесмену Фредди Лейкеру, запустила новую услугу – Skytrain, которая предполагала дешевые, но без излишеств, перелеты по некоторым маршрутам Laker Airways. Модель бизнеса очень понравилась Фернандесу. Еще будучи студентом, он решил создать нечто подобное в родной Малайзии. Но дорога в авиацию оказалась извивистой, свою мечту бизнесмен осуществил только в 37 лет.
В авиацию с музыкой
После окончания Лондонской школы экономики Фернандес стал дипломированным бухгалтером. Однако отец требовал, чтобы сын пошел учиться на врача. Молодому Тони такая перспектива была не по душе. Отношения с отцом разладились, а будущему бизнесмену пришлось идти работать аудитором. Но и со счетоводством тоже не сложилось. На должности аудитора Фернандес продержался не более полугода.
Затем жизнь заставила Тони кардинально поменять род деятельности: он занялся музыкой. В детстве мама научила Тони играть на клавишных инструментах. К тому же, Эна Фернандес часто устраивала корпоративные вечеринки для сотрудников Tupperware. Чтобы выжить, Тони Фернандес начал подрабатывать, играя на клавишных в барах. Со временем он стал записывать собственные композиции, и рассылал их звукозаписывающим компаниям. Многие из них сочли его песни недостойными. Все, кроме Ричарда Брэнсона.
Британский миллиардер предложил ему работу в своей звукозаписывающей компании Virgin Records. Как это ни звучит парадоксально, но Тони Фернандес был уволен из Virgin Records из-за авиации. Ричард Брэнсон в 1984 году создал авиакомпанию Virgin Atlantic, со временем он решил больше времени уделять авиации. Поэтому в 1989 году он продал Virgin Records студии EMI. Перед сделкой часть сотрудников была сокращена. Несмотря на это, Ричард Брэнсон стал для Тони Фернандеса примером для наследования. Малазиец этого и не скрывает. А самолеты AirAsia, разукрашенные в красный цвет (как и у Virgin Atlantic), прямо это подтверждают.
После увольнения из Virgin Records пути Фернандеса и Брэнсона разошлись. Британец занялся авиацией, а малазиец остался дальше работать в музыкальной индустрии. Он стал трудиться в студии Warner Music, вначале в Лондоне, затем в Куала-Лумпур. За более чем десятилетнюю карьеру (с 1989 по 2001 год) он прошел путь от финансового аналитика до вице-президента подразделения Warner Music в Юго-Восточной Азии. За это время Фернандес сумел накопить опыт, деньги, связи и персонал, которые пригодились для осуществления детской мечты – создать бюджетную авиакомпанию.
Кризис в помощь
В конце 1990-х страны Юго-Восточной Азии поразил экономический кризис. Малайзия была в их числе. Правительство Махатхира Мохамада отказалось от финансовой помощи МВФ и начало самостоятельно искать пути выхода из "экономического тупика". Прежде всего, государство решило избавиться от убыточных активов. Одним из них была авиакомпания AirAsia, принадлежащая государственному холдингу DRB-HICOM.
В 2001 году DRB-HICOM объявил о продаже AirAsia за 1 ринггит (20 центов). Но было одно "но". Авиакомпания, хоть и начала свою деятельность в 1996 году, успела накопить огромные долги – 40 млн ринггитов (11 млн долларов). Мысль о приобретении AirAsia не давала Фернандесу покоя, но сумма долгов сдерживала его пыл. Как всегда решающую роль сыграл случай. Тони Фернандес увидел по телевизору Стелиоса Хаджи-Иоанну, основателя британского лоукоста easyJet. В одном из интервью Фернандес вспоминал: "Я увидел Стелиоса по телевизору и подумал, а что если я смогу сделать полеты еще доступнее".
Читайте также Легкость бытия: кто создал авиакомпанию easyJet
Для воплощения своей мечты Тони Фернандес создает компанию Tune Air, ставшей впоследствии основой целого холдинга – Tune Group. Ему помог известный малазийский финансист Камарудин бин Меранун. Он имел большой опыт работы в финансовой сфере, а также владел инвестиционным фондом Innosabah Capital Management.
Для заключения сделки Тони Фернандес заложил свой дом и использовал свои сбережения. Это позволило приобрести два Boeing 737, которые стали первыми самолетами обновленной компании. С самого начала AirAsia начала жесткую борьбу с национальными авиакомпаниями – Malaysia Airlines и Singapore Airlines. Лозунгом лоукоста стала фраза "Сейчас каждый может летать". К тому же, в авиакомпания обыгрывала рекламу конкурентов, подшучивая над ними. Но тогда мало кто воспринимал серьезно вызов молодого перевозчика.
Были и первые успехи. В первый год Фернандесу удалось выплатить все долги AirAsia. Сбросив долговое бремя, он взялся за расширение маршрутной сети. В ход пошло даже лоббирование. В 2003 году Малайзия подписала договор об открытом небе с соседними государствами (Сингапуром, Индонезией, Таиландом). Тони Фернандес сыграл не последнюю роль в этом процессе.
Благодаря "открытому небу" AirAsia открыла вторую базу в Малайзии – в аэропорту Сенай, а также начала первые международные полеты в Бангкок. В результате в конце 2003 года была основана первая дочка AirAsia – Thai AirAsia. Пассажиропоток в 2003-м удвоился с 1 до 2 млн человек. Такими были первые достижения AirAsia.
Переломным стал 2006-й год. Тони Фернандес объявил о пятилетней программе развития, которая предполагала развитие маршрутной сети. Кроме того, акцент был сделан и на открытие дальнемагистральных рейсов. В результате в 2007 году была создана еще одна "дочка" – AirAsia X. При ее открытии почтил двух главных своих кумиров – Фредди Лейкера и Ричарда Брэнсона. На первом самолете AirAsia X была надпись Semangat Sir Freddie ("Дух сэра Фредди"), а второй кумир стал совладельцем нового перевозчика. Так пути Брэнсона и Фернандеса вновь сошлись.
В целом, программа развития оказалась успешной. AirAsia в 2011 году представляла из себя целую группу авиакомпаний. С 2006 года общий пассажиропоток увеличился в 2,5 раза, с 12 до 30 млн человек. В этот же период авиакомпания полностью отказалась от самолетов Boeing, перейдя на Airbus 320.
В 2007 году Тони Фернандес решил распространить модель AirAsia на другие сферы. Он открыл сеть бюджетных отелей – Tune Hotels. Сейчас красно-белые отели расположены не только в Малайзии, но и в Великобритании, Австралии, Индии. Затем последовали другие компании – Tune Studios (звукозапись), Tune Money (финансовые услуги), Caterham Group (автоиндустрия) и т.д.
Не удивительно, что Фернандеса часто называют "малазийским Брэнсоном". Ведь он также построил многогранную бизнес-империю. Но не это бизнесмен считает главным в своей жизни. "Я очень счастливый человек", – любит повторять потомок португальских конкистадоров. И даже такие трагические события, как катастрофа самолета А320 авиакомпании Indonesi AirAsia в Яванском море (декабрь 2014 года), не способны поколебать его уверенность в успехе, к которому он так долго шел.
Читайте также Покоритель трех стихий: 5 транспортных проектов Ричарда Брэнсона
Читайте также Ирландский Гэтсби: кто создал крупнейшего лоукоста Европы