В 1499 году португальский мореплаватель Васко да Гама ступил на берег Индии. Так началась португальская колонизация Индостана и Юго-Восточной Азии. Португальцы оставили свой след не только в архитектуре отдельных городов, но и изменили этническую карту региона. В результате смешения колонистов и местных жителей в Индии и других частях Азии появилась новая народность – кристанги. Одним из ее представителей является Тони Фернандес, основатель и владелец крупнейшей на сегодня бюджетной авиакомпании AirAsia.

Тони Фернандес, подобно своим далеким португальским предкам, стал первопроходцем, но на авиарынке Азии. Сейчас AirAsia является одной из крупнейших авиакомпаний региона. С каждым годом позиции компании улучшаются: если в 2009 году она занимала 8-ю позицию, то в 2014 году – достигла 6-го места с пассажиропотоком в 45,6 млн человек. Перевозчику удалось потеснить таких сильных конкурентов как Cathay Pacific, Qatar Airways, Korean Air, Etihad Airways, Singapore Airlines.

Читайте также Викинг авиации: как Бьорн Кьос создавал третьего лоукостера Европы

Детские мечты

Свою предприимчивость Тони Фернандес унаследовал от матери. "Моя мать могла продать лед даже эскимосу", – вспоминает бизнесмен. Эна Фернандес была учителем музыки, но вскоре ее предприимчивость вылилась в собственное дело. Она занялась прямыми продажами (сетевой маркетинг) потребительских товаров американской компании Tupperware. Самым популярным товаром были лоточки для еды.

Тони Фернандес, подобно своим далеким португальским предкам, стал первопроходцем, но на авиарынке Азии.

Сетевой маркетинг позволил семье накопить денег для достойного образования сына. В 12 лет юный Тони отправился учиться в Англию в ведущие учебные заведения: вначале в Эпсом Колледж, затем в Лондонскую школу экономики. Еще во время учебы в Эпсом Колледж Тони увлекся самолетами. На выходных он с одноклассниками ходил в аэропорт Хитроу фотографировать и наблюдать, как садятся и взлетают воздушные суда. "У меня было много счастливых моментов в аэропортах. Как-то я сказал родителям, что однажды у меня будет своя авиакомпания".

Когда Тони Фернандес приехал учиться в Лондон, в авиации начиналась настоящая революция. На рынке начали появляться лоукосты. В 1977 году авиакомпания Laker Airways, принадлежащая бизнесмену Фредди Лейкеру, запустила новую услугу – Skytrain, которая предполагала дешевые, но без излишеств, перелеты по некоторым маршрутам Laker Airways. Модель бизнеса очень понравилась Фернандесу. Еще будучи студентом, он решил создать нечто подобное в родной Малайзии. Но дорога в авиацию оказалась извивистой, свою мечту бизнесмен осуществил только в 37 лет.

В авиацию с музыкой

После окончания Лондонской школы экономики Фернандес стал дипломированным бухгалтером. Однако отец требовал, чтобы сын пошел учиться на врача. Молодому Тони такая перспектива была не по душе. Отношения с отцом разладились, а будущему бизнесмену пришлось идти работать аудитором. Но и со счетоводством тоже не сложилось. На должности аудитора Фернандес продержался не более полугода.

Затем жизнь заставила Тони кардинально поменять род деятельности: он занялся музыкой. В детстве мама научила Тони играть на клавишных инструментах. К тому же, Эна Фернандес часто устраивала корпоративные вечеринки для сотрудников Tupperware. Чтобы выжить, Тони Фернандес начал подрабатывать, играя на клавишных в барах. Со временем он стал записывать собственные композиции, и рассылал их звукозаписывающим компаниям. Многие из них сочли его песни недостойными. Все, кроме Ричарда Брэнсона.

Брэнсон в костюме стюардессы кормит Фернандеса на борту самолета после того, как проиграл пари

Британский миллиардер предложил ему работу в своей звукозаписывающей компании Virgin Records. Как это ни звучит парадоксально, но Тони Фернандес был уволен из Virgin Records из-за авиации. Ричард Брэнсон в 1984 году создал авиакомпанию Virgin Atlantic, со временем он решил больше времени уделять авиации. Поэтому в 1989 году он продал Virgin Records студии EMI. Перед сделкой часть сотрудников была сокращена. Несмотря на это, Ричард Брэнсон стал для Тони Фернандеса примером для наследования. Малазиец этого и не скрывает. А самолеты AirAsia, разукрашенные в красный цвет (как и у Virgin Atlantic), прямо это подтверждают.

После увольнения из Virgin Records пути Фернандеса и Брэнсона разошлись. Британец занялся авиацией, а малазиец остался дальше работать в музыкальной индустрии. Он стал трудиться в студии Warner Music, вначале в Лондоне, затем в Куала-Лумпур. За более чем десятилетнюю карьеру (с 1989 по 2001 год) он прошел путь от финансового аналитика до вице-президента подразделения Warner Music в Юго-Восточной Азии. За это время Фернандес сумел накопить опыт, деньги, связи и персонал, которые пригодились для осуществления детской мечты – создать бюджетную авиакомпанию.

Кризис в помощь

В конце 1990-х страны Юго-Восточной Азии поразил экономический кризис. Малайзия была в их числе. Правительство Махатхира Мохамада отказалось от финансовой помощи МВФ и начало самостоятельно искать пути выхода из "экономического тупика". Прежде всего, государство решило избавиться от убыточных активов. Одним из них была авиакомпания AirAsia, принадлежащая государственному холдингу DRB-HICOM.

В 2001 году DRB-HICOM объявил о продаже AirAsia за 1 ринггит (20 центов). Но было одно "но". Авиакомпания, хоть и начала свою деятельность в 1996 году, успела накопить огромные долги – 40 млн ринггитов (11 млн долларов). Мысль о приобретении AirAsia не давала Фернандесу покоя, но сумма долгов сдерживала его пыл. Как всегда решающую роль сыграл случай. Тони Фернандес увидел по телевизору Стелиоса Хаджи-Иоанну, основателя британского лоукоста easyJet. В одном из интервью Фернандес вспоминал: "Я увидел Стелиоса по телевизору и подумал, а что если я смогу сделать полеты еще доступнее".

Читайте также Легкость бытия: кто создал авиакомпанию easyJet

Очень красивые стюардессы - одна из главных фишек авиакомпании Фернандеса

Для воплощения своей мечты Тони Фернандес создает компанию Tune Air, ставшей впоследствии основой целого холдинга – Tune Group. Ему помог известный малазийский финансист Камарудин бин Меранун. Он имел большой опыт работы в финансовой сфере, а также владел инвестиционным фондом Innosabah Capital Management.

Для заключения сделки Тони Фернандес заложил свой дом и использовал свои сбережения. Это позволило приобрести два Boeing 737, которые стали первыми самолетами обновленной компании. С самого начала AirAsia начала жесткую борьбу с национальными авиакомпаниями – Malaysia Airlines и Singapore Airlines. Лозунгом лоукоста стала фраза "Сейчас каждый может летать". К тому же, в авиакомпания обыгрывала рекламу конкурентов, подшучивая над ними. Но тогда мало кто воспринимал серьезно вызов молодого перевозчика.

Были и первые успехи. В первый год Фернандесу удалось выплатить все долги AirAsia. Сбросив долговое бремя, он взялся за расширение маршрутной сети. В ход пошло даже лоббирование. В 2003 году Малайзия подписала договор об открытом небе с соседними государствами (Сингапуром, Индонезией, Таиландом). Тони Фернандес сыграл не последнюю роль в этом процессе.

Благодаря "открытому небу" AirAsia открыла вторую базу в Малайзии – в аэропорту Сенай, а также начала первые международные полеты в Бангкок. В результате в конце 2003 года была основана первая дочка AirAsia – Thai AirAsia. Пассажиропоток в 2003-м удвоился с 1 до 2 млн человек. Такими были первые достижения AirAsia.

В первый год Фернандесу удалось выплатить все долги AirAsia. Сбросив долговое бремя, он взялся за расширение маршрутной сети.

Переломным стал 2006-й год. Тони Фернандес объявил о пятилетней программе развития, которая предполагала развитие маршрутной сети. Кроме того, акцент был сделан и на открытие дальнемагистральных рейсов. В результате в 2007 году была создана еще одна "дочка" – AirAsia X. При ее открытии почтил двух главных своих кумиров – Фредди Лейкера и Ричарда Брэнсона. На первом самолете AirAsia X была надпись Semangat Sir Freddie ("Дух сэра Фредди"), а второй кумир стал совладельцем нового перевозчика. Так пути Брэнсона и Фернандеса вновь сошлись.

В целом, программа развития оказалась успешной. AirAsia в 2011 году представляла из себя целую группу авиакомпаний. С 2006 года общий пассажиропоток увеличился в 2,5 раза, с 12 до 30 млн человек. В этот же период авиакомпания полностью отказалась от самолетов Boeing, перейдя на Airbus 320.

В 2007 году Тони Фернандес решил распространить модель AirAsia на другие сферы. Он открыл сеть бюджетных отелей – Tune Hotels. Сейчас красно-белые отели расположены не только в Малайзии, но и в Великобритании, Австралии, Индии. Затем последовали другие компании – Tune Studios (звукозапись), Tune Money (финансовые услуги), Caterham Group (автоиндустрия) и т.д.

Не удивительно, что Фернандеса часто называют "малазийским Брэнсоном". Ведь он также построил многогранную бизнес-империю. Но не это бизнесмен считает главным в своей жизни. "Я очень счастливый человек", – любит повторять потомок португальских конкистадоров. И даже такие трагические события, как катастрофа самолета А320 авиакомпании Indonesi AirAsia в Яванском море (декабрь 2014 года), не способны поколебать его уверенность в успехе, к которому он так долго шел.

Читайте также Покоритель трех стихий: 5 транспортных проектов Ричарда Брэнсона

Читайте также Ирландский Гэтсби: кто создал крупнейшего лоукоста Европы