3 марта Кабинет министров на своем заседании утвердил постановление о Национальной экономической стратегии до 2030 года. В документе речь идет о стратегических шагах развития экономики Украины на ближайшие 10 лет, включая все сферы хозяйствования. В частности, стратегия, в разработке которой приняли участие и аналитики ЦТС, предусматривает комплекс мер по развитию транспорта и инфраструктуры как движущей силы национальной экономики.
В работе над документом, созданном на базе Центру економічного відновлення были задействованы эксперты аналитических центров и правительства. Как объяснял ранее ЦТС руководитель ЦЕВ Кирилл Криволап, работа над стратегией была разделена на 20 направлений, над каждым из которых трудилась отдельная тематическая группа экспертов. За каждой из групп был закреплен модератор со стороны государства - вице-премьеры, министры, замминистра и сам премьер Денис Шмыгаль. "Сначала в экспертной среде готовятся определенные гипотезы, идеи, которые собираются в результате большого количества интервью, открытых мероприятий. Затем они офф-рекорд валидируются рабочими группами, после чего происходит валидация Кабмином", - рассказывал Криволап в интервью осенью.
Мы решили зафиксировать положения принятого Кабмином документа, которые касаются транспорта и инфраструктуры - в том виде, в котором они есть сейчас.
Глобальные цели
Среди основных глобальных целей, к достижению которых страна должна прийти до 2030 года, в документе обозначаются следующие:
1. Расширение участия Украины в перевозках по Шелковому пути.
2. Интеграция Украины в трансъевропейскую сеть TEN-T, в т. ч. включение в нее внутренних водных путей (в частности рек Днепр и Южный Буг).
3. Конкурентная позиция страны в контексте транзитной инфраструктуры на фоне Беларуси и стран Балтии.
4. Обеспечение эффективного управления, администрирования и ценовой политики в сфере транспорта и инфраструктуры.
Это - обширные цели, включающие множество задач. Ниже немного подробнее остановимся на каждой из них, разделив все предложенные мероприятия по отраслям и отдельно осветив вопрос государственного управления и ценовой политики. С него и начнем.
Реформы государственного управления и ценовой политики в транспорте
Одной из первоочередных задач Национальной транспортной стратегии 2030 в сфере транспорта является создание Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта. Целью создания комиссии, согласно документу, является "возникновение и развитие конкуренции, вывод товарного рынка из состояния естественной монополии, что позволит эффективнее удовлетворять спрос, а также содействие развитию конкуренции на смежных рынках
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие рынков в сфере транспорта".
Как известно, НКРТ должна будет формировать и отвечать за реализацию государственной ценовой и тарифной политики в сферах:
- пользования железнодорожными путями, диспетчерскими службами, вокзалами и другими объектами ж/д инфраструктуры;
- управления воздушным движением;
- специализированных услуг в речных, морских портах
- перевозок пассажиров и грузов.
Железная дорога
Комплекс предусмотренных Стратегией мероприятий в сфере ж/д транспорта предусматривает такие шаги:
- Финансовое и организационное разделение "Укрзализныци" на отдельные сегменты по видам деятельности (анбандлинг).
- Финансовое оздоровление УЗ путем стабилизационных программ.
- Реализация непрофильных активов компании.
- Освобождение от налогообложения земель под железнодорожной инфраструктурой.
- Снижение убыточности пассажирских перевозок путем введения контрактного заказа на общественно важные пассажирские перевозки.
- Подготовка УЗ к функционированию в условиях конкурентного рынка ж/д перевозок.
- Принятие Закона о железнодорожном транспорте.
- Обновление инфраструктуры и подвижного состава "Укрзализныци". Создание специального железнодорожного фонда, в котором будут предусмотрены средства на инвестиционные проекты в этой части.
- Улучшение качества пассажирских перевозок.
- Создание условий для строительства высокоскоростных железных дорог.
Водный транспорт
Документ предлагает перечень мер, которые должны повысить эффективность работы портов и водных транспортных артерий страны. Среди оценочных показателей, на которые Украина должна выйти к 2025 году, увеличение обработки грузов в портах до 192 млн тонн в год (для сравнения, в докризисный 2019 год украинские морские порты перевалили 160 млн тонн грузов), объемов речных грузоперевозок - до 15 млн тонн (в 2019 году по Днепру было перевезено 11,8 млн тонн грузов). Также стратегия предусматривает увеличение количества глубоководных морских причалов (не менее 19 м) до 5.
Для достижения этих и других результатов в Стратегии запланированы следующие шаги (приводим наиболее важные):
- Создание государственного фонда внутренних водных путей для системного финансирования соответствующих государственных предприятий.
- Создание условий для реализации государственно-частного партнерства для инвестиций в речные причалы, строительство транспортно-логистических комплексов на реке.
- Расширение пропускной способности шлюзов Днепра.
- Устранение узких мест припортовой ж/д инфраструктуры.
- Реструктуризация ГП АМПУ, введения корпоративного управления предприятием.
- Оптимизация затрат АМПУ, рассмотрение возможности снижения норм отчисления предприятием дивидендов в бюджет.
- Создание законодательных условий для развития морских портов с применением модели управления "порт-лендлорд".
Автодорожная отрасль
Значительная часть предусмотренных Стратегией-2030 изменений касается автомобильного транспорта и инфраструктуры. Сначала стоит упомянуть о цифровом показателе: до 2030 года в Украине должны быть введены в эксплуатацию более 20 тыс. км автодорог общего пользования государственного значения.
За этим и другими цифровыми индикаторами в автодорожной отрасли стоят следующие мероприятия:
- Расширение и обеспечение выполнения программ дорожного строительства.
- Аудит мостовой инфраструктуры, принятие и реализация национальной программы восстановления мостов.
- Внедрение автоматических систем, таких как Weight-in-Motion, E-Tolling (электронная система сбора пошлин), автоматического контроля скорости.
- Унификация данных и формирование паспортов дорог.
- Увеличение пропускной способности международных автомобильных грузовых пунктов пропуска через госграницу и создание новых.
- Обеспечение строительства цементобетонных дорог с использованием цементно-шлаковой продукции.
- Запуск и масштабирование долгосрочных контрактов на эксплуатацию дорог.
- Реализация программы "умных дорог".
Авиация
Теме авиатранспорта в Стратегии посвящено не так уж много внимания, однако предлагаемые мероприятия - довольно масштабны и индикатором их успешной реализации должно стать весьма амбициозное увеличение пассажиропотока украинских аэропортов до 71,2 млн пассажиров в год в течение 10 лет. До начала пандемии, в 2019 году украинские воздушные гавани обслужили суммарно 24,3 млн пассажиров.
В этой сфере документ предлагает такие меры:
- Реализации Государственной целевой программы развития аэропортов до 2023 года, обеспечение финансирования тех аэропортов, которые уже прошли необходимые процедуры для участия в программе.
- Корпоратизация аэропортов, находящихся в государственной собственности.
- Внедрение новых процессов планирования и структуры управления в аэропортах, разработка и утверждение мастер-плана развития аэропортов на 20-30 лет.
- Подписание договора об "открытом небе" с ЕС.
Пассажирский и муниципальный транспорт
Помимо мер, которых мы косвенно коснулись в предыдущих разделах, Национальная экономическая стратегия до 2030 года предусматривает следующие:
- Выбор пассажирских перевозчиков путем тендерных процедур.
- Бюджетное стимулирование развития общественного транспорта.
- Перенаправление из государственного бюджета в местные части акцизов на топливо для развития общественного транспорта на местах.
- Разработка стратегии развития транспорта для всех городов Украины.
- Продвижение электротранспорта и "зеленых" видов общественного транспорта.
Мультимодальные перевозки
Эту область грузовых перевозок мы вынесли в отельный раздел из-за того, что ей в Стратегии-2030 отведено особое место, ведь это ключевой фактор развития как внутреннего транспорта, так и транзитного потенциала Украины. В течение десятилетия Украина, согласно плану, должна увеличить долю контейнерных перевозок до 20% в общей массе грузоперевозок.
Здесь важными шагами в документе названы такие меры:
- Определение правовых и организационных основ мультимодальных перевозок.
- Интеграция транспортной системы Украины в мировую сеть мультимодальных перевозок, участие в транспортно-логистических проектах.
- Обеспечение единой технологической совместимости и интероперабельности на основных направлениях перевозок на стыках между разными видами транспорта.
- Достижение соглашения о развитии перевозок по направлению Балтийское море - Черное море - Каспийское море с другими участниками.
- Подписание Соглашения присоединения Украины к международному морскому "Голубому поясу" вокруг Европы.
Читайте также Кумулятивный эффект: Как дорожное строительство влияет на экономику Украины