В столице Бразилии возвышается 180-метровая телевышка, спроектированная в форме цветка. Автор – всемирно известный архитектор Оскар Немейер. Открытие телевышки должно было состояться в 2010 году, но случилось это только лишь два года спустя. С того дня и до сих пор телевышка просто стоит и не используется по назначению. Немейеру явно не везет. Созданный им городской парк на 64 гектара в городе Наталь, и с большой помпой открытый в 2008-м году – уже три года как закрыт. Нет денег. Не совсем продуманные инвестиции. Все это памятники расточительству.
Читайте также Дорога в ад: что общего у инфраструктурных проблем Бразилии и Украины
Transnordestina - сеть железнодорожных линий в северо-восточной части Бразилии, которую начали строить в 2006 году, должна была функционировать уже четыре года. Но она не готова до сих пор, а бюджет от изначальных 1,8 млрд долларов вырос до 3,2 млрд долларов и это, скорее всего, еще не предел. Руководство предполагает, что строительство окончится только в 2016 году.
Железные дороги далекого будущего В Бразилии все огромно. Большие, естественно, и амбиции у страны, которая за последние несколько лет сумела создать одну из самых крупных экономик мира. Страна прошла сквозь гражданскую революцию. Во время каденции президента Игнасио Лули да Силва миллионы граждан были буквально вытянуты из нужды, а формирующийся средний класс основательно поддержан. Поэтому когда 7 лет тому назад Бразилия получила право на организацию чемпионата мира по футболу, а два года спустя было решено, что и олимпийские игры в 2016 года пройдут в Рио де Жанейро, все восприняли это как должное.
Тем не менее, в Бразилии между городами можно передвигаться исключительно на самолетах. Бразильские болельщики, которые захотят посмотреть матчи своей команды, первый матч смогут посмотреть в Sao Paulo. Через пять дней они вынуждены будут добираться до удаленного к северу почти на 2,4 тыс. км города Fortaleza, а в течении следующих пяти дней – их ожидает 1700 километровое путешествие до столицы Брасилиа. Соперники бразильцев в матче во время открытия чемпионата – футболисты Хорватии, вынуждены будут из Sao Paulo приехать на матч в Manaus, а уже потом – в Recife. Это, ни много ни мало, целых два путешествия, каждое по 4 тысячи км. Хорваты могут попробовать передвигаться между городами сушей, но такое путешествие длится более суток, а то и больше.
В 2008 году правительство Бразилии утвердило план построения сети железнодорожных скоростных дорог, центральной частью которых должна была стать линия из Campinas через Sao Paulo до Rio De Janeiro. Более чем 400-т километровое путешествие между двумя самыми крупными городами Бразилии (соединяющее, кстати, и главные аэропорты страны), должно было длиться не более 1,5 часов. Цены на билеты в одну сторону 120-200 реалов (около 60 долларов), то есть, в два-три раза больше стоимости поездки на автобусе.
Однако, до сих пор так и не ясно, кто же построит эту железнодорожную линию. Поначалу ни одна компания не была в этом заинтересована, так как проект считался лишенным экономического смысла. В свою очередь, правительство Бразилии считает, что в первый же год эксплуатации дороги можно будет провезти 40 млн пассажиров. На сегодняшний день предполагаемые сроки реализации инвестиций – это 2020 год, хотя изначально планировалось ее открытие а к чемпионату мира, потом много обещалось, что линия откроется к началу Олимпийских игор в 2016 году.
Среди 50-ти ключевых инфраструктурных инвестиций, много заброшено, множество идей и планов изменено в процессе подготовки.
Вышеназванная железнодорожная линия всего лишь звено большой сети, в состав которой должны будут войти линии из Belo Horizonte, через Campinas и Sao Paulo до Сuritiba, с ответвлением к Brasilia и Joiana.
Первоначально Бразилия планировала организовать мировой чемпионат по футболу за 11 млрд долларов, из которых 4 млрд должно было пойти на строительство и ремонт стадионов, остальное – на инфраструктуру. В данное время сумма уже превышает 14 млрд долларов и все время продолжает расти. Это шокирует. Особенно, если сравнить эту сумму с деньгами, которые выделила на организацию турнира четыре года тому назад Южная Африка (4 млрд дол), и досегодняшний рекордсмен – Германия (6 млрд дол) в 2006 году. Расходы стремительно растут в связи с извечным опозданием и коррупцией. Среди 50-ти ключевых инфраструктурных инвестиций, много заброшено, множество идей и планов изменено в процессе подготовки.
Здесь пока-что пустыня... Турнир в Катаре планируется через 8 лет, но если бы даже он должен был начаться через месяца, таких проблем как в Бразилии не было бы. Предполагается, что шейхи на организацию выделят 50 млрд дол. Хотя время от времени появляются цифры в разы выше. А пока-что никому даже не приходит в голову беспокоиться о том, что вдруг что-то не будет вовремя построено.
Не все стадионы будут возведены с нуля. Самый большой Lusail Iconic Stadum, который вместит почти 90 тыс болельщиков, будет построен в созданном заново городе Lusail, расположенном в 15 км севернее столицы государства Dauha. Строительство уже идет полным ходом. Будет построена и транспортная инфраструктура, так необходима болельщикам. В 2011 году приглашена компания Qatar Rail, которая должна спланировать, построить и управлять системой железных дорог в Катаре. Главным элементом системы должно стать метро в столице Катара из 4-х линий, длиной в 212 км и 85-ти станций. Метро, согласно плану, должно соединить самые главные пункты столицы с окраинами, в том числе и стадионы, строящиеся к чемпионату мира по футболу. В центре города метро будет проходить под землей. Для двух первых линий уже определили подрядчиков и очень скоро должны начаться работы. Эти две линии должны ввойти в эксплуатацию в 2019 году, а вся система – в 2026 году.
Запланированная железнодорожная сеть в Катаре, включая метро, будет насчитывать более 700 км и около 100 станций. Из Dauha пассажиры смогут доехать до Al-Shamal (лежащая на севере местность с восьмью тысячами жителей и где вскоре возникнет 45-ти тысячный стадион) до промышленного города на западе страны Dukhan и на юг до Саудовской Аравии, а также скоростными линиями, используя систему дамб, виадуков и мостов – к Бахрейну.
Компания Qatar Rail будет руководить и трамвайными линиями. Открытие 11,5- километровой линии в приморском районе Dauha West намечено на следующий год.
Потерянный шанс Если чемпионат мира по футболу в Катаре и вызывает кое-какие сомнения, то это никак не связано с тем, что куда-то во время турнира не удастся доехать. Тем временем в Бразилии в последнее время атмосфера отнюдь не напоминает праздничную. В крупнейших городах страны время от времени возникают уличные протесты. Часто это сопровождается поджогом автобусов и беспорядками. В прошлом году по городам Бразилии прошли громкие уличные протесты, длились они на протяжении всего июня. Искрой послужило то, что правительство заявило о повышении цен на билеты в городском транспорте в Sao Paulo. Вскоре протестные настроения, манифестации распространились дальше – в Rio de Janeiro и другие города. Молодежь на улицах бразильских городов вышла с плакатами, требующими отмены чемпионата мира. Несколько лет тому назад – кто бы в это поверил?
Rynek Kolejowy, Jakub Dybalski
Перевод портала ЦТС