После того как стало известно о проведении Евро-2012 в Украине и Польше корпорация "Богдан" Петра Порошенко и львовский производитель "ЛАЗ" включились в острую борьбу за госзаказы. Более удачливыми оказались львовяне. Впрочем, авария, которая произошла во время обкатки министром транспорта и инфраструктуры Борисом Колесниковым нового автобуса стала плохим для них знамением. Объем заказов постоянно корректировался в сторону уменьшения из-за недофинансирования, а городские власти полученной техникой остались недовольны и даже подавали в суд.
Рога и колеса "Сейчас Киев готовится обеспечить достойное транспортное обслуживание во время Евро-2012. Киевский городской автопарк уже получил 400 новых автобусов и троллейбусов. Поэтому украинцы и гости столицы могут не опасаться дискомфорта при пользовании коммунальным транспортом", - сообщил в середине апреля Борис Колесников.
За другие города, хозяева Евро-2012, министр не поручился - там ситуация с обновлением коммунального транспортного парка гораздо хуже, чем в столице. Впрочем, в Киеве дела тоже не так уж хороши: из 400 автобусов и троллейбусов на данный момент прибыла лишь половина. С обеспечением города новыми трамваями дела и вовсе обстоят плохо.
Два года назад предполагалось, что города, принимающие Чемпионат Евро-2012, приобретут у ООО "Львовский автобусный завод" (ЛАЗ) до 2 тыс. единиц транспорта, или в среднем по 250 троллейбусов и столько же автобусов в каждый город. В начале этого года Игорь Малец, генеральный директор ЛАЗа, сообщил, что его предприятие изготовит к Евро-2012 в два раза меньше автобусов и троллейбусов, чем планировалось. "Произошла корректировка в соответствии с выделяемым финансированием и количество машин уменьшилось до тысячи. На это из госбюджета всего выделяется полтора миллиарда гривен", - пояснил он. Отметим, в госбюджете прошлого года для компенсации процентов по кредитам городским бюджетам на закупку коммунального транспорта было предусмотрено 200 млн грн.
За текущие два года ЛАЗу, как уверяет Игорь Малец, Харьков и Донецк заказали по 300 единиц техники, Львов сделал заявку лишь на 130 машин. Однако за истекшие два года, по данным Общественной кампании "Евро-патруль", (объединяет несколько общественных организаций, контролирующих подготовку к Евро-2012) Донецк пока получил только 62 троллейбуса и 16 автобусов, Харьков - 55 троллейбусов и 46 автобусов, Львов - получил около 30 автобусов и ни одного троллейбуса.
Лидер по обновлению коммунального парка - Киев. "На данный момент мы получили 137 автобусов от Минского автобусного завода (далее МАЗ - ред.) и 49 троллейбусов корпорации "Богдан", - рассказали в пресс-службе КГГА. Эту технику город закупил за счет долгосрочного кредита ЕББР, предоставленного городу для обновления коммунального транспорта. До начала Евро-2012 столица должна получить еще около 260 автобусов и троллейбусов.
ЛАЗ за текущие два года поставил столице только десять автобусов. "Но есть нюансы, львовские умельцы умудрились так смонтировать двигатель, что для того, чтобы там сменить масло, его нужно демонтировать. В КП "Киевпастранс" немало времени потратили, чтобы придумать, как решить эту проблему", - говорит Вячеслав Коновалов, эксперт ОК "Евро-патруль".
По его словам, есть проблемы и с обслуживанием новых МАЗовских машин: в КП "Киевпастранс" нет ни специального оборудования, например, чтобы сделать развал-схождение колес, ни соответствующих навыков у персонала.
Львовские власти также имели претензии к ЛАЗовской продукции. Городской совет наотрез отказался расплачиваться с заводом за переданные городу в 2010 году автобусы. В мэрии уверяют, что всему виной - качество техники. Весь минувший год предприятие и местные власти выясняли отношения в суде (суд закончился в пользу ЛАЗа, властей обязали рассчитаться за поставленную технику).
Неясна ситуация с коммунальным транспортом в Харькове: еще в 2006 году компания "ПЛ Лизинг" (предприятие со стопроцентными польскими инвестициями) передала Харькову по лизинговой схеме 90 троллейбусов и 10 трамваев. Но, по словам директора этого предприятия Юрия Свидзинского, харьковские власти так до конца и не рассчитались за поставленный транспорт (речь идет о сумме примерно в 70 млн гривен). Пытаясь "выбить" долги из харьковских властей, бизнесмены обращались во все инстанции: от местного городского совета до министерства экономики Польши, и даже обещали изъять лизинговую технику у города. Но, ни аргументы польских чиновников, ни даже угрозы оставить город к Евро-2012 без нормально функционирующего коммунального транспорта, не действуют на местные власти: долги лизинготаделям пока не вернули.
Трамвай из прошлого С обновлением трамвайного парка дела обстоят еще хуже. Из четырех городов - хозяев Евро-2012, лишь Киев может похвастаться относительно успешным пополнением трамвайного парка. В частности, в 2010 году КП "Киевпастранс" приобрел восемь трамваев у ООО "Татра-Юг" за 42,4 млн гривен и один скоростной трамвай Петербургского трамвайно-механического завода.
Также, в конце прошлого года киевские чиновники договорились с ООО "Татра-Юг" о покупке пяти трамваев на сумму 43,72 млн гривен. Однако эти машины пока еще не прибыли в Киев.
Кстати, помимо новой техники, киевские власти решили реабилитировать старую: "У нас есть очень интересная программа обновления трамваев. Ко дню Киева на Троещине будут курсировать первые 20 "Киевских трамваев", - заверил ЦТС Александр Попов, председатель КГГА. Речь идет о трамваях, которые чиновники решили производить, а точнее собирать из деталей старых чешских вагонов, эксплуатировавшихся в столице на протяжении последних 30 лет, на базе Дарницкого трамвайного ремонтно-эксплуатационного депо. По словам Попова, в 2012 году горадминистрация на эти цели намерена выделить порядка 100 млн гривен. Однако в успех этой затеи эксперты не верят: на реализацию столь масштабной задачи у городских властей осталось не так много времени. Перед тем как начать серийную сборку трамваев, сотрудникам Дарницкого депо нужно еще сертифицировать данную технику, и выявить причины неполадок на первом трамвае местного "производства", который был выпущен на маршрут в конце прошлого года для тестовых испытаний. Напомним, он вышел из строя в первый же день.
Донецк приобрел только четыре трамвайных вагона. Львов планирует пойти по пути киевских властей: начать реконструкцию старых трамваев. Правда, в качестве базового материала львовяне хотят брать не старые трамваи, которые эксплуатировались в их городе, а технику, послужившую жителям ЕС.
Кстати, именно таким образом харьковчанам удалось существенно увеличить количество трамваев в городе: в конце прошлого года Харьков получил 20 старых чешских трамвайных вагонов. По данным Транспортного предприятия Праги, данную технику приобрел для Харькова некий частный посредник, название которого чешские чиновники не раскрывают. Стоимость покупки одного вагона составила в среднем 15 тыс. гривен. Это существенно ниже стоимости нового чешского трамвая, которая составляет (около миллиона евро), нового украинского (он стоит 5-6 млн гривен), и, по словам Сергея Дульфана, директора департамента транспорта и связи горсовета, почти в сорок раз дешевле капитального ремонта старого трамвая, который эксплуатировался в Харькове.
Но есть нюансы, которые могут увеличить стоимость эксплуатации чешского транспорта. Например, пражскую технику нужно адаптировать под украинские трамвайные колеи, ведь в Европе расстояние между рельсами меньше - 1435 мм против 1520 мм. К тому же, оказалось, что данные трамваи, несмотря на уверения властей, что эта техника прошла предпродажную подготовку, все же нужно приводить в порядок. Стоимость "реконструкции" одной единицы директор по ремонту КП "Салтовское трамвайное депо" Владимир Бадьянов, оценивает примерно в 100 тыс. гривен, т.е ремонт 20 трамваев городу обойдется почти в 2 млн гривен.
Если учесть, что городу, по информации Сергея Дульфана, каждый трамвай достался в среднем по цене 150-160 тыс. гривен (вероятно, большая разница между закупочной ценой и ценой, которую заплатил харьковский муниципалитет, объясняется маржой посредника) и причину, по которой списали данные трамваи в Праге (техника отъездила предельный километраж, отведенный для пассажирского транспорта), такая покупка, по мнению экспертов, не очень целесообразна. "В каком бы хорошем состоянии ни были эти чешские трамваи, все равно имеет место так называемый усталостный износ техники. В таких старых трамваях особенно подвержена аварийности ходовая часть, которая отвечает за безопасность пассажиров", - говорит Артем Сосипатров, старший преподаватель кафедры электротранспорта Харьковской академии городского хозяйства.
Отметим, по данным департамента транспорта и связи Харьковского горсовета, трамвайный парк города изношен на 87%, чтобы обеспечить бесперебойные перевозки, Харькову нужно около 200 трамваев. Однако сейчас городские власти не могут рассчитывать даже на те десять трамваев, которые им предоставила компания "ПЛ Лизинг" на условиях лизинга - риск, что бизнесмены все же решатся на скандал и заберут назад свои троллейбусы и трамваи из-за непогашенных долгов, очень велик.