26 февраля стало известно о том, что новым акционером частного предприятия "Контейнерный терминал Ильичевск" (КТИ) стал американский фонд прямых инвестиций Siguler Guff & Company (Нью-Йорк). Это многопрофильный фонд, который вместе со своими аффилированными лицами управляет более, чем 10 млрд долларов активов. Основан в 1991 году.
В пресс-релизе по поводу сделки сказано, что руководство фонда намерено использовать свой глобальный опыт для развития производственного потенциала КТИ и увеличения контейнерных мощностей Ильичевского морского порта. Фонд рассматривает украинский порт в качестве привлекательного объекта для инвестиций, так как реализация соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС повысит вовлеченность Украины в мировую торговлю.
Читайте также Черноморский Гамбург: как работает крупнейший контейнерный терминал Украины
"Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, мы планируем и дальше развиваться и расти, - заявил генеральный директор КТИ Андрей Павлютин. - КТИ уже инвестировал в развитие инфраструктуры Ильичевского порта 56 миллионов долларов и будет продолжать наращивать пропускную способность терминала. Участие в КТИ нового партнёра позитивно повлияет на реализацию наших планов". Таким образом, структура собственности ЧП «Контейнерный терминал Ильичевск» сейчас выглядит так: Siguler Guff & Company (США) – 50%, SRR Deutschland (ФРГ) – 25%, Андрей Павлютин (Украина) – 25%.
Стоит отметить, 19 февраля стало известно о назначении Андрея Павлютина генеральным директором ЧП "Контейнерный терминал Ильичевск". "Риски, с которыми столкнулась наша компания, требуют быстрого реагирования, - прокомментировал свое назначение Павлютин. - Планирую полностью сконцентрироваться на оперативном решении вопросов "КТИ" в интересах всех инвесторов и на благо развития морского транспорта Украины".
Андрей Павлютин - известный специалист, но он всю карьеру был наёмным менеджером. Начинал в сфере морских транспортных перевозок в компании Maersk. В 2006-2008 гг. был директором ООО "Украинский Универсальный Терминал" (Ильчевск), затем на протяжении 5 лет возглавлял компанию "Sovfracht UUT SA" (международные контейнерные перевозки). Поэтому с трудом верится в то, что он является конечным собственников доли, оцениваемой в несколько десятков миллионов долларов.
Руководство терминала объясняет продажу половины акций необходимостью привлечь инвестиции. «Наша стратегия по развитию Ильичевского морского порта направлена на рост и развитие. Мы планируем продолжать улучшать и развивать инфраструктуру порта. Общая стоимость всего проекта – 500 миллионов долларов, - рассказал заместитель директора по информационным технологиям Сергей Мирчев. - Для реализации таких амбициозных планов нам нужны сильные партнеры. Именно для этого мы привлекли Siguler Guff & Company».
Замгендиректора опровергнул слухи о том, что продавцом акций выступила российская компания Global Ports. «Global Ports никогда не владел долей в КТИ, - подчеркнул Мирчев. - Если вы внимательно просмотреть условия сделки между Национальной контейнерной компанией и Global Ports, то видно опцион на покупку 50% КТИ и не более».
Упомянутая сделка между НКК и Global Ports была закрыта в декабре 2013г. В рамках сделки Global Ports получила опцион на приобретение у акционеров НКК 50% украинского "Контейнерного терминала "Ильичевск"" (КТИ) за $60 млн. в течение трех лет. При этом назвать истинных продавцов в КТИ отказались.
Защита от захвата Однако приход иностранного покупателя в разгар кризиса, когда никаких крупных инвестпроектов не осуществляется, выглядит нетривиально. «Эта информация не раскрывается. Кто именно из бывших собственников и на каких условиях продал свои доли - это коммерческая тайна, - сказал Мирчев. - В конце концов, мы по всем правилам раскрыли реальных сегодняшних конечных бенефициаров».
Однако многие эксперты рынка уверены, что причина продажи всё же не столько инвестиции, сколько желание защититься во время конфликта с руководством Ильичевского морского торгового порта Юрием Круком. ИМТП много лет ведёт против КТИ информационную и юридическую компанию. Цель - разрыв договора о совместной деятельности. Раньше поводом для борьбы назывались чисто экономические причины (договор якобы не выгоден). В 2014 году Ильичевский порт без проведения предусмотренных договором предварительных переговоров с инвестором обратился в суд для расторжения инвестиционного договора с "КТИ". Иск "ИМТП" был удовлетворён судом первой инстанции. При удовлетворении иска суд не определил порядок возврата инвестиций и компенсацию инвестору упущенной выгоды, как это предусмотрено договором о совместной деятельности. В настоящее время ЧП "КТИ" обжалует расторжение договора в апелляционном порядке.
КТИ обратилась к Президенту Украины с просьбой защитить иностранных инвесторов.
В последнее время руководство порта начало использовать геополитические аргументы. В частности, военно-политическое противостояние с Россией. Более того, на митинге в Ильичевске, инициированном администрацией порта, было даже объявлено о создании «отрядов самообороны», призванных «защитить порт».
"Несомненные производственные успехи порта, а также действия руководства ГП "ИМТП" по отстаиванию интересов порта в невыгодных для него контрактах, как, например, с неудовлетворительно работающим ЧП "КТИ", бывшей дочерней компанией российской НКК - ЧП "Укртрансконтейнер", по всей видимости, не устраивают отдельные финансово-промышленные группы - отметил руководитель порта Юрий Крук. - Для реализации своих планов они используют самые грязные технологии».
В ответ администрация КТИ обратилась к Президенту Украины с просьбой защитить иностранных инвесторов. «Безосновательное расторжение договора СД будет иметь своим следствием не только нарушение прав иностранного инвестора, а также повлечет за собой ряд негативных последствий для социальных гарантий 600 сотрудников, которые потеряют работу и, таким образом, – единственный источник дохода, - говорится в обращении. - Кроме того, при расторжении договора СД государственные предприятия – стороны договора СД, будут обязаны вернуть инвестицию ЧП «КТИ» – сумму, эквивалентную вкладу инвестора в совместную деятельность (56 миллионов долларов США), а также упущенную выгоду в размере не менее 150 миллионов долларов США».
Неофициально источник ЦТС в КТИ, пожелавший остаться неназванным, подтвердил наличие конфликта: «У нас нет конфликта с начальником ИМТП. Это у него конфликт с нами. Смена собственника планировалась давно исходя из событий в нашей стране и невозможности развития бизнеса с прежними собственниками и партнерами – ну, не может стратегическое предприятие принадлежать стране, с которой у нас по факту война».
Получается двоякая ситуация. Юридически все формы собственности в Украине равны. Так же, как и инвесторы равны, независимо от страны происхождения. Но с точки зрения политики и пиара защищать американского инвестора - совсем не то, что защищать российского.
Менеджер одного из терминалов в Ильичевске на условиях анонимности также подтвердил ЦТС связь смены собственника с давлением на КТИ. «Обычный передел. Собственник как был, так и остался. Передача акций номинальная. Собственники Ильичевского морского рыбного порта рвут КТИ. Потому как их терминал в рыбном порту мертвый. Собственники КТИ его типа продали и хотят играть с позиции добропорядочного правообладателя».
По мнению эксперта, минимальная цель давления – ухудшить позиции КТИ и переманить потоки в ИМРП. Максимальная – вынудить продать терминал по низкой цене. «Чем больше проблем у КТИ, тем больше работы в Рыбном, - подчеркнул эсперт. -Они хотели перекупить КТИ задешево. Но русские им не отдали. Вот их и рвут руками Крука. Большие контейнерные линии не любят проблем».
ООО «Ильичевский морской рыбный порт» (ИМРП) – довольно закрытое в информационном плане предприятие. Несмотря на название, в последние годы упоминается в СМИ практически только в связи с обработкой контейнерных грузопотоков. Достоверных данных о его собственнике нет. Но участники рынка уверены, что это – одна из крупнейших финансово-промышленных групп в стране, которая резко увеличила свое влияние после смены власти.
Источник в КТИ частично подтвердил наличие заинтересованных в атаке лиц: «Уже несколько месяцев, как в ИМТП появились люди связанные с Ильичевским рыбным портом, и они по факту и делают всю погоду. Юрий Крук не преследует своих целей. Его контракт на посту начальника порта завершается в ближайшее время. Но, скорее всего, будет продлён на несколько месяцев».
Следует отметить, что Администрация морских портов Украины и Министерство инфраструктуры усиленно дистанцируются от конфликта, не желая вмешиваться ни на чьей стороне. «КТИ и Крук пытаются нас втянуть, но мы не хотим туда лезть. Пусть судятся, - неофициально прокомментировал ЦТС представитель АМПУ. – Но об информации о продлении контракта Ю.Крука я слышу впервые. У нас все считают, что он закончится согласно срокам».
Американская защита не помогает Экстренная смена собственника пока что не помогла КТИ. Одесский апелляционный хозяйственный суд 4 марта 2015 года провел слушания о расторжении договора о совместной деятельности между компанией ЧП «Контейнерный терминал Ильичевск» и Государственным предприятием «Ильичевский морской торговый порт».
В Едином реестре судебных решений материалы пока не опубликованы, поэтому цитируем по сообщению пресс-службы ИМТП.
Суд оставил в силе решение первой инстанции - хозяйственного суда Одесской области - о расторжении договора о Совместной деятельности от 22.06.2005 года № 435-0 между ГП «ИМТП» и ЧП «Укртрансконтейнер» (ЧП «КТИ»).
Первый раз решением суда договор был, расторгнут в 2009 год. Спустя два года суд возобновил действие договора. 27.01.2015 суд вынес очередное решение о расторжении договора.
В принципе, учитывая административное влияние указанной ФПГ в Одесской области, такому решению суда вряд ли стоит удивляться. Как удалось узнать ЦТС, КТИ намерен обжаловать данное решение. Однако на данный момент терминал прекратил обслуживать суда.
Частное предприятие "Контейнерный терминал Ильичевск" может обслуживать суда емкостью до 8 тыс. TEU. Длина причального фронта составляет 656 метров, глубины у причалов - до 13,5 метров, ёмкость контейнерной площадки - 17,1 тыс. TEU. Терминал способен обслуживать 850 тыс. TEU в год. Входил в российскую группу "Национальная контейнерная компания" (НКК), которая в сентябре 2013 года была куплена холдингом Global Ports. На сайте этого холдинга указано, что он осуществляет операции только в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, при этом располагает опционом на покупку 50% КТИ и считает, что украинский рынок имеет значительную перспективу в долгосрочном периоде.