Судебные разбирательства между Ильичевским морским торговым портом (ИМТП) и частным стивидором "Укртрансконтейнер" возобновились после затяжной паузы. Напомним, еще в декабре 2010 года Высший хозяйственный суд Украины расторг договор о совместной деятельности, после чего инвестор прекратил работу на контейнерном терминале и вывез с него свое оборудование. При этом "Укртрансконтейнер" заявлял, что не намерен мириться с таким положением дел и обязательно добьется своего - решения о возобновлении работы в ИМТП.

28 декабря 2011 года Хозяйственный суд Одесской области принял решение признать договор о совместной деятельности действительным в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. К ним стивидор причисляет, в частности, выводы экспертов-экономистов Одесского научно-исследовательского института судебных экспертиз (ОНИИСЭ), которые провели исследование эффективности вложенных инвестиций.

Без апелляции По данным специалистов ОНИИСЭ, реконструкция причалов №№3 и 4 позволила увеличить мощность перегрузочного комплекса до 550 тыс. TEU в год. Благодаря выполненным работам, отмечают авторы документа, контейнерооборот терминала вырос с 455,972 тыс. TEU в 2007 году до 539,928 тыс. TEU в 2008-м.

Исследование также говорит, что вклад "Укртрансконтейнера" в совместную деятельность составил около 51 млн долларов, хотя сумма инвестиций всегда была предметом жарких дискуссий между сторонами. Например, стоимость двух контейнерных перегружателей, в которые инвестировал на Украине стивидор, составила 71,7 млн грн, тогда как Ильичевский порт называл абсурдную цифру 6,6 млн грн.

Что же касается требования в адрес компании уплатить 3,5 млн грн. земельного налога, то, полагают эксперты института, выполнить его невозможно. Дело в том, что границы участка, который находился в совместной деятельности, не были определены самим портом, а отсутствовала база для расчёта суммы платежа. Также в судебном решении зафиксировано, что было подписано соглашение между портом и "Укртрансконтейнером" о порядке компенсации затрат, связанных с уплатой земельного налога.

В результате все аргументы были приняты во внимание, а решение суда первой инстанции пересмотрено в пользу инвестора. Получить комментарии ИМТП о дальнейших действиях по данному делу не удалось, однако в самом судебном решении прямо зафиксировано что все заинтересованные стороны – Ильичевский порт, Минифраструктуры, прокуратура Одесской области и Профсоюз работников морского транспорта ИМТП - полностью поддержали аргументы в пользу пересмотра решения. Более того, профсоюз просил также учесть, что прекращение договора о совместной деятельности между портом и "Укртрансконтейнером" существенно ухудшило материальное положение трудового коллектива.

Портовики неоднократно обращались к руководству страны, отрасли порта  с требованием решить спорную ситуацию и обеспечить стабильную занятость  на предприятии, что и стало одним из ключевых аргументов для пересмотра договора в хозсуде Одесской области и нормализации ситуации на предприятии. "Апелляция на решение суда в установленные законодательством сроки - 10 дней - так и не была подана. Поэтому в ходе рабочего совещания в порту, которое состоится 17 января, мы планируем определить точную дату возобновления работы на терминале. Ориентировочно это будет первая декада февраля", - сообщил Центру транспортных стратегий генеральный директор "Укртрансконтейнера" Владимир Попов.

Впрочем, юристы полагают, что судебное решение от 28 декабря не является точкой в длинной истории разбирательств между портом и стивидором - вопрос контроля над контейнерным терминалом остается открытым.

"Что касается отсутствия апелляции со стороны ИМТП, то это хоть и позволяет предположить, что компромисс между государством и  частным капиталом найден, но оставляет вопрос о контроле над терминалом открытым.  Собственник, скорее всего, окончательно вернет контроль над своими инвестициями в порту, сможет продолжить эффективную деятельность и обслуживание клиентов терминала в ИМТП на тех же причалах и условиях, что существовали до спора. Но, в случае восстановления судом пропущенных сроков на апелляционное обжалование, решение от 28 декабря будет опять приостановлено, что вновь вернет неопределенность в отношения УТК и с портом и клиентами. Кроме того, по независящим от инвестора причинам сторонами за период судебных споров пропущены сроки инвестирования, оговоренные договором о совместной деятельности. Поэтому говорить о полном восстановлении проекта в первоначальном виде, вряд ли приходится", - сообщил Центру транспортных стратегий ассоциированный партнер компании "Международная юридическая служба" Артем Скоробогатов. По его мнению, расставить точки над "і" в этом и других конфликтах между государством и частными стивидорами сможет лишь принятие закона о морских портах.

Не окончательная точка? Впрочем, "Укртрансконтейнер" заготовил свою карту в рукаве для такого случая. Напомним, еще в 2010 году компания обратилась в Европейский суд по правам человека с требованием взыскать с Украины компенсацию за расторжение договора в размере 1,4 млрд долларов. Иск был принят к рассмотрению, однако заседания по делу состоятся не ранее следующего года.

"Когда мы подали иск в мае 2010 года, то нам сообщили, что иск принят, и мы получим уведомление о дате слушаний. С тех пор статус не изменился, поскольку, насколько мне известно, в суде сейчас рассматриваются дела 2008 года. То есть, если идти по нормальному графику, то наше дело может быть рассмотрено где-то к 2013 году. Мы ссылались на неправомерное решение суда, которое сейчас уже отменили. Поэтому в таком случае, я думаю, речь здесь может идти разве что о частичной компенсации и то, если акционеры примут такое решение", - сообщил Центру транспортных стратегий старший юрист компании "АНК" (Одесса), представляющей интересы "Укртрансконтейнера", Георгий Македонский. А потому, если сторонам не удастся разрешить конфликт в украинском правовом поле, он может продолжиться в международных судах.

В конечном итоге, не менее ключевую роль здесь играют вопросы не только в  юридической, но и в социальной плоскости: только квалифицированные инвесторы в состоянии обеспечить стабильную занятость, зарплаты для коллектива и бюджетные платежи. Любые попытки "кошмарить бизнес" бумерангом бьют как по инвестиционному климату страны, так и непосредственно по самому предприятию - еще раз проверять на своем опыте действие этого правила ни Ильичевскому порту, ни другим компаниям отрасли, точно не стоит.