В правительстве работают и днем, и ночью. Вчера, в воскресенье,18 декабря, Кабмин подтвердил эту истину, сообщив в 23:29 о судьбоносном решении по поводу будущей национализации "Приватбанка", одного из крупнейших банков страны. Разговоры о возможном "падении Привата" не утихали всю неделю, и, наконец, решение принято. Банк перейдет в собственность государства, которое выпустит облигации на 43 млрд грн для покрытия дефицита финучреждения. Портал ЦТС разузнал, как отразятся эти процессы на транспортной отрасли, учитывая тот факт, что в группе "Приват" есть транспортные активы.

Транспортное спокойствие

Опрошенные эксперты считают, что национализация "Приватбанка" не повлияет на транспортную отрасль в целом. "На транспортный сектор это может повлиять по нескольким каналам. Первый – это кредитный. Но "Приватбанк" не был замечен в крупных кредитованиях транспортного сектора, кроме 14 млрд грн, которые значатся в его кредитном портфеле в разделе "авиаперевозки". Второй канал – если у транспортных предприятий есть депозиты в этом банке. Но даже и в этом случае особых проблем не будет", – отметил глава экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.

Аналогичное мнение высказал экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава. "Временные сложности могут быть разве что у предприятий, у которых были счета в "Приватбанке". Но, в целом, на отрасль этот шаг никак не повлияет. То, что у "Приватбанка" будут проблемы – это было ожидаемо еще полгода назад. Все здравомыслящие бизнесмены давно диверсифицировали свои риски", – утверждает эксперт.

В вопросе о возможном влиянии на бюджет и на финансирование транспортной отрасли (например, ремонт дорог) эксперты также позитивно настроены. По мнению Александра Кавы, планы правительства и Министерства инфраструктуры вряд ли будут пересмотрены из-за национализации "Приватбанка". "Сейчас, насколько я знаю, планируется выпуск ОВГЗ, поэтому статьи на другие расходы вряд ли изменятся", – уточнил эксперт.

Что касается жизненно важных транспортных госкомпаний, например "Укрзализныци", Администрации морских портов Украины, то их деятельность мало изменится. В АМПУ подтвердили, что счета открыты в государственных банках, поэтому проблем для деятельности предприятия нет.

По словам финансовых специалистов "Укрзализныци", ни кредитных ни текущих средств у УЗ в "Приватбанке" нет, поэтому сложившаяся ситуация никак не повлияет на финансовую деятельность компании.

Эксперты указывают, что в будущем транспортный сектор может извлечь выгоду от сотрудничества с "Приватбанком", когда он станет государственным. "Если "Приватбанк" действительно станет государственным, то не исключено, что ряд крупных транспортных госкомпаний могут открыть там свои счета или проводить через него некоторые операции", – отметил Андрей Шкляр. Когда и при каких условиях это может произойти, эксперт не взялся прогнозировать. "В дальнейшем все будет зависеть от решения государства как собственника", – прокомментировал глава экспертного направления ЦТС-Консалтинг.

О том, что не стоит ждать негативных последствий, может свидетельствовать и поддержка данного решения со стороны МВФ и ЕБРР. "Я бы хотел подчеркнуть, что в случае Приватбанка советниками правительства в управлении банком будет выступать респектабельная западная компания. ЕБРР, безусловно, также готов предложить сотрудничество в нахождении оптимального решения для Приватбанка. Мы уже предложили правительству воспользоваться нашим опытом", - сказал глава ЕБРР Сума Чакрабарти.

МАУ. Полет нормальный

Пожалуй, одним из самых ожидаемых вопросов, который возникает в связи с национализацией "Приватбанка" – это дальнейшая судьба авиакомпании МАУ, которая также входит в состав группы "Приват". Часть экспертов даже высказывала мнение о возможной национализации перевозчика. Так, Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital, считает, что "МАУ может стать государственной. И шансы для этого достаточно высоки. Авиакомпания могла быть в залоге за рефинансирование".

При этом транспортные эксперты сомневаются в национализации МАУ. Александр Кава отмечает, что структура группы "Приват" очень диверсифицирована, а ее активы, в том числе транспортные, обособлены. "У группы "Приват" каждый бизнес обособлен, поэтому вряд ли это отразится на их транспортных активах", – уточнил эксперт.

Авиационный эксперт Сергей Хижняк считает, что национализация "Приватбанка" не повлияет ни на МАУ, ни на авиационную отрасль в целом. Он уверен, что государству сейчас важно сохранить макроэкономическую стабильность. "В любом случае, с МАУ всё будет хорошо. Правительство не допустит остановки крупнейшей авиакомпании. Для авиации важна макроэкономическая стабильность. В следующие несколько дней мы узнаем, как будет развиваться ситуация. Если начнется паника и рост курса доллара, тогда авиаперевозки опять просядут. Если все пройдет гладко, то украинская авиация не заметит перемены", – прокомментировал Сергей Хижняк.

Схожа позиция у Гендиректора консалтинговой компании Friendly Avia Support и авиационного эксперта Александра Ланецкого, который считает, что национализация крупнейшего банка страны не отразится негативным образом на деятельности крупнейшей авиакомпании Украины – МАУ. Главное, чтобы вокруг этого умышленно не раздувался ажиотаж. "Надеюсь, (национализация Приватбанка. – ЦТС) никак не отразится на МАУ. Думаю, что все будет нормально. Главное чтобы панику среди ростовщиков никто не поднял", - комментирует ситуацию Ланецкий.

В самой же авиакомпании МАУ отмечают, что с "Приватбанком" операции не ведут. "У нас нет никаких взаимоотношений с Приватбанком. Ни кредитов, ни депозитов", – сообщила пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая. В авиакомпании уверены, что национализация "Приватбанка" никоим образом не отразится на их работе. По словам Евгении Сацкой, все работает в штатном режиме.