Днепропетровский тепловозоремонтный завод - единственное предприятие, специализирующееся на ремонте тепловозов, входящее в структуру "Укрзализныци". Также завод может стать главным производителем тормозных колодок для УЗ. По мнению и. о. главы правления ж/д компании Ивана Юрика, у предприятия есть все возможности для этого.

Об амбициозных планах предприятия и его фактическом состоянии мы поговорили с Дмитрием Димитриенко - исполняющим обязанности главы правления ЧАО ДТРЗ, назначенным на должность 1 апреля этого года.

 

Какие меры предприняты для вывода предприятия из, по сути, состояния банкротства? И что с финансовым состоянием (задолженности, уплата налогов, прочие обязательства)? 

На момент моего прихода мы имели недоимку по налогам более 35 млн грн, задолженность перед кредиторами. За это время нам удалось стабилизировать финансовое состояние предприятия, разработать и имплементировать регламентирующие документы, которые систематизируют операционное управление, ввести жесткий контроль за распределением финансовых ресурсов. Как результат, удалось погасить недоимку по налогам в размере 14,8 млн грн, начать процесс подготовки реализации непрофильных активов и перевода на аутсорсинг ряда процессов (например, охраны), что тоже позволит снизить постоянные затраты.

Что касается правовой стороны работы, благодаря привлечению внешнего юридического советника, удалось отменить и направить на новое рассмотрение решение Верховного Суда, по которому ДТРЗ должен был выплатить более 11 млн грн налогового обязательства. Ну и в целом налажен контроль за всеми судебными спорами.

С рядом кредиторов, перед которыми у предприятия была просроченная задолженность, мы смогли заключить мировые соглашения, что позволило в дальнейшем избежать уплаты штрафных санкций на 2 млн грн.

photo_2020-07-01_10-04-09 (2)  Дмитрий Димитриенко 

Недавно Иван Юрик заявил, что на мощностях ДТРЗ начнется серийное производство тормозных колодок типа "ЧС". Почему выбрано именно ваше предприятие?

Член набсовета УЗ, который курирует мою работу - Франтишек Буреш, дал на заседании правления 15 мая поручение изучить возможность изготовления колодок на нашем предприятии. За месяц мы проделали определенный путь, и 12 июня, когда у нас на заводе был министр и сам Буреш, мы уже смогли им показать первую партию колодок.

У "Укрзализныци" есть потребность в этих колодках порядка 4-5 тыс. штук в месяц. Сейчас компания вынуждена закупать их у сторонних организаций. Там есть проблемы с качеством, с поставками. Поэтому у УЗ есть желание производить их на своих предприятиях. 

У вас будет дешевле?

Вряд ли это будет дешевле, чем та цена, по которой эти колодки покупаются сегодня. У нас достаточно большие производственные издержки. Конечного расчета нет, но цена будет соизмерима. Мы сможем быть достаточно конкурентоспособны на этом рынке - он не очень широк. А поскольку это аффилированное предприятие, то УЗ будет выгоднее покупать у нас. И нам будет интересно, ведь мы сможем развить свой литейный цех, который никогда не являлся прибыльным.

Читайте также Модернизация vs закупка. Как эффективнее закрыть потребность в локомотивах 

104706986_155123166121856_3144054542314487461_o

Член правления АО УЗ Ф. Буреш во время посещения ДТРЗ

Было сказано, что ДТРЗ может производить от 2 тыс. до 4 тыс. колодок в месяц. От чего это зависит?

Если увеличивать объемы производства, встает кадровая проблема. При той мощности и количестве людей, которые есть, мы можем освоить и производить по 2 тыс. колодок в месяц. Нужно получить все необходимые разрешения, пройти множество бюрократических процедур по согласованиям, разрешениям… Половину этого пути мы уже прошли. Я думаю, что в конце августа, скорее всего, мы уже будем готовы выходить на серьезную партию колодок. Нам согласовали выпуск 10 тыс. штук до конца года.

Для того, чтобы выпускать 4 тыс. колодок в месяц, нам необходимо сделать определенную перестановку в цеху, сделать плац для размещения необходимого оборудования и найти людей для организации второй смены. Это нелегкий процесс, потому что уровень зарплат у нас достаточно низкий. Но мы будем искать резервы, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда и привлечь людей. 

Как обстоят дела с кадрами? Сколько человек работает на предприятии?

Нам сегодня не хватает порядка 300 человек. Всего на предприятии трудится 872 человека. Непосредственно в производстве задействованы около 630. 

Какие специалисты наиболее востребованы?

В основном - высококвалифицированные станочники, токари, фрезеровщики, шлифовальщики, формовщики, кузнецы. 

Какая средняя зарплата на ДТРЗ?

Средняя зарплата всего по заводу, учитывая соцсферу, около 12 тыс. грн. Это маловато, но имеем что имеем. С другой стороны, задолженностей по зарплате у нас нет, платим в срок и четко. 

На вас как-то повлияла ситуация с карантином?

Мы все время работали. Борьба с коронавирусом стала одной из первых моих задач после назначения врио директора ДТРЗ, поскольку я был назначен 1 апреля. На тот момент у нас были заказы, необходимо было, чтобы завод работал. Мы провели ряд мероприятий, чтобы обезопасить сотрудников. Закрыли столовую, сделали окно выдачи пищи, которую люди получают в специальных боксах, закупили маски, дезинфекторы.

Какие тепловозы ремонтирует ДТРЗ?

2ТЭ10, 2ТЭ116, ЧМЭ3, ТЭМ1 и ТЭМ2.

02

Какими видами деятельности, помимо тепловозоремонта, еще занимается предприятие?

Мы занимаемся ремонтом дизельных двигателей для сторонних организаций.

Вообще, "изюминкой" нашего предприятия я считаю дизельный и колесно-тележечный цеха. Мы делаем колесные пары для УЗ - это так называемая линейная продукция, которая очень востребована. Также в колесно-тележечном цеху осуществляется модернизация с продлением срока службы тележек тепловозов, ремонт буксовых подшипников и подшипников электрических машин. Кроме того, мы производим большой объем запчастей для "Укрзализныци" в нашем механосборочном цеху. 

Сейчас есть проекты по покупке американских тепловозов ТЭ33, и нам было бы интересно организовать на базе ДТРЗ сервисный центр под них.

У вас размещают заказы частные компании?

Сейчас мы лишь участвуем в тендерах. Когда-то завод работал с частниками довольно плотно - у нас в Украине большой рынок частной тяги. Основной тепловоз, с которым мы работаем, это ЧМЭ3, которых в частных руках и в собственности УЗ примерно поровну - по 2 тыс. Мы переделываем практически все. Модернизация, ремоторизация - это то, за чем будущее. Для этого необходимы хорошие высококвалифицированные инженерные кадры - конструкторы, технологи… К сожалению, на сегодняшний день заказы утеряны, потому что у нас осталось очень мало таких специалистов. Их нужно срочно искать или воспитывать. 

То есть, сегодня активных частных заказов нет?

На этот момент частных заказов нет. Но мы участвуем в тендерах на ремонт тепловозов и комплектующих по ВостГОКу, ЮГОКу, "Энергомашспецстали", "Транслогистик Киев". Конечно, в этом контексте нам не хватает квалифицированных менеджеров, которые работают с потребителями. Таких людей необходимо найти. Мы хотим, чтобы в общем объеме наших работ и поставок частная тяга занимала порядка 20-30%.

Читайте также Как эффективнее запустить в Украине рынок частной тяги 

ДТРЗ - единственный завод в структуре УЗ, ремонтирующий дизельные локомотивы?

Тепловозами в "Укрзализныце" больше никто не занимается. В структуре УЗ существует два предприятия, с которыми мы строим кооперационные отношения, но они не являются ремонтными предприятиями по дизельным локомотивам, они ремонтируют электровозы. Это ЛРЗ и ЗРЗ. Например, они производят электротяговые двигатели, которые ставятся на наши тепловозы. 

04

Ощущаете ли конкуренцию со стороны частных локомотиворемонтных предприятий?

Да, но в моем понимании эта конкуренция не очень сильна, потому что частники ушли далеко вперед - они занимаются ремоторизацией, модернизацией. С другой стороны, они не могут выдерживать тех объемов, которые есть у нас. Поэтому можно сказать, что ни они для нас, ни мы для них не являемся большими конкурентами. У каждого есть своя ниша, всем на рынке хватает объемов, потому что рынок локомотиворемонта очень большой. И мы, конечно же, будем наращивать объемы.

Сколько секций тепловозов (и каких) было отремонтировано с начала 2020 года? 

С января по май отремонтировано 22 секции (но 21 тепловоз, потому что был один двухсекционный тепловоз). В июне мы планируем отдать 3 секции и с переходом на июль планируем выйти на показатель 6-7 машин. В этом году мы сделали всего 1 магистральный тепловоз, все остальное - это ЧМЭ3 и его модификации. 

Мы должны отремонтировать порядка 60 тепловозов в этом году.

В УЗ заявляли, что на этот год на мощностях Днепропетровского тепловозоремонтного завода планируется ремонт 80 локомотивов на сумму 850 млн грн. Планы еще в силе?

Это были планы. Но по факту заводом были взяты достаточно большие обязательства по возврату финпомощи и, соответственно, пересмотрев планы и поняв реальную мощность предприятия, мы пришли к выводу, что должны отремонтировать порядка 60 тепловозов в этом году.

Еще в 2017 году сообщалось, что General Electric планировала модернизировать тепловозы УЗ ТЭ10 модульными силовыми установками Superskid на мощностях ДТРЗ. Был ли реализован это проект?

Нет. Я знаю, что сейчас есть проекты по покупке американских тепловозов ТЭ33, и нам было бы интересно организовать на базе ДТРЗ сервисный центр под них. Естественно, для этого надо специально обученный персонал, инструменты, регламент. Этим могло бы заниматься отдельное подразделение.

Планируются ли мероприятия по модернизации производства? Какие?

На производстве сейчас задействовано большое количество оборудования, оно производит более 3 тыс. наименований всяких запасных частей, деталей. Оборудование очень старое, модернизация не проводилась достаточно давно. Но надо отдать должное нашим сотрудникам, ремонтному цеху, которые поддерживают это оборудование в отличном состоянии. Это важно. Модернизация, конечно, очень необходима, но она требует инвестиций, возможно, привлечения частного инвестора. Ну и, наряду с покупкой нового оборудования, немаловажный фактор - это наличие людей, которые умеют на нем работать. 

Какие конкретные шаги можете назвать?

Знаете, с чего я начал? На момент моего назначения на предприятии было 11,5 тыс. кв. м неотремонтированных крыш, которые находятся в аварийном состоянии. Сейчас занимаемся этим вопросом, уже объявили тендеры. 

Нацелены на то, чтобы освоить капитальный ремонт магистральных тепловозов с модернизацией и ремоторизацией (в стратегическом партнерстве с CZ Loko и ABC Diesel). 

Каковы в целом дальнейшие планы развития?

В правовой и финансовой сфере мы будем работать над тем, чтобы минимизировать юридические риски ареста активов по решению судов, осуществить возврат ранее полученной финпомощи от "Укрзализныци" в рамках выполнения обновленной программы восстановления платежеспособности до конца 2021 года.

Как я уже говорил, мы планируем увеличить объемы частных заказов до 20-30%. Также мы намерены внедрить автоматизированный процесс планирования производства, который позволит вести учет продукции незавершенного производства, пооперационный учет производственных процессов, учет движения сырья, материалов, комплектующих и т. д.

Кроме того, мы нацелены на то, чтобы освоить капитальный ремонт магистральных тепловозов с модернизацией и ремоторизацией (в стратегическом партнерстве с CZ Loko и ABC Diesel).

Также у нас есть амбициозные планы по освоению глубокой модернизации тепловозов с уровнем украинских комплектующих не менее 40%.

Что касается ремонта локомотивов, то к 2023 году планируем увеличить объемы до 120 секций в год (при текущих 40).

Читайте также Эстонский Operail и чешская CZ Loko модернизируют еще 6 американских тепловозов