"То, что сегодня прибыл первый гуманитарный поезд и то, что вы приехали из Киева в Чернигов на поезде, кажется, что это простые вещи, но на самом деле для нас это очень важно", - Вячеслава Чауса, главу Черниговской ОГА, переполняют эмоции. Он пытается сдерживать слезы.
Длительное время город был в оперативном окружении врага. Были уничтожены все мосты, а по пешеходному прилетали ракеты российских "градов". "Еще несколько недель назад мы через Десну тихонько в 5 утра таскали какие-то коробки и совместно с ГСЧС, с пограничниками, военными пытались обеспечить город всем необходимым, а волонтеры переправляли важные для города грузы на резиновых лодочках", - говорит Чаус и добавляет, что сегодня у него приподнятое настроение, ведь на станцию централизованно прибыл первый поезд с гуманитарной помощью.
(Здесь и далее - все фото ЦТС)
Автомобильное транспортное сообщение между Киевом и Черниговом было восстановлено 5 апреля. Спустя еще 10 дней на станцию прибыл первый поезд, соединив областной центр со столицей. На железнодорожном маршруте было разрушено два моста: на станции Заворичи и на перегоне Липов Рог - Вертиевка; путепровод в Нежине; на разных участках повреждено 1,5 км путей и 50 км контактной сети.
"Сегодня мы завершили возобновление одного пути. До конца вечера будут завершены работы по второму. Таким образом движение до Чернигова будет восстановлено уже сегодня по обоим путям - парному и непарному направлениях", - сообщил 15 апреля директор по инфраструктуре АО УЗ Роман Черницкий. Кроме того, он пообещал, что вскоре также будут завершены работы по восстановлению контактной сети и по маршруту до самого Чернигова поедут поезда на электрической тяге.
Над восстановлением маршрута работают около 250 человек, которые занимаются ремонтом инфраструктуры, и еще около 300 восстанавливают контактную сеть.
По оперативной информации, мост на станции Заворичи был разрушен 2 марта. Доступ к нему "Укрзализныця" получила позже и приступить к восстановлению инфраструктуры смогла после разминирования. По словам главы компании Александра Камышина, именно этот участок работы был самым сложным.
"Они через реку хотели проехать и застряли, - говорит один из рабочих и показывает на сгоревшую российскую бронетехнику в овраге. - Наверное, сами же сожгли и ушли. Тут бои были, стояли оккупационные войска, никто не ходил. Кто теперь знает. Уже после того, как вывели эти войска (рф), уже потом увидели, что мост подорван".
Возобновить сам мост и проложить путь удалось в очень сжатые сроки. "Вначале работал мостопоезд, возобновляли сам мост. Они свою работу сделали дня за четыре. Мы тут работаем уже пятый день, до вечера второй путь закончим прокладывать", - говорит один из рабочих.
Сейчас работы ведутся в разы быстрее, по сравнению с мирным временем. Черницкий говорит, что ранее необходимо было делать проектно-сметную документацию, проходить согласования. Теперь идет аварийное восстановление, поэтому бюрократическая часть, занимающая много времени, не требуется.
"Мы все сегодня видим, в каком состоянии Чернигов и люди. Сейчас город нуждается в гуманитарной помощи, строительных материалах. Нужно дать возможность людям перемещаться. Поэтому мы ускоряем темпы, железнодорожники работают 24/7 чтобы восстановить маршрут", - отметил Роман Черницкий.
В областной центр пока будет ездить дизель-поезд №894/893. Планируется, что поезд из Чернигова будет отправляться в 7:00, прибывать в Нежин и отправляться далее в 8:15 и 8:30 соответственно, прибывать на станцию Киев-Пассажирский - в 11:06. В обратном направлении поезд будет уходить в 15:18, прибывать в Чернигов - в 19:20.
Однако Чаус призывает жителей пока что не возвращаться. Вначале, городу нужно восстановить коммуникации. В первую очередь - электричество. "Электрика есть максимум неделю. Но как только сейчас все вернутся, она снова закончится, потому что сети не выдержат. Поэтому я настаиваю на том, чтобы возвращались люди, которые задействованы в работе критической инфраструктуры, чтобы восстанавливать ее. На это потребуется несколько месяцев. Также нужно будет провести ремонтные работы водопровода, несколько насосных станций были повреждены", - резюмирует он.
Помимо направления на Чернигов, в "Укрзализныце" начинают восстанавливать железнодорожную инфраструктуру и в других регионах, которые украинская армия освобождает от российских оккупантов. "Это важно и для пассажирских перевозок, и для доставки гуманитарной помощи, и для возобновления грузовой работы", - говорит Александр Камышин.
"Остается два разрушенных моста в направлении Нежин-Бахмач, которые мы планируем восстановить на следующей неделе. И также полностью восстановить движение Киев-Сумы, соединив два областных центра. Кроме этого участка, восстановительное работы сейчас идут в Ирпене. Там два моста был тоже подорваны. Два моста по станции Тетерев со стороны Коростеня. Там ситуация намного сложнее, большие мосты - разрушено четыре пролета длиной по 50 метров, разрушены опоры. Но задача от Министерства инфраструктуры была поставлена возобновить их до 8 мая, чтобы запустить движение поездов из Коростеня до Киева. В том числе Ирпень, Буча и это будет выполнено", - говорит руководитель инфраструктурного направления УЗ.
Ранее Черницкий информировал, что уже восстановлено движение в направлениях Конотоп-Ворожба-Сумы, Сумы-Ахтырка-Харьков.
Следующий этап - восстановление инфраструктуры на юге страны. На сегодняшний день от железнодорожного сообщения остаются отрезанными Николаев и Херсон. В "Укрзализныце" отмечают, что уже есть понимание как восстановить сообщение с Николаевом, однако работы будут начаты только после разминирования. В общей сложности в ремонте железнодорожной инфраструктуры по всей Украине задействовано 70 тыс. человек.