Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский заявил, что в этом году на дороги будет потрачено около 20 млрд гривен, привлеченных из разных источников. В частности средства будут выделены из государственного бюджета, от международных финансовых организаций, фонда регионального развития, местных бюджетов и эксперимента на таможни. Несмотря на численность источников, сумма которую планируют выделить все же ничтожно мала от необходимого, однако в разы больше, чем выделялось в предыдущих годах. Например, в прошлом году на ремонт дорог было выделено только 4 млрд гривен. При этом, по приблизительным подсчетам, украинские дороги требуют ремонта минимум на 50 млрд гривен в год.

Первая пятерка крупнейших ремонтов (по расходам) выглядит так.

М-03 Киев – Харьков – Должанский

участки длиной 84,4 км, сумма - 2162,2 млн грн

Реконструкция автодороги М-03 Киев – Харьков – Должанский длится еще с 2011 года. Масштабные работы велись перед Евро-2012. Работы продолжались и  в последующие годы. В целом, в 2011 – 2014 годах на реконструкцию дороги было потрачено 230 млн грн. Тогда был отремонтированы участки в Киевской и Харьковской областях. Сейчас более 2 млрд грн, предоставленных Всемирным банком, правительство направит на ремонт участков в Полтавской области – между Пирятином и Полтавой. Всего планируется отремонтировать 84,4 км дорожного полотна.

Н-17 Львов – Радехов – Луцк

105 км, 625 млн грн

О плохом состоянии дороги Львов – Радехов – Луцк СМИ писали несколько лет подряд. А местные жители неоднократно перекрывали проезжую часть, дабы привлечь внимание к проблеме. Местные органы власти обращались к правительству с просьбой о выделении средств, но их постоянно не хватало. Только в прошлом году был найден выход из сложившейся ситуации. В сентябре 2015 года был принят закон, предусматривающий выделение 50% суммы перевыполнения ежемесячных таможенных поступлений в областные бюджеты трех областей на ремонт дорог. Львовский регион также стал участником этого эксперимента. В этом году на ремонт дороги Львов – Радехов – Луцк будет направлено 625 млн грн, полученных от таможенных поступлений. Из них 475 млн грн планируется инвестировать в ремонт отрезка длиной 60,7 км во Львовской области и 150 млн грн – 44-километрового отрезка в Волынской области. В целом, ремонт трасы планируется закончить в первой половине 2017 года.

М-05 Киев – Одесса

63,8 км, 502,8 млн грн

Дорога Киев – Одесса могла стать первым платным украинским автобаном еще в начале 2000-х. Но проект с треском провалился. В 2003 году было принято решение о проведении реконструкции дороги на участке Жашков – Краснознамянка (219 км) и последующей платной эксплуатации этого отрезка. Для реализации проекта государство взяло кредит в размере около 0,5 млрд долларов. Масштабные работы проводились в 2003-2004 годах. В 2005 году правительство признало, что проект по созданию автобана провалился. С тех пор продолжается реконструкция других участков дороги М-05. На этот раз работы запланированы на отрезке Киев – Белая Церковь. На деньги международных кредиторов будут отремонтированы 63,8 км дороги. Кто именно выступит инвестором проекта точно неизвестно. До 2015 года эту роль выполняли Европейский банк реконструкции и развития совместно Европейским инвестиционным банком.

Н-10 Стрый – Ивано-Франковск – Черновцы – Мамалыга

58,4 км, 439,4 млн грн

Автодорога Н-10 соединяет три региона Западной Украины и заканчивается у румынской границы. Большая часть дороги требует ремонта. Из года в год на эти цели выделялись определенные суммы, но их было недостаточно для приведения покрытия к соответствующим нормам. Так, в 2014 году на ремонт дороги потратили 15,8 млн грн. В этом году запланировано провести работы в Ивано-Франковской области. Этот регион будет восстанавливать покрытие на отрезке Ивано-Франковск – Снятын. Для этого в государственном бюджете заложено 395,7 млн грн. Также 43,7 млн грн будет направлено из таможенных поступлений.

Н-13 Львов – Самбор – Ужгород

80,3 км, 427 млн грн

Дорога Львов – Самбор – Ужгород связывает две области – Львовскую и Закарпатскую. Также траса проходит через Ужоцкий перевал. Местные власти несколько лет пытались отремонтировать дорогу. Если на Закарпатье состояние покрытия более-менее приемлемое, то на юге Львовской области дороги практически нет. Особенно это относится к Турковскому и Старосамборскому районах, где в этом году планируется отремонтировать 80,3 км дороги. Источником финансирования являются поступления от таможни.

Государственный бюджет

В 2016 году на ремонт дорог из государственного бюджета будет выделено 6,5 млрд гривен. Соответствующее распоряжение было принято Кабинетом Министров. В частности из этих средств непосредственно на текущий средний ремонт пойдет только 3,5 млрд грн. Остальные – будут потрачены на мелкий ремонт, эксплуатационное содержание, а также контроль состояния качества дорог. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк отметил, что принятие этого распоряжение означает что «мы уже запускаем процесс ремонта дорог, выгоняем технику на дороги и начинаем работать». В прошлом году на дороги из госбюджета было выделено 4 млрд грн.

Помимо запланированных 6,5 млрд грн из госбюджета также будет выделено 232 млн грн на ремонт дорог во Львовской области. Эти средства выделяются в рамках программы финансирования инвестиционных проектов в 2016-2018 гг., которые были отобраны Межведомственной комиссией при Минэкономики.

Местные бюджеты

Согласно данным Укравтодора из местных бюджетов на дороги будет выделено почти 600 млн грн. Ремонт дорог за счет средств местных бюджетов стал возможен благодаря бюджетной децентрализации. Однако, в СМИ уже появилась информация о том, что в Черкасской области местная прокуратура возбудила уголовное дело по факту возможной растраты бюджетных средств девятью сельсоветами, которые сообща решили отремонтировать дорогу в районный центр Чернобай.

"Деньги начали получать сельсоветы за счет децентрализации. Согласно изменениям к действующему законодательству, можно было выделять на ремонт дорог не только коммунального значения, а и местного. Мы советовались со службой автомобильных дорог. Служба автодорог предложила именно этот механизм и мы по нему шли", - рассказал председатель Чернобаевской райгосадминистрации Сергей Джоболда.

Начальник департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок МИУ Роман Хмиль говорит, что для того, чтобы ответить однозначно, нужно разбираться по сути - не было ли нарушений (закупка работ без тендера или что-то еще). «Но само финансирование ремонтов за деньги местных бюджетов - это как раз то, на что направлено и принятие соответствующего закона, и бюджетная децентрализация - передача на места "пистолетного" акциза», - сказал Хмиль. Напомним, что с 1 января 2015 г. в Украине введен 5-процентный налог на продажу топлива на АЗС для финансирования ремонта и эксплуатации местных дорог.

Кредитные средства

Львиную долю от запланированной суммы в 20 млрд грн государство намерено привлечь у международных финансовых организаций. По словам министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, правительство уже нашло применение для 4,4 млрд грн кредитных средств. Наибольшие суммы, по данным "Укравтодора", будут направлены на главные магистрали Киев – Одесса (235,4 млн грн), Полтава – Александрия (213 млн грн) и Днепропетровск – Николаев (150 млн грн). При этом будет профинансирован ремонт некоторых региональных дорог. Например, 75,9 млн грн будет выделено на трассу Харьков – Ахтырка, 44 млн грн – на Татарив – Каменец-Подольский. Также кредитные средства будут потрачены на сооружение мостов: мост обходной дороги вокруг Ивано-Франковска – 58,5 млн грн, мост через реку Ирша в Житомирской области – 5,4 млн грн. А 131,9 млн грн кредитных средств получат администрации Донецкой и Луганской областей для восстановления 12 мостов.

Кроме того, недавно вступило в силу соглашение со Всемирным банком (ВБ), который обязался выделить кредит в размере 560 млн долларов на реконструкцию дороги Киев – Харьков – Довжанский. Эта финорганизация уже имеет есть опыт инвестирования дорожных проектов в Украине. ВБ участвовал в реконструкции нескольких участков трассы Киев – Харьков – Довжанский. Теперь банк профинансирует реализацию третьего проекта той же дороги.

Средства таможни

В сентябре Верховная рада приняла изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым в четырех областях (Одесская, Волынская, Львовская и Черновецкая) будет проведен эксперимент, благодаря которому областные власти получат дополнительные средства на дороги. Суть заключается в том, что 50% сверхплановых доходов региональной таможни направляется на строительство дорог.

Такой эксперимент уже показал свою эффективность. С сентября 2015 года получено 955 млн грн. Наибольший объем поступлений в Львовской области - 360,7 млн грн, наименьший - Одесской - 92,2 млн грн. Планируется, что сверх дозоды таможни, которые будут выделеены на ремонты дорог в этих четерых областях составят 1,8 млрд грн.

Кроме того, к этому эксперименту хочет присоединится и Николаевская область. Депутаты облсовета просят правительство рассмотреть возможность расширения на Николаевскую область действия закона о соответствующих изменениях в Бюджетный Кодекс. "Это позволит снизить социальное напряжение и обеспечить безопасность движения по автодорогам, что позитивно отразится на социально-экономическом положении Николаевской области и всего южного региона Украины", - сказано в обращении.

781fb9d493069f70f0387101a7a209b0