6 июня руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов сообщил о том, что компания получила четырех новых членов правления, среди которых и два иностранца, или как сейчас модно говорить - экспата. Некоторые из представленных руководителей не очень публичны, а кто-то, как например Марчин Целеевски, наоборот - давно на виду и успел заявить о себе не только и не столько в ж/д отрасли, как в авиации.   

Вольнодумный, активный и закоренелый оптимист - так можно кратко описать польского топ-менеджера. Украина станет шестой страной в его послужном списке, где Целеевскому доведется работать. Чем он запомнился на предыдущих должностях?

 

"Всегда смотри на светлую сторону жизни", - любит говаривать Марчин Целеевски, цитируя песню комик-группы Monty Python. Эту фразу он избрал жизненным девизом. Особо часто он повторял ее в сложные периоды работы в польской национальной авиакомпании LOT, а еще чаще во время преобразований в ж/д компании PKP Intercity.

Своим гуру Целеевски считает Лешека Бальцеровича. Его идеями он вдохновлялся еще со времен обучения в Варшавской школе экономики во второй половине 1990-х. Также Марчину Целеевскому присуще вольнодумство, именно оно в свое время сподвигло его к уходу из авиакомпании, где он проработал несколько лет. Еще одна черта будущего члена правления "Укрзализныци" - непоседливость. Дело не только в географии его деятельности (он успел поработать в Польше, Испании, Катаре, Германии, Кении), но в и образе жизни. Целеевски очень любит лыжный спорт. Кроме того, он играет на барабанах в аматорской рок-группе.

Целеевски играет на барабанах в аматорской рок-группе.

Карьера будущего топ-менеджера началась во время учебы в Варшавской школе экономики. В одном из интервью Марчин Целеевски вспоминал, что первые деньги заработал репетиторством по английскому и математике. Более серьезная работа появилась на последнем году обучения, когда он в 2000 году устроился аналитиком в отдел продаж LOT. Впоследствии оказалось, что авиакомпании Целеевски посвятит более 9 лет, пройдя несколько ступенек в карьерной лестнице - от аналитика до члена правления и временного руководителя.

Долгий взLOT 

Карьеру Целеевского в LOT можно разделить на два этапа. Первый длился с 2000 по 2008 годы. Об этом периоде польские медиа пишут довольно скупо, говоря о карьерном росте. В 2004 году Целеевски впервые отправился работать за рубеж. Тогда он возглавил представительство LOT в Испании. В 2007 году вновь вернулся в Варшаву, где стал заведовать развитием маршрутной сети авиакомпании. В конце 2008 года после многолетней службы Целеевски уволился из LOT. Впоследствии причину ухода он объяснял отсутствием свободы в реформировании "забетонированных структур компании".

Возвращение в LOT произошло только шесть лет спустя. Второй период работы, связанный с польским национальным авиаперевозчиком, оказался более сложным для Целеевского. Он вернулся в авиакомпанию сразу на должность члена правления, ответственного за продажи. Столь высокая должность сулила много проблем.

Первый раз уволился из LOT по причине отсутствия свободы в реформировании "забетонированных структур компании".

Авиакомпания с 2008 года находилась в плачевном финансовом состоянии. За этот период перевозчик существенно сократил маршрутную сеть, закрыл свои "дочки" и, самое главное, потерял лидерство на польском рынке. LOT начал оживать только в 2014-2015 годах, когда перевозчик начал зарабатывать, а не терпеть убытки, и вновь стал наращивать маршрутную сеть. Осенью 2015 года в отставку подал руководитель авиакомпании Себастян Микош. В результате, Марчин Целеевски оказался и.о. президента LOT. В новой ипостаси он пробыл более полугода, после чего уволился. Причину ухода он не озвучивал, но, по всей видимости, важную роль на этот раз сыграли парламентские выборы, на которых победила консервативная партия "Партия и справедливость".

Читайте также В поисках своего пути: Как польская LOT противостоит лоукостерам

На этом авиационная карьера Марчина Целеевского не закончилась. В промежутке между уходом и возвращением в LOT он успел два года поработать руководителем отдела продаж в Qatar Airways. Пожалуй, это единственное место работы, откуда Целеевски ушел по семейным обстоятельствам. Позже его занесло в Африку. Летом 2017 года он примкнул к команде польских экспатов, возглавивших Kenya Airways. Себастян Микош, который некогда пригласил Целеевского вернуться в LOT, теперь позвал его реанимировать кенийского перевозчика.

Польская команда начала реализовывать опробованную дома стратегию по оптимизации расходов. По итогам 2017 года Kenya Airways показала сокращение убытков с 26 до 10 млрд кенийских шиллингов (порядка 226 и 87 млн евро). Как и в Польше, новую команду ожидали протесты персонала. Целеевски проработал в Кении до марта 2018 года, а Микош уволился только в конце мая этого года.

Медленные Pendolino

В перерыве между уходом и возвращением в LOT Марчин Целеевски имел небольшой, но яркий опыт работы на железной дороге. В этой сфере он запомнился двумя значимыми событиями - введением новой тарифной системы на пассажирские перевозки и запуском скоростных поездов Pendolino в Польше. Оба события вызвали бурную реакцию как у пассажиров, так и в прессе. Марчин Целеевски даже получил насмешливое прозвище "президент с насморком". Виной тому игра слов: в польском языке слово katar означает насморк и дублирует название государства, где базируется авиакомпания Qatar Airways, в которой он работал.

Летом 2012 года Марчин Целеевски вернулся в Польшу из Германии, где он около двух лет работал в логистической компании Fiege Logistik. В родной стране он вошел в состав правления PKP Intercity, оператора поездов дальнего следования (а впоследствии и скоростных поездов), а в январе 2014 года стал ее временным руководителем.

В ж/д отрасли Целеевски запомнился введением новой тарифной системы на пассажирские перевозки и запуском скоростных поездов Pendolino в Польше.

Проект скоростного движения достался Целеевскому в наследство от его предшественника - Лукаша Малиновского (руководил PKP Intercity в 2011 - 2014 годах). Во многом, Целеевски воплощал идеи Малиновского. Запуск скоростного движения в Польше состоялся 14 декабря 2014 года. Кстати, в официальной церемонии принимал участие не только Марчин Целеевски, но и Ремигиуш Пашкевич (еще один нынешний член правления УЗ), возглавлявший тогда оператора ж/д инфраструктуры PKP PLK. Скоростные поезда Pendolino начали курсировать между Варшавой и Гданьском, Краковом, Катовице и Вроцлавом.

Новые пассажирские составы разгонялись до 200 км/ч, хотя средняя скорость на значительной части магистрали не превышала 160 км/ч. Это был один из главных элементов критики в адрес Целеевского, а также Пашкевича. Основной преградой для развития скоростного движения стала инфраструктура. PKP PLK в начале 2010-х запустила масштабный проект по обновлению инфраструктуры, который длится по сей день. Это приводит к задержкам поездов, в том числе и скоростных. Сейчас Польша планирует увеличить допустимую скорость на некоторых отрезках пути с 200 до 250 км/ч.

Еще одной проблемой скоростных поездов стало отсутствие Wi-Fi в вагонах. При Целеевском этот вопрос планировалось решить. В вагонах даже появилась реклама от одного из мобильных провайдеров. Но з запуском беспроводного соединения возникли проблемы. В результате, проект растянулся на несколько лет, он завершился только в декабре 2018 года.

Тарифная революция

Другим достижением Целеевского в PKP Intercity стала тарифная реформа. Раньше тарифы на перевозку пассажиров в Польше рассчитывались на основе протяженности маршрута. Цена не менялась, независимо от дня покупки - за неделю или за день до выезда. Марчин Целеевски решил привнести свой опыт из авиации и внедрить систему скидок. "PKP, безусловно, гораздо сложнее. Qatar Airways много инвестируют, в частности, в развитие динамичной системы продаж. Я хотел бы представить эти принципы в PKP Intercity. Я не скрываю, что люди, работающие над этим проектом, ранее были связаны с авиационным бизнесом," - заявлял Марчин Целеевски после назначения руководителем PKP Intercity.

Система работает следующим образом. К примеру, минимальная цена на путешествие в скоростном поезде из Варшавы в Краков составляла 49 злотых. Билетов по такой цене в системе бронирования было немного, поэтому они быстро заканчивались. Далее в продажу попадали билеты со скидкой в размере от 30 до 10 процентов. Скидка уменьшалась по мере приближения к дате планируемой поездки.

"Pendolino будет поездом для всех. Новая ценовая стратегия позволит пользоваться им как экономным клиентам, студентам, семьям, которые покупают билеты заранее, так и бизнесменам, которые делают это непосредственно перед отправлением поезда", - отмечал Марчин Целеевски. Но именно пассажиры оказались не готовы к такому новшеству. Руководителя PKP Intercity очень много критиковали за радикальные нововведения, хотя со временем пассажиры привыкли к изменениям. Стоит отметить, что эта система тарифов функционирует до сих пор.

Читайте также С небес на землю: что будет если объединить авиакомпанию и ж/д оператора