"LOT зашла в тупик", – так генеральный директор Ryanair Майкл О'Лири характеризовал одну из старейших авиакомпаний мира. Ее сотрудники высказывались еще резче: "LOT – это яма без дна". Все эти реплики звучали в 2012 году, кода польская авиакомпания переживала сложные времена. Перевозчик, начиная с 2008 года, не вылазил из убытков и постепенно терял позиции на рынке. Сейчас LOT чувствует себя гораздо уверенней: компания наращивает прибыль, открывает новые направления и увеличивает свою долю на рынке, догоняя или тесня лоукост-перевозчиков. Как ей это удается и что за этим стоит?
Дорогая нефть
Польская авиакомпания LOT существует почти 90 лет, за это время она пережила много пертурбаций. Но самым сложным периодом в ее истории были 2000-е. Это отчетливо прослеживается по количеству руководителей. За 10 лет сменилось 10 директоров. Особо сложным периодом была середина 2000-х, когда директора менялись дважды в год.
Частая смена руководства была вызвана плохим финансовым состоянием LOT. В 2008 году компания окончательно вошла в кризисное состояние: вместо прибыли она стала генерировать убытки. В 2008 году они составили 109,1 млн злотых, в 2009 году – 220,4 млн злотых, в 2010 году – 163,1 млн злотых, в 2011 году – 158,2 млн злотых, в 2012 году – 146,5 млн злотых.
Ключевыми факторами убыточности стали скачок цен на нефть и ошибка управленцев. С начала 2008 года мировая цена на нефть марки Brent начала стремительно расти – со 100 до 145 долларов за баррель. 11 июля того же года она достигла исторического максимума – 147 долларов за баррель. Такие скачки ударили и по авиационному сектору. За первую половину 2008 году в мире обанкротились 25 авиакомпаний. Lufthansa, одна из крупнейших авиакомпаний Европы, столкнулась с забастовками персонала, требовавшего повышения зарплаты.
В 2008 году из-за скачка цен на нефть и ошибки топ-менеджеров компания стала генерировать убытки. Это продолжалось шесть лет
LOT тоже попала под удар этой тенденции. Но руководство компании во главе Дариушем Новаком создало себе еще одну проблему. В июле, когда цены на нефть достигли пика, авиакомпания заключила договор хеджирования на закупку авиатоплива на двухлетний период. Впоследствии цены пошли на спад, но авиакомпания была вынуждена закупать топливо по завышенным ценам. Это привело к миллионным убыткам. Многие польские СМИ писали, что это столь необдуманное решение было продиктовано руководству LOT аналитиками консалтинговой компании Mckinsey, причастной к нашумевшему банкротству Enron. Можно долго спорить, кто виноват – польские менеджеры или иностранные "варяги", но решение было принято, и оно привело авиакомпанию к состоянию "ямы без дна".
Дерзкие новички
Но топливо было далеко не единственным фактором, который оказал негативное влияние на финансовое состояние LOT. В середине 2000-х на польский рынок зашли лоукостеры. Это были авиакомпании с новым видением бизнеса, где главный акцент делался на поддержании низкой цены билета путем сокращения расходов и получения вознаграждений от аэропортов за привезенных пассажиров.
Первый лоукостер – венгерский Wizz Air – начал работать в Польше в мае 2004 года. Затем, в октябре 2004 года зашел еще один крупный игрок – easyJet, а в марте 2005 года – Ryanair. Первое время лоукостеры не представляли серьезной угрозы для LOT, поскольку новые авиакомпании работали в региональных аэропортах: Wizz Air – в Катовице, easyJet и Ryanair – в Кракове. "Это было вызвано рядом причин. Самой важной из них была бизнес-модель, которая предполагала избегание первостепенных аэропортов из-за их эксплуатационных требований, высоких расходов и непривлекательных финансовых аэропортовых стимулов", – отмечает польский авиаэксперт Себастян Гошьчинярек.
Но уже через несколько лет лоукостеры завоевали значительную долю рынка регулярных пассажирских авиаперевозок. Финансовые проблемы флагманского перевозчика Польши только играли им на руку. Так, к 2009 году доля LOT (вместе с Eurolot) уменьшилась до 28,38%, а в 2015 году достигла минимума – 20,56%. При этом годовой пассажиропоток LOT увеличивался, но у лоукостеров он рос быстрее. К тому же, бюджетные авиакомпании зашли в столичные аэропорты – имени Шопени и Модлин.
В 2013 году ситуация еще больше усугубилась: LOT уступил лидерскую позицию на рынке в пользу Ryanair, доля которой достигла 29,95%. В 2015 году флагманский перевозчик Польши оказался третьим, сдав позиции и перед Wizz Air, а совокупная доля двух лидеров – Ryanair и Wizz Air – достигла 52,55%.
Компания уступила лидерство в Польше лоукостерам - сначала Ryanair, а затем и Wizz Air
Новая модель
После прихода Wizz Air и других лоукостеров на польский рынок руководство LOT решило не сдаваться и побороться за пассажира, но в очень простой способ. В декабре 2004 года флагманский перевозчик Польши создал собственную лоукост-компанию – Centralwings. Новый перевозчик начал летать в феврале 2005 года. Кроме Варшавы, Centralwings сделала ставку на запуск маршрутов из региональных аэропортов Польши, в том числе из Катовице и Кракова, в европейские города. Уже в первые годы своей деятельности Centralwings показала свою несостоятельность: в 2006 году она принесла 65 млн злотых убытков, а в 2007 году – 73 млн злотых убытков. В итоге, в октябре 2008 года Centralwings прекратила регулярные полеты, сохранив лишь чартерную составляющую. Но и она длилась недолго – до марта 2009 года, когда "дочка" LOT окончательно прекратила полеты. Дальнейшую эстафету соперника лоукостеров взяла на себя другая "дочка" LOT – Eurolot, но и она потерпела крах в марте 2015 года.
На фоне финансовых проблем маршрутная сеть материнской авиакомпании постоянно сокращалась в целях экономии. Это давало определенный позитивный эффект. Например, в 2013 году убытки сократились до 3,8 млн злотых, а в 2014 году авиакомпания заработала первую, с 2008 года, прибыль, которая составила 99,4 млн злотых. Но в перспективе это играло на руку лоукостерам, которые занимали пустующие ниши и наращивали присутствие на польском рынке. Необходимо было менять бизнес-модель.
После банкротства Eurolot флагманский перевозчик Польши окончательно взял курс на превращение в сетевую авиакомпанию. Маршрутная сеть LOT стала строиться с целью привлечения транзитных пассажиров, которые должны пересаживаться в аэропорту имени Шопена с одного рейса на другой.
Для выполнения этой задачи авиакомпания предприняла ряд мер. Во-первых, авиакомпания начала обновлять и унифицировать флот. В 2013 году LOT отказалась от эксплуатации устаревших самолетов ATR 72, ATR 42, а также широкофюзеляжных Boeing 767-300. Вместо последних были закуплены суда нового поколения – 8 единиц Boeing 787-8 Dreamliner. С конца 2012 года они обслуживают дальнемагистральные рейсы.
Во-вторых, в ноябре 2015 года Варшавский аэропорт имени Шопена гавань стал официальным хабом авиакомпании. Для обеспечения стыковок, перевозчик в 2016 году запустил дальнемагистральные рейсы из Варшавы в Токио и Сеул. В этом году тенденция продолжилась: LOT начал летать из Варшавы в Лос-Анджелес и Ньюарк, а также из Кракова в Чикаго. В 2018 году авиакомпания рассчитывает запустить полеты из Будапешта в Нью-Йорк и Чикаго. Венгерский аэропорт был выбран неспроста: в его маршрутной сети нет дальнемагистральных рейсов. Также LOT начал наращивать присутствие в странах Европы. Например, авиакомпания возобновила полеты на Балканы, а также запустила ряд новых направлений в региональные аэропорты нескольких стран, в том числе и в Украину.
В-третьих, не обошлось без государственной помощи. Вначале государство как основной собственник (67,97% акций) пыталось найти стратегического инвестора, который бы купил контрольный пакет. Вначале переговоры велись с Turkish Airlines, затем с Etihad Airways или Air China. Польское правительство проводило эти переговоры в надежде повторить успех соседней Чехии, где государству удалось продать 44% акций Czech Airlines южнокорейской Korean Air. Но поляки так и не договорились ни с одной из вышеперечисленных сторон. Польское правительство предлагало даже вариант объединения LOT с государственным ж/д перевозчиком PKP Intercity.
После неудачных переговоров государство пошло по простому варианту – финансовая помощь в обмен на перемены. Еще в декабре 2012 год LOT получил 400 млн злотых помощи от государства. После утверждения плана реструктуризации в июне 2013 года авиакомпания получила еще 381 млн злотых помощи. Но государство выделяло деньги под конкретные обязательства: продажа неэффективных Embraer 170, покупка Boeing 787-8 Dreamliner, сокращение 800 сотрудников, закрытие маршрутов (предложение LOT сократилось на почти 15%), открытие новых дальнемагистральных рейсов после 2015 года, повышение тарифа (авиакомпания должна продавать больше дорогих билетов), закрытие касс по продаже билетов, перевод продаж в онлайн и так далее.
LOT заручилась финансовой поддержкой от государства, но деньги получила под конкретные обязательства что именно сделать
Все эти шаги должны были вернуть авиакомпанию к финансовому благополучию уже в 2014 году. Эта задача была выполнена, поскольку в указанном году LOT получила первую за семь лет прибыль в размере 99,4 млн злотых. В 2015 году авиакомпанию вновь настигли убытки в объеме 46,5 млн злотых. В администрации перевозчика потери объяснили колебаниями валюты, а также проблемами с флотом. Речь идет об аренде 10 самолетов Bombardier Q400, ранее использовавшихся Eurolot. Половина этих воздушных судов простаивала из-за ограничений Еврокомиссии в связи с предоставлением LOT государственной помощи.
Также авиакомпания потеряла деньги на продаже 10 самолетов Embraer 170 и на повторном лизинге 6 судов этого типа. Согласно плану реструктуризации, LOT должна была вывести все эти самолеты из своего флота, но после продажи оказалось, что их нечем заменить, поэтому авиакомпания взяла шесть из них обратно, но на условиях лизинга.
Что дальше?
В целом, план реструктуризации LOT сработал. В 2016 году авиакомпания вновь получила прибыль – в размере 125 млн злотых. Также Верховная контрольная палата Польши подтвердила в своем отчете успешность плана спасения LOT. И дело не только в финансах. Польский флагман начал наращивать свою долю на родном рынке. По итогам 2016 года, LOT вернула себе второе место, обогнав Wizz Air. Доля флагманского перевозчика выросла с 19,39 до 22,43%.
Чтобы усилить свои позиции на рынке, LOT планирует увеличить к 2020 году свой флот с 45 до 88 самолетов. При этом парк воздушных судов станет более однообразным, у авиакомпании будут только самолеты производства Boeing и Bombardier (для ближнемагистральных рейсов).
"В 2020 году LOT хочет вернуть себе долю на польском рынке. На сегодняшний день это 19%, в плане заложено достижение 25%. Это означает увеличение числа пассажиров с 4,3 млн в 2015 году до более чем 10 миллионов в 2020 году. Количество пилотов увеличится с 419 до 820, а экипаж – с 700 до 1700 человек", – утверждает неизвестный представитель авиакомпании.