Мы встретились с Александром Кавой, чтобы спросить, при каких обстоятельствах ему пришлось покинуть должность заместителя министра инфраструктуры. Напомним, что в начале февраля Радикальная партия Олега Ляшко заблокировала трибуну Верховной Рады с требованием уволить Александра Каву. Свое требование они объясняли его пророссийской позицией. Спикер Верховной Рады Владимир Гройсман, попросил Арсения Яценюка дать оценку действиям заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы и рассмотреть предложение фракции Радикальной партии относительно его увольнения с занимаемой должности. Решение об увольнении Александра Кавы было принято Кабинетом Министров 4 марта 2015 г.
На прошлой неделе Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский сказал, что Александр Кава написал заявление по собственному желанию, однако все же будет продолжать помогать проводить реформы в транспортной отрасли. «Он не бюрократ, но он хороший теоретик и практик. Ему проще работать без бюрократических ограничений», - говорил министр инфраструктуры.
Какой сегодня у Вас формат взаимоотношений с министерством?
Сейчас я советник министра инфраструктуры Андрея Пивоварского по реформированию транспортной отрасли.
Андрей Пивоварский говорит, что Вы написали заявления по собственному желанию. Однако ходят и такие слухи, что отстранение от должности – было для Вас неожиданностью и что Вы сами узнали об этом только после заседания Кабинета Министров. Расскажите, как все было на самом деле?
Я написал заявления по собственному желанию, но я не знал, на каком именно заседании Кабинета Министров оно будет рассмотрено. Благо, что сейчас заседания проходят довольно часто. Я узнал о решении Кабинета Министров в тот же день, когда оно было принято.
Ситуация, когда Олег Ляшко в Верховной Раде требовал вашей отставки как-то повлияла на Ваше решение?
В принципе, нет. Я вообще очень признателен Олегу Ляшко за тот пиар, который он мне сделал. Я признателен и ему, и всем доброжелателям из радикальной партии, и моему однокурснику Игорю Луценко за то, что они привлекли столько внимания к моей скромной персоне в этой стране. Из-за меня даже блокировали трибуну Верховного Совета. Если бы я заказывал пиар такого уровня, то это обошлось бы мне не в один десяток тысяч долларов, а они сделали для меня это бесплатно. Это хорошая услуга.
Буду координировать реформирование всех направлений транспорта. В частности для железной дороги – буду продолжать курировать создание акционерного общества.
Почему вы приняли решение уйти с должности?
Работа заместителя министра связана с большим числом бюрократических обязанностей. На этой должности получалось заниматься только срочными делами, а на действительно важные – времени не оставалось. С Андреем Пивоварским работать очень приятно и позитивно, поэтому я начал искать варианты сотрудничества с ним, но такие которые позволят больше времени уделять реформам и чтобы тот опыт и знания, которые у меня есть не тратить на разбор текущих ситуаций, а направлять в русло реформирования.
Кто взял на себя Ваши обязанности?
Те функции, которые выполнял я, перешли к заместителю министра Владимиру Шульмейстеру, от которого в свою очередь функции по портам перешли Юрию Васькову. В принципе, у нас получился хороший шифт.
Вы занимали должность более двух месяцев. Какими проектами Вы занимались и что успели реализовать?
За такой короткий период удалось сделать довольно много, хотя бюрократический процесс не такой быстрый. Однако, мы запустили процесс оценки активов УЗ, начали трансформацию пассажирского сегмента железнодорожных перевозок (сейчас идут корректировки графиков поездов, чтобы обеспечить стыковки поездов на разных направлениях). Кроме того, были начаты переговоры с МФО по финансированию приобретения новых электровозов для Укрзализныци. В частности, мы пришли к консенсусу, что если УЗ приобретет 100 новых, современных электровозов – это позволит нам заменить 200 старых. То есть один новый электровоз сможет заменить два старых, как за счет увеличения плеча обслуживания (поскольку они смогут работать на полигонах постоянного и переменного тока), повысить скорость перевозки и увеличить вес поездов. Определены новые приоритеты по электрификации железнодорожных путей.
Что касается автомобильного транспорта, то мы начали работу над изменениями в Закон об автомобильном транспорте, который улучшит работу как грузовых, так и пассажирских перевозок. Что касается пассажирских перевозок, например, то мы собираемся отказаться от регулирования рынка межобластных автобусных перевозок и внедрить там уведомительный принцип, что создаст реальную конкуренцию, от которой всегда выигрывает пассажир. Кроме того, будет изменен подход к работе между перевозчиками и автостанциями.
Обсуждали ли Вы с Андреем Пивоварским Ваши дальнейшие планы? Чем будете заниматься?
Буду координировать реформирование всех направлений транспорта. В частности для железной дороги – буду продолжать курировать создание акционерного общества. Помимо этого, будем заниматься Воздушным экспрессом, определять его дальнейшее будущее, потому что в том формате, как есть сейчас - этот проект будущего не имеет. Мы еще будем обсуждать этот вопрос с китайской стороной, но, по моему мнению, в период сложной экономической ситуации в стране делать имиджевые проекты – это преступление. Нужно заниматься теми проектами, которые создадут основу для экономического развития.
Читайте также Интервью с замминистра инфраструктуры: как будут реформировать УЗ