По итогам прошлого года "Укрзализныця" снова потеряла часть грузопотока. Негативная динамика продолжается десятый год и стала уже скорее плохой традицией, чем форс-мажорной ситуацией, вызванной внешними факторами, такими, как пандемия 2020 года, потеря ранее российского транзита и прекращение ж/д сообщения с временно неконтролируемыми территориями. Из позитива - показатель оборота вагонов впервые за несколько лет снизился до рекордно низких значений.

Какими еще трендами на железной дороге запомнится 2020 год?

 

Динамика со знаком минус 

Уже десять лет из года в год "Укрзализныця" планомерно теряет объемы грузов. Если в 2011 году по железной дороге перевозилось 470 млн т грузов, то по итогам 2020 года грузоперевозки составили 305,4 млн т, что на 2,3% меньше, чем годом ранее. Если сравнивать с прошлым годом, то можно говорить о том, что падение грузопотока немного замедлилось. Так, в 2019 году "Укрзализныця" перевезла 310,1 млн т грузов, что было на 2,7% меньше, чем в 2018 году. 

Основным направлением для "Укрзализныци" остаются внутренние перевозки. Их доля в общей структуре составляет почти половину от всего грузооборота. Так, по итогам 2020 года во внутреннем сообщении было перевезено 143,4 млн т грузов, на втором месте - перевозка экспортных грузов (113 млн т). В импортном направлении за прошлый год было перевезено всего 36,5 млн т грузов, в транзитном - 12,5 млн т. 

Ситуация с падением грузопотока вызывает большой дисбаланс между доходами и расходами "Укрзализныци", поскольку для того, чтобы выходить на уровень окупаемости и развиваться при нынешних затратах на фонд оплаты труда и основные статьи расходов, УЗ нужно перевозить порядка 350 млн т грузов в год. Пока эта цифра выглядит недостижимой.

Постоянный рост тарифов в прежние годы стимулировал грузовладельцев переходить на альтернативные виды транспорта. Для того, чтобы изменить этот тренд, УЗ необходим комплексный подход, который будет направлен на оптимизацию расходов и повышение эффективности и скорости перевозочного процесса.

Руда - груз года

В четверку основных видов грузов, перевозимых по железной дороге, входят: ЖРС, стройматериалы, уголь и зерно. В прошлом году именно благодаря увеличению объемов перевозки ЖРС и стройматериалов "Укрзализныце" практически удалось выйти на показатели 2019 года. Так, по данным аналитиков ЦТС, ЖРС было перевезено 79,7 млн т, минстройматериалов - 60,4 млн т. В общей сложности эти грузы составляют 46% от всего грузопотока, идущего по железной дороге. 

Объемы перевозки ЖРС увеличились на 6,9%. По словам Александра Каленкова, президента "Укрметаллургпрома", в 2020 году сложилась хорошая конъюнктура на мировом рынке ЖРС. "От пандемии сильно пострадал один из основных производителей сырья - Бразилия. Это привело к росту цен на ЖРС, что позволило нашим предприятиям нарастить объемы экспорта, который по итогу года увеличился на 16%. Соответственно, объемы перевозок также выросли", - отметил он.

Перевозка стройматериалов в 2020 году показала наибольший рост - плюс 16,7% к прошлому году. Такие результаты объясняются реализацией правительственной программы "Большая стройка". 

По всем остальным видам грузов произошло падение показателей. Так, объемы перевозок угля сократились на 17% до 48,6 млн т, зерна - на 13% до 35,2 млн т, черных металлов 4,2% - до 20,5 млн т, химия и удобрения - на 5,4% до 11,9 млн т. Падение перевозок зерна в первую очередь связано с более низким урожаем в 2020 году. Так, согласно оперативным данным Минэкономики, за прошлый год аграриям удалось собрать 65,4 млн т зерновых, в то время как в 2019 году урожай составил 75 млн т. 

0_gruzopotoky_ZD_2020 3

Контейнеры в зоне особого внимания 

При общей динамике падения объемов грузов на железной дороге, контейнерам удалось выйти в плюс. Так, по данным "Укрзализныци", за январь-декабрь прошлого года компания перевезла более 425 тыс. TEU, что на 10,7% превышает показатели 2019 года. В составе контейнерных поездов в 2020 году было перевезено более 230 тыс. TEU, что на 41% больше чем годом ранее.

В самой компании отмечают, что рост перевозок был обеспечен благодаря организации большего количества контейнерных поездов, привлечению новых международных маршрутов, усовершенствованию технологии перевозки.

Так, в прошлом году начались прямые перевозки из Китая в Украину. Всего за год было принято 22 контейнерных поезда из КНР. Кроме того, в конце ноября 2020 года "Укрзализныця" и DHL Global Forwarding договорились развивать контейнерные железнодорожные перевозки Китай - Европа и планируют вводить новые международные маршруты. 

В планах УЗ также реформа контейнерного направления. В частности, речь идет о концессии контейнерных терминалов "Лиски", а в будущем возможно выделение контейнерных перевозок в отдельную бизнес-вертикаль. Благодаря государственно-частному партнерству в "Укрзализныце" рассчитывают привлечь дополнительные грузопотоки и развивать терминалы. "Мы хотим возить не только щебень и руду, но, конечно, конкурировать качеством и скоростью за более маржинальные товары, которые можно перевозить в контейнерах", - отмечал Александр Перцовский, и.о. члена правления "Укрзализныци".

Читайте также Как "Укрзализныця" видит концессию контейнерных терминалов - интервью с Иракли Эзугбая

 

Вагоны поехали быстрее 

Однозначно позитивным трендом в прошлом году стало снижение показателей оборачиваемости вагонов. Так, например, оборот полувагонов сократился до рекордно низких за последние шесть лет показателей и оставил 6,79 суток. Для сравнения, в 2018 году оборот составлял 8,97 суток, в 2019 - 8,36. При этом рабочий парк вагонов "Укрзализныци" сократился с 85,3 тыс. ед. в 2015 году до 56,6 тыс. ед. в 2020 году. 

По мнению экспертов, уменьшению оборота вагонов способствовало несколько факторов. В первую очередь, это значительное сокращение пассажирских перевозок в связи с пандемией. Грузоотправители отмечают, что с отменой пассажирского движения вагоны стали ездить намного лучше, поскольку высвободились локомотивы и локомотивные бригады, которые ранее были задействованы в пассажирском движении, а также уменьшилась необходимость пропускать пассажирские поезда. 

Еще одна причина - увеличение локомотивных плеч. "Следует отметить, что в УЗ внедрена практика "длинных плеч", когда локомотивы следуют под составами на максимально возможное расстояние без смены бригад и локомотивов, что также улучшило показатели по обороту вагонов", - комментировал ранее один из участников рынка.

Читайте также Чудеса на виражах: Как у "Укрзализныци" стало получаться возить грузы быстрее

Проваленные инвестиции 

По итогам года программа капитальных инвестиций "Укрзализныци" сократилась до минимума - с почти 17 млрд грн в 2018 году до менее 5 млрд грн (при запланированных в Финплане-2020 12,6 млрд грн). Ситуация не новая - из года в год программа капинвестиций выполняется, в лучшем случае, на 50-60%. В итоге страдает и бизнес, и сама "Укрзализныця" - недоинвестирование в подвижной парк и инфраструктуру напрямую влияет на безопасность перевозок, качество и скорость грузовых операций

В этом году увеличение капитальных инвестиций декларируется как один из стратегических приоритетов. "Так, если в этом году капинвестиции составят 4,8 млрд грн, то уже в следующем году планируем вложить 25,8 млрд грн, в 2022 году - 28,4 млрд грн, 2023 году - 41,1 млрд грн. Благодаря этому сможем обеспечить нашим заказчикам равный доступ к инфраструктуре и не отказывать ни одному наряду на перевозку грузов, который может быть размещен на УЗ", - отмечал в интервью ЦТС директор по коммерческой работе и логистике Иракли Эзугбая. От того, каким будет практическая реализация этих намерений зависят и конкурентные позиции УЗ в борьбе за грузопоток в 2021 году.

Для достижения этого результата и нормализации финансового положения "Укрзалиныце" необходима комплексная программа мер по актуальным направлениям: сокращение убыточности пассажирских перевозок, отмена налога на землю под ж/д путями, продажа непрофильных активов (в частности, реализация запасов металлолома УЗ) и создание отдельного защищенного Железнодорожного фонда, как источника для программ модернизации активов (наполнение за счет акциза на ДТ, потребляемого железнодорожным транспортом).

Читайте также Больше пассажирских вагонов и локомотивов: На что стоит направить инвестиции УЗ