Кто организовал поезд?
Как пояснили ЦТС в украинской компании, причастной к организации проекта, "оператором этого контейнерного поезда не является в Украине никто". Транспортное экспедирование поезда по маршруту, пролегающему через территорию Монголии, РФ, Украины, осуществляет группа компаний, каждая из которых имеет право принимать заявки на выполнение этих перевозок. Одна из компаний (украинская) является плательщиком железнодорожного тарифа на украинском участке маршрута. По территории России перевозку организовывает компания "Транспортные системы" (Санкт-Петербург).
В ДП "Формаг-Киев" объясняют, что они, как и некоторые другие компании, выступают в роли экспедитора. Все устроено по такому принципу: клиент, желающий перевезти груз, обращается к экспедитору - экспедитор договаривается с организаторами поезда. Состав формируется из стандартных 40-футовых контейнеров, максимальная загрузка контейнера до 26 тонн брутто. Условия по свободному пользованию контейнера - 14 дней с даты прибытия поезда на станцию Киев-Лиски.
Какова роль "Укрзализныци"?
"Без путей и терминала "Лиски", без согласования движения этого поезда, обеспечения движения со стороны сотрудников УЗ на погранпереходах и на станции "Лиски" все было бы не так эффективно и не так быстро, как это случилось", - говорит в комментарии ЦТС один из участников процесса.
"Укрзализныця" предоставила свою инфраструктуру и оказала услуги по быстрому пропуску поезда, а также его быстрой обработке на терминале "Лиски", - добавляют в УЗ.
Каким был маршрут первого поезда?
Пункт отправления первого поезда из Китая - Яньтай. В течение пяти суток поезд достиг погранперехода между Китаем и Монголией - это станции Эрлянь и Замын-Уудэ. Далее маршрут пролегал по территории Монголии до погранперехода Сухэ-Батор - Наушки, затем транзитом по территории РФ до украинского погранперехода Зерново. И оттуда - в Киев.
На территории РФ отцепка каких-либо вагонов не производилась.
Как говорят в "Формаг-Киев", их клиенты доставляли в Украину бурильное оборудование, велосипедные запчасти, мебель, бытовые товары, средства индивидуальной защиты и прочее. В "Укрзализныце" информировали, что поездом также перевозились бензиновые триммеры и медицинское оборудование.
Выполнялась ли перестановка с колеи 1435 на 1520?
Перестановка с колеи 1435 мм на 1520 мм не осуществлялась - выполнялась перегрузка контейнеров на погранпереходе Эрлянь - Замын-Уудэ.
Счет всех операций велся на минуты, отмечают организаторы поезда.
Когда будут отправлены следующие поезда из КНР в Украину?
16 июня запланирована отправка из Уханя, 26 - отправка из Наньчана.
По имеющейся информации, запланированы и дальнейшие рейсы. "Судя по спросу, который возник сейчас, поезда могут ходить не то, что еженедельно - грузов хватает для ежедневного поезда. Мы просто не знаем, насколько будет возможность предоставить под это эффективно подвижной состав", - комментируют в украинской компании, отвечающей за организацию поезда.
Маршрут стандартный. Его изменения вне пределов Китая не планируются.
Относительно точного времени доставки из Уханя пока точной информации не дают. Все будет зависеть от того, сколько займет прохождение по территории Китая. Транзитное время 15-18 дней.
Почему именно сейчас?
"Организовать движение поезда именно сейчас удалось, думаю, благодаря комплексу факторов. Это и огромная заслуга операторов поезда, и заинтересованность в РФ и Китае. Наверное, и коронавирус сыграл свою роль. В отправке грузов заинтересованы северные китайские провинции. Так, один из поездов пойдет из Уханя. Китайская сторона начала дотировать эти перевозки по своей территории, существенно снизив их стоимость. Перевозка контейнера по территории КНР обходится китайскому оператору в 1 тыс. долл. за контейнер", - поясняет Валерий Ткачев, замдиректора департамента коммерческой работы АО "Укрзализныця".
Каковы дальнейшие перспективы проекта?
Контейнерный поезд обеспечивает более высокую скорость, по сравнению с морской доставкой. Это и экономия средств при предоплате этого груза, и возможность на основе быстрой доставки комплектующих на предприятия построить новые технологические цепочки. Хотя, морская доставка все равно, наверное, останется лидером, говорят на рынке.
"Перевозка в таком поезде примерно в два раза дороже, чем морским путем. Но по морю это занимает 45 дней. А поезд интересен тем, кого интересует скорость доставки. Думаю, что будет определенная ниша грузов, для которых важна скорость… Во вторник будем встречаться с "Укрпоштой" и обсуждать возможность перевозки их посылок этим поездом. Нужно отметить, что есть определенный перечень товаров, запрещенных к перевозке транзитом по территории РФ. Поэтому будем обращать на это их внимание.
Ведем переговоры с оператором поезда, чтобы курсирование таких поездов стало систематическим. Будем их всячески поддерживать. Мы заинтересованы, чтобы это проект имел долгосрочные перспективы", - говорит Ткачев.
Как решается проблема с загрузкой поезда в обратную сторону?
"Занимаемся сейчас этим вопросом. Первым и самым главным соперником нашего обратного поезда является стоимость - продукты, которые сейчас экспортируются в Китай, везутся туда морем. Ставки морской перевозки отражаются на желании экспортеров пользоваться нашим маршрутом по тем ставкам, которые у нас получаются, в результате наших расходов, включая ж/д тариф. Будем вести переговоры со всеми причастными для того, чтобы подготовить приемлемые условия для экспортеров. Но надеемся и на то, что экспортеры поймут, что скорость может дать преимущество", - комментируют одни из организаторов поезда.
"Если удастся организовать отправку грузов и из Украины в Китай, то получится снизить стоимость доставки. Мы надеемся, что данная услуга будет удешевляться и составит конкуренцию авиа и перевозкам по морю", - в свою очередь, отмечают в УЗ.
В компании Formag добавляют, что пока отправка экспорта, по-прежнему, возможна по маршруту: Черноморск-Порт - Паромная - Грузия (Батуми - Гардабани) - Азербайджан (Беюк-Кясик - Алят) - Казахстан (Актау - Достык) - Китай, через паромные переправы Черноморск-Порт - Поти/Батуми и Алят - Актау-Порт.
Какова стоимость перевозки контейнерным поездом?
"Доставка контейнера от китайской границы до Киева стоит 3-3,2 тыс. долл.", - приводит данные замдиректора департамента коммерческой работы АО УЗ.
По информации Formag, цены колеблются в диапазоне от 3 тыс. до 3,3 тыс. долл. Еще один участник рынка озвучил цифры 3-3,5 тыс. долл. за 40-футовый контейнер.
Когда контейнерные поезда из Китая могут пойти в Днепр и Харьков?
"Мы будем говорить с "Укрзализныцей", чтобы она нам помогла с нитками графика на терминалы "Лиски" в Днепр и Харьков. Все-таки в момент большой нагрузки обеспечить высокую скорость поезда не так просто. Поезда, которые могут пойти в Харьков, в Днепр и даже в Одессу, будут зависеть от наличия для них контейнеров, конечные получатели которых будут расположены в близлежащих к этим городам регионах", - поясняют украинские организаторы поезда.
В "Укрзализныце", в свою очередь, говорят, что особых вопросов с организацией поездов в Харьков и Днепр нет. Например, многие грузы из первого поезда поедут потом именно в Харьков. Тут вопрос в клиентах - если они смогут загрузить полностью 41 контейнер из Китая, то поезд пойдет напрямую в Харьков.
Читайте также Груз в контейнерах: Максимум за последние 10 лет