10 лет назад контейнерный рынок в Украине был на пике роста и эксперты прогнозировали, что к 2017 году оборот в портах достигнет 5 млн TEU в год. Тогда никто не мог подумать, что на контейнерооборот повлияет кризис 2008 года, а позже - аннексия Крыма и агрессия РФ. За эти десть лет было по-разному - перевалка контейнеров в портах опускалась и ниже 500 тыс. TEU в год, и демонстрировала позитивную динамику, как в 2018 году, когда оборот контейнеров на полторы сотни тысяч не дотянул до миллиона.

По итогам прошлого года грузооборот контейнеров в стране вырос. Речь идет, как о перевалке контейнеров в портах, где показатели достигли максимума за последние 10 лет, так и перевозках по железной дороге. Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев отмечает, что рост произошел за счет увеличения импортных и экспортных грузопотоков. "К тому же с 2018 года в статистику АМПУ включаются данные перевалки Черноморского рыбного порта, который раньше не давал статистику. Но даже без учета объемов Рыбного порта, рост в 2018 достаточно существенный и составляет +30% в экспортном и +19% в импортном направлениях, по сравнению с 2017 годом. В то же время, практически, прекратилась перевалка во внутреннем направлении - в 2018 перевалено всего 80 TEU, в то время как в 2017 - 2306 TEU", - отмечает он. Каким будет 2019 год для контейнерной отрасли пока спрогнозировать сложно. Все зависит от того, как будет развиваться экономика Украины. 

Порты

За 2018 год в украинских портах было перевалено 846,5 тыс. TEU. В тоннах грузооборот контейнерных грузов составил 10,9 млн. Как уже было сказано, показатель перевалки контейнеров в 2018 году стал рекордным за последнее десятилетие.
По словам Андрея Исаева, в предыдущие годы наблюдались свои пики и снижения - пик перевалки в 9,1 млн т в 2008 году сменился падением до 5,2 млн т в 2009-м на фоне глобального экономического кризиса, за ним последовал рост до 9,8 млн т в 2013-м и падение до 6,5 млн т в 2015 году на фоне политической нестабильности в Украине, оккупации Крыма и части восточных территорий Россией.

За прошедшие 10 лет можно также увидеть, как изменилась доля импорта и экспорта в контейнерных грузах. Если в 2008 году доля экспорта составляла около 15%, то по итогам 2018 она выросла до 47,4%. Среди основных видов грузов, которые экспортируются контейнерами - зерно, фрукты, пищевые грузы, металлопродукция, строительные материалы. Импортируются преимущественно оборудование, текстиль, пищевые грузы, алкоголь, пластик/ПВХ.

В Администрации морских портов Украины отмечают, что позитивная динамика 2018 года является следствием восстановления грузооборота после значительного падения в 2014-2015 гг. "Рост контейнерных перевозок свидетельствует об оживлении экономики. Украинские порты еще не вышли на докризисный уровень по этому направлению, потому нам есть еще куда расти", - комментируют в АМПУ.

На сегодняшний день суммарная мощность всех терминалов в морских портах Украины составляет 3,1 млн т TEU в год. И сейчас они загружены на 26%. Чтобы не простаивать многие используют контейнерные мощности для перевалки других видов грузов: угля, зерна и т.д.  "Естественно, операторы терминалов стараются привлечь другой грузопоток, чтобы избежать простоя оборудования. Исключением являются терминалы Одессы, которые и так достаточно загружены и не ищут непрофильные грузы", - поясняет Андрей Исаев.

В апреле прошлого года крупнейший мировой контейнерный перевозчик Maersk Line перестал осуществлять судозаходы в порт Одесса. Вместо этого компания выбрала альтернативные порты: Черноморск (Рыбный порт) и Южный (терминал ТИС). В Maersk Ukraine отмечали, что за многие годы у них сложились хорошие отношения с Одесским портом, однако в компании приняли решение о переходе на обслуживание в ТИС и Черноморский рыбный порт в связи с планами по развитию бизнеса в Украине и оптимизации судозаходов.

Благодаря этому, Южный в 2018 году увеличил перевалку контейнеров на 75%. Однако, невзирая на уход Maersk Line, Одессе также удалось показать рост в 15%. Кроме того, в лидерах оказался порт Черноморск с увеличением объемов в 3 тыс. раз. Однако, тут есть свои нюансы - как уже отмечалось, в 2018 году АМПУ включила в статистику порта Черноморск данные Рыбного порта. То есть, из 122 597 TEU - 122 593 TEU - было перевалено в рыбном порту.

Среди стивидорных компаний лидерами по обработке контейнеров стали ДП "КТО", Бруклин-Киев Порт, ТИС и Черноморский рыбный порт. В компании ТИС отмечают, что по итогу года контейнерный терминал обработал 124 947 TEU. Рост по сравнению с 2017 годом составил 75%.

"В 2018 году загрузка терминалов составила 26%. При этом наиболее загруженными являются терминалы Одессы - Бруклин-Киев Порт (87%) и КТО (61%), в то же время в Мариуполе перевалка контейнеров не осуществлялась вообще. Загрузка других терминалов находится между этими показателями", - отмечает консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.

 

Новые инвестпроекты

О том, что рынок контейнерных перевозок выходит из пике свидетельствует и факт новых инвестпроектов в портах, направленных на расширение мощностей по обработке контейнеров. Так, в сентябре 2018 года терминал ДП "КТО" начал строительство на искусственно созданной территории Карантинного мола тыловой площадки для складирования и обработки контейнеров общей вместимостью до 3 тыс. TEU. Необходимость в этой площадке вызвана общим ростом контейнерного грузопотока терминала в 2017-2018 гг., а также ростом обработки грузов на новых причалах 1-к и 2-к (свыше 40 % от всего грузооборота ДП "КТО"). "Сам факт запуска новой инвестиционной программы - это знаковое событие для нас и свидетельство того, что мы верим в успех нашего контейнерного терминала в Одесском порту и перспективы развития украинской экономики в целом", - отмечали в компании.  

Еще один проект в Одесском порту будет реализован совместно АМПУ, ГП "Одесский морской торговый порт", ООО "Бруклин-Киев Порт" и CMA CGM. "Подписан документ об инвестиции в объеме 20 млн евро ведущего контейнерного оператора Франции, который входит в топ-3 контейнерных операторов мира, CMA CGM, в Одесский порт. В течение 5 лет мы существенно увеличим грузопоток", - заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян в начале 2018 года. Благодаря инвестпроекту компания Бруклин-Киев Порт сможет в течение пяти следующих лет увеличить объемы перевалки контейнеров в Хлебной гавани вдвое и довести их до отметки в 0,5 млн TEU. В рамках его реализации в Одессе будет осуществлена ​​реконструкция причалов № 13-з, 14-з, что позволит избежать простоя судов и значительно увеличить объемы перевалки грузов.

Железная дорога

Объемы перевозок контейнеров по железной дороге также растут. И за последние девять лет, как и оборот контейнеров в портах, бьют рекорды. По данным УЗ, в 2018 году было перевезено 334 963 TEU, что на 13% больше, чем в 2017 году.  В составе контейнерных поездов, которых на постоянной основе курсирует уже 17, в том числе 7 транзитных, - в прошлом году перевезли 95 700 TEU.

Увеличение произошло по всем видам сообщения: транзит вырос на 24%, экспорт - на 17%, внутренние перевозки - на 11% и импорт - на 8%. "Рынок контейнерных перевозок в Украине имеет колоссальные возможности и наша первоочередная задача - создавать новые сервисы для наших клиентов и партнеров для реализации этих возможностей", - заявил председатель правления "Укрзализныци" Евгений Кравцов.

Доля контейнерных поездов ТИС на рынке контейнерных перевозок по железной дороге в Украине в 2018 году составила 33,4 % от общего объема. "Благодаря партнерству ТИС с Maersk Line в 2018 году в дополнение к днепропетровскому направлению мы запустили контейнерные поезда по 3 новым маршрутам - в Киев, Харьков и Тернополь", - отмечают в компании. В прошлом году эти контейнерные поезда перевезли более 27 683 TEU, в разрезе направлений их статистика выглядит следующим образом: Киев - 10 770 TEU, Днепр - 8 768 TEU, Тернополь - 5 961 TEU, Харьков - 2 184 TEU. В ТИС объясняют, что наращивание объемов перевозок обусловлено преимуществами блок-поездов, по сравнению с автомобилями: отсутствием весовых ограничений и человеческого фактора, возможностью погрузки тяжеловесных партий и безопасностью перевозок хрупких грузов, регулярными отправками по установленному графику, отсутствием остановок на сортировочных станциях по всему маршруту и прочее.

Владимир Деменко, гендиректор транспортно-экспедиторской компании "Левада Карго", которая занимается перевозкой контейнеров по железной дороге, также отмечает что в 2018 году их объемы перевозок выросли. Основными причинами роста на рынке контейнерных ж/д перевозок Деменко называет переход грузов с автодорог, а также переход некоторых видов грузов с "классических" вагонов на контейнеры. В частности, речь идет о зерне, химии, рулонной стали.  

Справка

Контейнерные поезда, курсирующие в Украине:

"Викинг"

"ZUBR"

Румыния - РФ (Тольятти) - Румыния

Словакия (Кошице) - РФ (Перспективная)

"Ленд Бридж" (Китай - Словакия/Венгрия)

Китай - Словакия - Венгрия (ч/з Монголию)

Китай - Словакия (через Казахстан)

"Ника" (Никополь - Черноморск-Паромная)

Нижнеднепровск-Пристань - Черноморская (ТИС)

Киев-Лиски - Черноморская (ТИС)

Рожнятов - Одесса-Порт/Черноморская (ТИС)

Харьков-Лиски - Черноморская (ТИС)

Днепр-Лиски-Черноморская (ТИС)

Тернополь - Черноморская (ТИС)

Киев-Лиски - Одесса-Порт

"Днепровец" (Днепр-Лиски - Одесса-Порт)

Одесса-Порт - Харьков-Лиски