Уход крупнейшего базового перевозчика отрицательно отразился на пассажиропотоке аэропорта. Насколько удалось выровнять его по итогам первой половины 2013 года?

По сравнению с первой половиной 2012 года пассажиропоток в аэропорту уменьшился на 14%. Причин тому несколько. В прошлом году в первом полугодии мы принимали гостей Евро-2012, что существенно отразилось на динамике роста пассажиропотока. В этом году в первом полугодии прекратил свою работу базовый перевозчик – авиакомпания "АэроСвит", что не могло не повлиять на финансовые показатели нашего предприятия.

В настоящее время стремительный рост демонстрируют "Международные авиалинии Украины" (МАУ), мы привлекаем новые авиакомпании. Восстановление показателей - небыстрый процесс, однако, думаю, что по итогам года мы сможем достичь прогнозного отставания от 2012-го - на 6%.

Будете ли Вы привлекать бюджетных перевозчиков для работы в недогруженном терминале F?

Мы ведем эту работу и можем похвастаться определенными конкурентными преимуществами перед другими аэропортами, в частности, аэропортом "Жуляны", где длина взлетно-посадочной полосы не позволяет отправлять самолеты с полной загрузкой и полными баками. Именно поэтому суда типа Boeing 737-800 авиакомпании "ЮТэйр Украина" (базируется в Жулянах – ЦТС), которые выполняют чартерные рейсы, обслуживаются у нас.

Сейчас мы технически полностью готовы к приему лоукостов – для этого мы, переформатировали терминал F. Но вопрос - в стоимости обслуживания. Ни один бюджетник не согласится платить полную цену за ограниченный сервис. Однако тарифы для него и для классического перевозчика, который получает полный набор услуг, одинаковы и жестко регулируются органом исполнительной власти. В настоящее время мы ожидаем от Министерства инфраструктуры утвержденных дифференциированных тарифов для терминала F, либо же права устанавливать их самостоятельно. На данный момент все ставки регламентируются приказами МИУ. 

Но ведь Мининфраструктуры приказом №745 от 19 декабря разрешило руководителям аэропортов самостоятельно предоставлять скидки…

К сожалению, наши права в этом приказе прописаны недостаточно четко. Согласно этому документу, руководитель аэропорта может устанавливать понижающий коэффициент к сборам в размере 0,2. А какую скидку – 20% или 80% - можно предоставлять, непонятно. Причем разобраться в этом будет трудно не только нам, но также Госфининспекции, Налоговой инспекции, которые недосчитаются поступлений в бюджет. Поэтому мы обращались в Минифраструктуры с официальными запросами, в которых просили предоставить нам разъяснения.

При том, что у нас недостаточно загружен терминал F и мы могли бы привести сюда новые авиакомпании, которые не летают в Украину, например, EasyJet, пока мы не готовы начать с ними переговоры. Нельзя прийти к лоукосту, который, как правило, сам диктует условия, и предложить ему действующие тарифы. Обычно аэропорты практикуют мотивационные программы для новых рейсов. Они предоставляют существенные скидки – до 90% на первые годы, -  в качестве маркетингового пакета поддержки. Мы же не можем предостаивть такой пакет. Поэтому можете себе представить, насколько трудно нам привлекать новых перевозчиков.

Поскольку в президентской программе приоритетных действий на 2013 год предусмотрено сотрудничество с лоукостами и поставлена задача привлечь пять таких компаний, то, думаю, стоит лишь немного нам помочь с точки зрения регуляторной политики в отрасли, и мы выполним задание главы государства.

Сейчас рейсы компаний разбросаны между несколькими терминалами. Как Вы решаете проблему трансфера?

Мы стараемся сделать трансфер максимально комфортным для пассажиров. И сейчас человеку, который осуществяет перелет с пересадкой с внутреннего рейса на международный, не нужно выходить из терминала В, искать способ добраться до D, регистрироваться и самому нести свой багаж. Мы забираем таких пассажиров в специальный автобус, перевозим из одного терминала в другой. На первом этаже терминала D теперь действует специальная зона для трансфера. Там установлены дополнительные четыре стойки регистрации и паспортного контроля.

Мы ожидаем от Министерства инфраструктуры утвержденных дифференциированных тарифов для терминала F, либо же права устанавливать их самостоятельно.

Паспортный контроль пассажиры проходят без багажа. Сумки мы перевозим сами. Сотрудники таможенной и пограничной служб помогают нам, приглашая пассажиров только в том случае, если возникают какие-либо вопросы.

Как будет работать второй этаж терминала D?

Второй этаж зарезервирован под наше расширение, то есть внутренние рейсы. Сегодня терминал уже почти переполнен - зона регистрации очень маленькая. У нас есть два варианта. Первый вариант – это расширение зоны регистрации, увеличение количества стоек, создание полноценной зоны внутренних рейсов, коммерческих площадей и проходного dutyfree, отсутствие которого было поводом для критики со стороны международных экспертов. Они спрашивали нас, за счет чего мы будем возвращать инвестиции в терминал.

Но сейчас, когда пассажир проходит паспортный контроль и авиабезопасность, он сразу же попадает в галерею с выходами на посадку. И если поставить на этом пути еще и сеть магазинов, то она будет мешать очередям из людей, которые заходят в самолеты. Поэтому в идеале нам необходимо доработать терминал, достроить недостающие площади, добавить зону внутренних рейсов с полноценным обслуживанием, проходные dutyfree.

Существует и второй вариант – задействовать второй этаж без достройки и сделать выходы на посадку в автобусы с северного торца. Но это позволит решить проблему лишь на год и заблокирует дальнейшее развитие терминала, поскольку в этом случае мы лишимся технического этажа, по которому можно будет доставлять строительные материалы и где можно будет вести работы. А достраивать его рано или поздно придется, поскольку пассажиропоток растет. Сейчас мы наблюдаем временное падение. Если бы крупнейший украинский перевозчик не обанкротился, то в авиации рост был бы примерно на 20%.

Когда будет построен паркинг возле терминала D?

Строительство парковочного комплекса сдерживают разрешительные процедуры, в соответствии с которыми нам нужно сначала согласовать проект, а затем начинать работы. Сейчас у нас есть утвержденный документ, который мы подавали еще в конце 2011 года и рассчитывали на решение в январе-феврале 2012 года. Однако добро мы получили только в конце 2012 года. Соответственно, начать стройку зимой мы не могли. Летом мы создали зоны временного обслуживания из-за отсутствия утвержденного финансового плана на 2013 год.

Сейчас мы уже можем начать строительство по согласованному проекту. Но это лишь промежуточный вариант. Если помните, еще в сентябре 2011 года в недостроенном крыле терминала D прошло совещание с премьер-министром Украины Николаем Азаровым, и еще тогда мы говорили, что в терминале  не хватает зоны внутренних рейсов, а рядом -  полноценного паркинга. Мы решили лишь часть проблемы, сделав крытую стоянку для автобусов между терминалами B и F. Мы также рассчитывали на то, что к Евро-2012 заработает "Воздушный экспресс" с переходом из станции в терминал D. Однако уже тогда предполагались разные системы доступа и контроля в паркинге и нашем терминале.

Мы доложили об этом Николаю Яновичу. Премьер-министр дал поручение унифицировать системы автоматизации, обеспечить переход из терминала на парковку, а от нее – к станции, предусмотреть место для отстоя автобусов, многофункциональность. И мы начали процесс перепроектирования. Буквально через несколько месяцев после этого мы подготовили промежуточный проект, который не предусматривал конструктивных изменений, например, первого этажа для автобусов, но предполагал унификацию систем контроля доступа, видеонаблюдения. Изначально мы рассчитывали согласовать этот документ, а затем сделать финальный. Но утверждение промежуточного заняло у нас год. Потерять еще один год на перепроектирование нельзя. Сейчас мы рассчитываем на строительство "Воздушного экпресса". Мы провели переговоры с Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами и попросили их добавить к железнодорожной станции площадку для автобусов, что позволит им окупить вложенные инвестиции и вернуть кредиты. Это также даст нам возможность не дублировать услуги, а дополнить их, сэкономив еще год, который мы могли бы потратить на утверждение еще одного проекта.

Насколько болезненным для аэропорта было прекращение дальнемагистральных рейсов после ухода "АэроСвита"?

"АэроСвит" был единственной компанией, которая выполняла дальнемагистральные рейсы на регулярной основе. Сегодня такие перевозчики, как "Роза Ветров", "Авиалинии Харькова", "ЮТэйр Украина", обсуждают возможность открытия чартеров. Да, это значительно проще, поскольку перелеты проплачены туроператорами и несут в себе гораздо меньше рисков. Но если говорить с позиции аэропорта, то следует отметить, что развивать транзитные потоки позволяют только регулярные рейсы. А это необходимо для того, чтобы быть хабом. Обеспечить транзит за счет короткого плеча очень сложно из-за сильной конкуренции со стороны лоукостов на внутриевропейских маршрутах. Поэтому транзит будет давать лишь стыковка с дальнемагистральным рейсом у классического перевозчика. И мы надеемся, что наши базовые перевозчики все же откроют регулярные направления и помогут нам наращивать пассажиропоток.

Читайте также В "Борисполе" объяснили, почему к нам не летает Ryanair

Довідка

Антон Волов родился в 1979 году.

Закончил с отличием Донецкий государственный университет экономики и торговли. Работу в авиационной отрасли начал в 2004 году на должности финансового директора авиакомпании "Донбассаэро". До назначения на должность руководителя аэропорта "Борисполь" занимал пост заместителя главы Национального агентства по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 и реализации инфраструктурных проектов. Отвечал за операционную подготовку аэропортов к чемпионату.

С 12 апреля 2011 года возглавляет ГП "Международный аэропорт "Борисполь".