Пассажирский терминал в аэропорту Харьков был одним из первых, который построил частный инвестор в рамках концессионного соглашения. В преддверии Евро-2012 будущее проекта рисовалось в радужных тонах. Впрочем, 2014-й год показал, что расчёты оптимистов дали сбой. В связи с конфликтом на Донбассе ряд авиакомпаний свернули свою деятельность. Это отразилось на динамике пассажиропотока: в 2014 году он упал почти на 28%. А в конце прошлого года воздушную гавань даже закрывали на некоторое время из-за угрозы теракта.
Инвестор – Александр Ярославский – с пониманием относится к происходящему и старается поддерживать руководство аэропорта в решении наиболее важных проблем, утверждает коммерческий директор аэропорта Харьков Владислав Ильин. Мы также спросили, как будет жить "Харьков" в 2015 году, каковых результатов следует ожидать по итогам года, почему в город не летят новые лоукосты и какое влияние оказал на воздушную гавань фактор войны.
Читайте также Аэропорт раздора: инвесторы Одесской воздушной гавани близки к потере актива
С какими показателями аэропорт закончил 2014-й год? Как конфликт на Донбассе отразился на его деятельности?
В 2014 году пассажиропоток составил 437,6 тыс. чел., количество вылетов – 3,3 тысячи. Динамика, увы, соответствует ситуации, сложившейся в стране и нашей отрасли, – снижение, соответственно, на 28 и 32 % в сравнении с 2013 годом.
В связи с этим, какие шаги предпринимает либо планирует предпринять руководство предприятия для улучшения ситуации? Ведутся ли переговоры об открытии новых рейсов?
На сегодняшний день мы, прежде всего, работаем над тем, чтобы восстановить ту маршрутную сеть, которую имели в начале 2014 года. В первую очередь, это рейсы авиакомпании WizzAir в Варшаву и Кутаиси, рейсы в Москву, Баку, Ереван, Тбилиси, Дубай и Шарджу. Мы регулярно предоставляем авиакомпаниям обновленную информацию по ситуации с экономикой и безопасностью в зоне охвата нашего аэропорта. Также ведем переговоры с новыми для нас авиаперевозчиками, которые могли бы открыть рейсы взамен тех, что были приостановлены. Речь идет об авиакомпаниях Белавиа, flyVista, Luthansa, LOT.
Рассматривается ли перспектива возвращения российских авиакомпаний в аэропорт? Какие шаги предпринимаются в этом направлении?
Однозначно рассматривается, вопрос касается исключительно правовой сферы. Сейчас действует запрет на полеты между РФ и Харьковом со стороны Украины. Мы работаем над тем, чтобы решить этот вопрос, как можно быстрее.
Сейчас из Харькова летает только одна лоукост-компания (Pegasus Airlines). Ведутся ли переговоры о возобновлении полетов с WizzAir или об открытии новых маршрутов с другими бюджетными перевозчиками?
В Харькове лоукостам мешает то же, что и во всей стране. Переговоры с WizzAir ведутся постоянно. Основная проблема на сегодняшний день – все та же экономическая ситуация в стране и покупательная способность населения. К сожалению, на рейсы, которые перевозчик выполняет из/в Украину (на сегодняшний день это Киев и Львов) спрос сегодня недостаточно высокий, чтобы перевозчик думал о развитии своей маршрутной сети, в т.ч. и возобновлении рейсов из Харькова. Мы держим руку на пульсе, регулярно проводим с руководством авиакомпании встречи и переговоры, как только перевозчик увидит восстановление спроса, полагаю, что рейсы будут постепенно возобновлены. Что касается новых бюджетных перевозчиков, то, наверное, стоит говорить о крупнейших лоукост-компаниях Европы – Ryanair (Ирландия) и еasyJet (Англия).
Что мешает иностранным лоукостам работать в аэропорту Харькова?
Без подписания между Украиной и ЕС договора об «открытом небе» эти перевозчики не смогут открыть из Украины никаких авиарейсов за исключением тех стран, где они зарегистрированы. Таким образом, первое, что нужно решить – это подписать договор об «открытом небе» с ЕС. Это позволит юридически открыть данным авиакомпаниям рейсы из любых городов Европы в Украины. Дальше возникает вопрос спроса, чтобы его увеличить и загрузить рейсы, необходимо: а) добиться увеличения доходов населения; б) решить вопрос с безвизовым режимом с ЕС.
Повлияли ли колебания курса гривны на работу аэропорта? И в какой мере?
На операционную деятельность колебания курса гривны не влияют. В финансовом плане нам стало, конечно же, тяжелее работать, т.к. пассажиропоток из-за девальвации гривны упал, соответственно доходы сократились, а обязательства все равно необходимо выполнять в полном объеме.
Не разочаровался ли инвестор в концессии Харьковского аэропорта в нынешних условиях (падение пассажиропотока, сокращение авиарейсов)?
Наш инвестор с пониманием относится к происходящему и старается поддерживать руководство аэропорта в решении наиболее важных проблем.
"Сейчас действует запрет на полеты между РФ и Харьковом со стороны Украины. Мы работаем над тем, чтобы решить этот вопрос, как можно быстрее".
Каковы планы на 2015-й год? Какой пассажиропоток вы ожидаете на конец года?
При оптимистичном прогнозе мы ожидаем получить примерно такие же производственные показатели, как и в 2014 году.
Какие стратегические планы по дальнейшему развитию аэропорта?
Стратегические планы – достичь пассажиропотока 2 млн пассажиров. По нашим расчетам именно такой потенциал имеет зона охвата харьковского аэропорта. Для этого мы планируем продолжать тесное сотрудничество как с украинскими, так и с европейскими и азиатскими перевозчиками.
А по другим направлениям деятельности?
Также мы работаем над развитием грузоперевозок, в прошлом году мы запустили современнейший грузовой мультимодальный терминал. Еще одно направление развития – техническое обслуживание воздушных судов. Благодаря тому, что у нас есть новый авиационный ангар и сертифицированный партнер, который имеет лицензии на техническое обслуживание самолетов семейства Boeing-737 и Airbus А-320 уже в ближайшее время мы ожидаем активнейшего развития аэропорта Харьков как базы технического обслуживания.