Заместитель министра транспорта Украины Владимир Шульмейстер недавно после визита к беларусским коллегам написал на своей странице в facebook несколько постов о том, как чудесно работает у наших соседей финансирование дорожного хозяйства благодаря работе системы Beltoll. Один из постов он окончил фразой: "Ничто не должно нам мешать сделать подобную систему".

Планы сделать дороги платными для грузовиков озвучил в августе глава дорожного департамента Мининфраструктуры Роман Хмиль: "На сегодня фуры весом свыше 12 тонн не покрывают акцизом тот ущерб, который наносят дороге. Справедливая доплата с фуры общей массой до 40 т – порядка 3 грн/км, сверх акциза. Поэтому нужно вводить плату за проезд фур общей массой свыше 12 тонн". По его словам, именно грузовики приносят дорогам 80% ущерба. При этом, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявлял, что именно беларуская система весового контроля для него является предметом для пристального изучения.

Читайте также Война с весом: заставят ли водителей грузовиков прекратить "убивать" дороги

Что такое нашумевший Beltoll Это совместный проект австрийской компнии Capsch и беларусского правительства. Соответственно, технологии – западные, стандарт управлений – "советский". В настоящее время платными являются 1,189 км трасс, в основном в окрестностях Минска, а также вся трасса Е-30 – "Москва-Брест".

За проезд не платят легковики, зарегистрированные в Беларуси, России, Казахстане, Киргизии, в Луганской и в Донецкой областях Украины. Так же, как мопеды и мотоциклы, трактора, маршрутки и военные авто. Автомобили общей массой более 3,5 т, а также все авто извне Таможенного союза должны платить.

Тарифы: с общей массой до 3,5 тонн – 0,04 евро за км, более 3,5 тонн и с 2 осями – 0,09, 3 осями – 0,115, и 4 осями – 0,145 евро за км. То есть, прокатиться от Бреста до границы РФ на легковом авто стоит около 24 евро. Штраф для легковых автомобилей – 100 евро, для грузовиков – 260 евро за каждый факт ненадлежащго въезда/выезда на платную дорогу.

Для передвижения по платным дорогам необходимо прикрепить на лобовое стекло бортовое устройство, за которое предварительно нужно внести залог: 20 евро для легковых и 50 евро для грузовых. Также нужно пополнить спецсчет, с которого будет списываться плата. Основа технологии - радиосвязь формата DSRC. Авто без остановки проезжает под специальной рамкой, и устройство сигнализирует, что оплата прошла.

"Зрада" по-беларусски Беларусские дороги действительно приносят государству деньги. Beltoll зарабатывает около 100 млн долларов в год, из них 20% оставляет себе, еще 20% - направляет на погашение кредита, а 60% отправляет бюджет. Откуда они, согласно плану, должны быть направлены на ремонт остальных дорог.

Но самое интересное, что почти половину доходов Beltoll составляет не плата за проезд, а штрафы. На них с 1 августа 2013 по 1 октября 2014 пришлось более 19 млн евро, притом, что бюджет получил около 25 миллионов евро. Беларусы и гости страны жалуются, что система специально "заточена" под штрафы. Причем попадают под них преимущественно иностранцы: каждый день фиксируется 300—400 нарушений, из них менее 100 совершают беларусы. Ну а среди иностранцев оказалось больше всего украинцев, в частности – выходцев из зоны АТО: для них впоследствии даже пришлось отменить оплату, слишком уж их было много.

Почти половину доходов Beltoll составляет не плата за проезд, а штрафы.

Вот несколько факторов, которые сильно усложняют "законный" проезд для новичков.

- Договор оплаты по факту доступен только для грузовиков. У легковушек – только предоплата.

- Средства принимаются только в беларусских рублях. При этом водители жалуются, что на границе часто не работают обменники, и если платная дорога начинается от границы, то нарушение неизбежно. А вот штрафы при этом можно платить и в других валютах.

- Перед знаками "Платная дорога", как правило, нет возможности развернуться. А значит, даже если ты не заключил специального договора, ты все равно должен ехать вперед и нарушать.

- Не все пункты оплаты – круглосуточные, а те, которые есть, как правило, находятся на самой платной дороге. То есть, нужно попасть под штраф для того, чтобы купить устройство и больше не нарушать.

- Считывающее устройство часто не срабатывает.

- Если тебе выписали штраф неправомерно, ты должен вначале его оплатить, а потом доказывать в суде свою правоту. При этом на протяжении двух лет часто бывало, что девальвация "съедала" значительную часть суммы, ведь ее возвращают по курсу на момент штрафа.

- Уведомления о штрафах часто приходят через месяц-два, и если перевозчик не догадывался, что он что-то делает не так, то за это время он мог "насобирать" еще несколько аналогичных штрафов.

Местные транспортные операторы также недовольны работой. Например, авто ООО "Гросвэй", которые, в частности, развозят по стране хлеб и молоко, "попали" на массовые штрафы в день запуска системы.

"У нас парк - 200 машин, 183 из них ездят по трассам, где есть платные сегменты. Бортовые устройства получили мы с невероятными сложностями только под вечер 1 августа. Хотя заключили договор еще 24 июля, тогда же смогли зарегистрировать в системе только одну машину - персонализация была затруднена из-за перегрузки. Но вы же понимаете: ни один уважающий себя перевозчик не мог позволить себе не выполнить свои обязательства", рассказывал на пресс-конференции в Минске заместитель директора компании Эдуард Вайнилович. Теперь у компании – огромный штраф.

Проблемы повторялись и позже. Например, ЧТУП «Ворлдтранс» за месяц накопило штрафов на 10 тысяч евро, поскольку не знало, что у бортового прибора сбились настройки, и оно неправильно определяло количество осей. "С 1 по 5 августа все работало корректно, а после пополнения счета оси сбились, и об этом никто не подозревал. Только при пополнении счета 9 сентября оператор пояснила, что оси на аппарате нужно перенастроить", - жалуется директор предприятия Сергей Горленко.

Но когда недовольные водители начали требовать штрафной амнистии, Кабмин ввел принудительное списание средств со счетов их компаний, а часть активистов даже получила по 15 суток ареста.

Правда, государство уверяет, что понемногу борется с проблемами. "Сейчас ситуация обстоит иначе: систему отшлифовали, большинство шероховатостей устранили ", — оправдывается заместитель начальника филиала транспортной инспекции по Минску и Минской области Юрий Супранович. Но параллельно в интернете публикуются нравоучительные репортажи о том, как наглые украинцы, не желающие платить, бросаются на инспекторов с ножом, а некоторые, чтобы избежать штрафа, «под покровом ночи» покидают страну через Россию, сделав петлю в 500 км. Один же водитель "Жигулей", когда узнал, что ему надлежит выплатить 5200 евро, просто на глазах у растерянного патруля закрыл авто и ушел на автобусную остановку. И больше не возвращался.

На следующей неделе мы напишем о том, как работает система платного проезда по автодорогам Польши.