В минувший четверг министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий сообщил о том, что правительство подало апелляцию на решение Окружного административного суда г.Киева о признании недействительным Постановления Кабинета министров Украины о квотировании ввоза коксующихся углей и запрете импорта кокса в текущем году.
При этом он заявил, что состоявшимся ранее распределением общей квоты в размере 10,2 млн. тонн довольны все участники рынка, кроме одной бизнес-группы. Разумеется, под этим единственным исключением министр подразумевал корпорацию «Индустриальный союз Донбасса», которая и инициировала процесс оспаривания упомянутого Постановления Кабмина в Окружном админсуде.
Досадное ограничение Напомним, что решение о квотировании ввоза коксующегося, битумного и некоторых других видов угля, а также – о запрете импорта кокса, полукокса и роторного угля в текущем году правительство приняло еще 13 марта. Оно должно было вступить в силу три недели спустя, но в действительности начало действовать лишь 28 апреля. Таким образом, с конца апреля ввоз данных видов сырья в Украину был прекращен и не осуществлялся вплоть до момента распределения квот между участниками рынка и получения ими соответствующих лицензий, то есть – примерно до конца мая.
В течение этого времени ряд стран-поставщиков угля и кокса в Украину, а также – органы ВТО выразили недовольство этим правительственным решением. Так, в конце апреля Россия высказала настойчивое пожелание отменить его, отсрочить его вступление в силу или как можно более оперативно предоставить квоты российским экспортерам этих видов сырья в Украину. В начале мая Польша заявила о том, что считает данное решение сомнительным с точки зрения принципов международной торговли, которым деятельность Украины должна соответствовать, поскольку она является членом ВТО. Наряду с этим Польша выразила обеспокоенность введением запрета на импорт кокса, который нанесет существенный ущерб крупнейшему поставщику этого вида сырья на украинский рынок – компании ArcelorMittal Poland. Позднее этот вопрос стал предметом рассмотрения на заседаниях Комитетов ВТО по лицензированию импорта и по доступу на рынки, в ходе которых представители многих стран дали негативную оценку решению Кабмина и квалифицировали его как нарушение норм и правил ВТО.
Что же касается заинтересованных представителей внутреннего рынка Украины, то их оценки данной меры оказались действительно неоднозначными. Так, генеральный директор объединения коксохимических предприятий «Укркокс» Анатолий Старовойт констатировал, что фактически квота в размере 10,2 млн. тонн введена на период с 1 июня до конца этого года, то есть – на семь месяцев. Что позволило ему прийти к выводу об отсутствии каких-либо предпосылок для дефицита коксующихся углей в этом году. А председатель совета директоров корпорации «ИСД» Сергей Тарута тем не менее выразил уверенность в том, что введенные правительством ограничения приведут к дефициту качественных углей в размере 3 млн. тонн.
«Дело в том, что сейчас цены как на импортный, так и на отечественный коксующийся уголь относительно невысоки. Наряду с этим разница в ценах между тем и другим видом сырья также сравнительно невелика. Поэтому сейчас украинским коксохимикам было бы гораздо выгоднее увеличить долю качественных импортных углей в шихте, нежели использовать большее количество углей отечественных, – поясняет аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. – А потому, введение квот, которое повлечет за собой неизбежное сокращение объемов импорта этого вида сырья примерно на 3 млн. тонн, в большей или меньшей степени ущемляет интересы всех представителей украинского ГМК».
Изъяны распределения Итак, 17 мая специальная Межведомственная комиссия распределила общую квоту на импорт коксующихся углей среди производителей кокса и его конечных потребителей. По словам г-на Старовойта, являющегося членом данной комиссии, накануне были проведены переговоры с импортерами сырья, в ходе которых размеры квот были с ними полностью согласованы. Комиссия же, по сути, лишь утвердила результаты этого процесса. Тем не менее, эксперты вполне аргументировано заверяют, что они никак не могли быть получены путем достижения всеобщего консенсуса.
Так, если, используя данные ИК Eavex Capital, сопоставить размеры долей основных потребителей угля в общем объеме производства кокса с их долями в общей квоте, становится очевидным, что ИСД и «Евраз» получили квоты, существенно превышающие их потребности, тогда как «Донецксталь» и АМКР, наоборот, были предоставлены квоты намного меньшие, чем их нужды. «При этом, для АМКР ситуация усугубляется еще и тем, что это предприятие традиционно является крупнейшим импортером кокса в Украине, а по решению Кабмина его ввоз вообще запрещен», – подчеркивает г-н Дзвинка.
Оспаривая введение ограничений на импорт угля и кокса, ИСД преследует две цели одновременно, то есть – и защищает собственные интересы, и отстаивает определенные принципы.
Следует учесть, что другие инвестиционные компании, используя другие принципы расчетов, приходят к несколько иным выводам. «Сравнение долей отдельных компаний в общем объеме потребности Украины в коксующихся углях с их долями в общей квоте позволяет прийти к выводу, что квоты «Евраза» и «Донецкстали» превышают их нужды, квоты «Метинвеста» и ИСД – пропорциональны. Что же касается АМКР, то его интересы существенно ущемлены», – полагает старший аналитик ИГ «АРТ-КАПИТАЛ» Дмитрий Ленда. Иными словами, вне зависимости от применяемого подхода, становится ясно, что итогами распределения квот могут быть довольны отнюдь не все, а довольные могут быть довольны очень по-разному.
Упреждающая мера Весьма примечательно, что ПАО «Алчевский коксохимический завод» и ПАО «Алчевский металлургический комбинат», входящие в состав ИСД, подали иск в киевский Окружной админсуд вовсе не по результатам распределения квот, а сразу же после их введения – в последних числах апреля. А решение об удовлетворении их требований, то есть – об отмене ограничений на импорт угля и кокса вообще, было принято 10 июня.
В полном соответствии с принятой стратегией ИСД распространила официальное заявление, в котором подчеркнула, что данный судебный процесс является для нее «не средством защиты своих коммерческих интересов, а способом доказать в правовой плоскости абсолютную недопустимость внедрения Украиной как членом ВТО любых количественных ограничений на импорт товаров». Однако месяц спустя за этим последовал шаг, на первый взгляд, в совершенно противоположном направлении.
Так, в этот вторник г-н Тарута заявил о том, что совет директоров ИСД рассматривает возможность остановки Днепровского меткомбината им. Дзержинского в связи с введением квот на ввоз коксующихся углей. «Мы покупали импортный уголь с момента создания компании. Сначала в России и Польше, потом еще и в Америке и Австралии, а недавно начали ввозить его из Индонезии», – напомнил он. И вполне очевидно, что теперь всю эту налаженную структуру поставок компании придется урезать и пересматривать, корректировать логистику и так далее. Аналогичным образом будут вынуждены поступить и другие импортеры этого вида сырья. То есть, и это, по мнению г-на Таруты, является самым главным, данное решение Кабмина является дискриминационным по отношению ко всем металлургам в целом. Более того, вполне вероятно, что те объемы квот, которые им были предоставлены в этом году, окажутся достаточными. Но нет никакой гарантии, что в будущем ситуация не изменится в худшую сторону.
Как считает г-н Дзвинка, оспаривая введение ограничений на импорт угля и кокса, ИСД преследует две цели одновременно, то есть – и защищает собственные интересы, и отстаивает определенные принципы. «Конечно, прежде всего, компания хочет вновь получить возможность выпуска кокса с использованием таких пропорций импортных углей, которые считает целесообразными. Но, наряду с этим, она стремится предотвратить или, по крайней мере, снизить риск того, что в будущем правительство станет вводить другие торговые ограничения, которые будут негативно влиять как на ее собственный бизнес, так и на экономический климат в стране в целом».
Вполне естественно, что, добившись позитивного решения суда первой инстанции, корпорация заявила о готовности отстаивать свою позицию и далее, причем не только в Украине, но и в международных судах. И эксперты считают, что вероятность достижения ею поставленной цели весьма велика. «ИСД вполне может добиться отмены соответствующего правительственного Постановления, но только при условии, что в данном процессе будут принимать активное участие Россия, Польша, Казахстан и главное – ВТО», – уточняет г-н Дзвинка.
Если это произойдет в ближайшее время, то, по мнению эксперта, в нынешнем году на украинский рынок поступит коксующихся углей на 1-1,5 млн. тонн больше, чем это предусмотрено квотой. А в ближайшие годы объемы их ввоза будут неуклонно расти, что даст существенную дополнительную загрузку как портам, так и железным дорогам.