Когда в 2010 году компания «Укрспецтранс», близкая к бывшему министру окружающей среды Николаю Злочевскому, завершила модернизацию Херсонского нефтеперевалочного комплекса, на рынке возникло воодушевление. Эксперты решили, что на рынке портовой перевалки нефтепродуктов наконец-то начнется либерализация. Ведь до того времени все работоспособные портовые нефтетерминалы находились под контролем группы «Приват», кроме государственной Феодосийской перевалки, которая не могла справиться со всеми объемами. Поэтому участники рынка ожидали, что вслед за Херсоном будут построены или модернизированы нефтетерминалы и в других портах.
Читайте также Порт Фирташа: зачем миллиардеру один из крупнейших портов страны
Понемногу этот процесс происходит: Злочевский соорудил также терминал в Ильичевске, а компания «Транс-Юкрейн» решила инвестировать 100 млн долларов в строительство комплекса по приему нефтепродуктов под Николаевом. Однако до крушения монополии «Привата» до сих пор очень далеко.
Да и сам херсонский терминал использовался пока только от случая к случаю: ведь в Черном море рентабельнее всего перевозить нефтепродукты большими танкерами объемом до 80 тыс. тонн, а Херсон может принимать только суда до 10 тыс тонн. «Теоретически можно купить нефть и в таких танкерах – в черноморском бассейне есть суда по 5-10 тыс. т, есть меньше танкеры на Днепре. Но их мало. В них можно было бы в Одессе перекачивать нефтепродукты из больших танкеров, чтобы потом доставить в Херсон. Но это, наверное, будет невыгодным, особенно зимой», - рассуждает замруководителя НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Поэтому главным пользователем херсонской перевалки в последние годы была только компания «Континиум» Игоря Еремеева, владеющая Херсонским НПЗ, который используется, как нефтебаза вблизи порта. «Укрспецтранс» не раскрывает ни годовых объемов перекачки, ни финансовых показателей, однако опрошенные эксперты уверяют, что прибылью здесь и не пахло.
Курченко найдет применение И вот 12 ноября известный коллекционер неприбыльных активов - группа ВЕТЭК Сергея Курченко - заявила о покупке херсонского терминала. В пресс-службе группы отказались называть стоимость покупки, однако в прессе звучали оценки от 50 до 200 млн долларов. Покупку объясняют необходимостью вертикальной интеграции топливного бизнеса, уже включающего Одесский нефтеперерабатывающий завод и сеть из 150 АЗС. В пресс-службе ВЕТЭК заявляют о намерении «максимально загрузить мощности нефтеперевалочного комплекса, как в направлении импорта, так и экспорта».
Суммарная экспортно-импортная способность этого объекта составляет 1 млн. тонн в год. Однако экспорт продукции Одесского НПЗ через Херсон является маловероятным в свете планов Курченко взять в концессию нефтерайон Одесского морского порта – о таких переговорах уже заявили портовики. А вот импорт 1 млн. тонн топлива мог бы занять примерно 10% от украинского рынка нефтепродуктов. Продать такие объемы топлива на имеющихся у холдинга 150 заправках нереально – при среднем по Украине проливе одной АЗС в 40 тонн в месяц, они смогут реализовать только около 72 тыс. тонн. Даже если группа сможет увеличить количество своих АЗС до задекларированных 1000, ей невыгодно будет продавать топливо только с моря – большинство нефтепродуктов у нас поступает из Беларуси. Так что для планируемой максимальной загрузки предприятия компании придется искать и других клиентов.
Выгода возможна По оценкам президента ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонида Косянчука, сейчас наличие собственного терминала могло бы удешевить перевалку примерно вдвое, учитывая, что на принадлежащих группе «Приват» объектах стоимость этой услуги может достигать 30 долларов за тонну. Экономия 15 долларов на тонне может позволить снизить розничные цены на 0,5-1%. «Но не факт, что собственная перевалка удешевит нефтепродукты, поскольку ее наличие не гарантирует оптимизацию маршрута транспортировки», - напоминает Геннадий Рябцев.
Экономия 15 долларов на тонне перевалки может позволить снизить розничные цены на 0,5-1%.
Оптимизиовать маршрет могли бы инвестиции. Однако сколько их нужно – у Курченко пока не решили. «На сегодняшний день техническое состояние перевалки, ее возможности и мощности соответствуют потребностям регионального рынка. При этом, понимая потенциал рынка, мы разрабатываем стратегию развития, исходя из которой, будут определен размер инвестиций», - уточнили в пресс-службе ВЕТЭК.
Работа порта была бы безоговорочно рентабельной, если бы в него были вложены десятки миллионов долларов. «Можно, например, углубить дно для приема танкеров дедвейтом 80 тыс. тонн. Тогда и семизначной суммой не обойтись. А можно вложиться в "поддержку " работников таможенного поста. Тогда для обеспечения надлежащей рентабельности нужно на три порядка меньше», - подсчитывает Геннадий Рябцев. Однако, по словам Леонида Косянчука, если бы целью Курченко была только контрабанда топлива – а такая версия циркулирует в прессе – для этого не обязательно было бы покупать портовые мощности.
Одесса важнее В отличие от покупки Херсонской перевалки, планы ВЕТЭК взять в концессию нефтяной район Одесского морпорта могут сильно ударить по позициям группы «Приват». Именно в эту гавань, принадлежащую государству, приходят суда, которые разгружаются через терминалы «Привата» - ОАО "Эксимнафтопродукт", ОАО "Одессанефтепродукт", ЗАО "Синтез Ойл". По словам Рябцева, порт вполне может принимать нефтепродукты и для других потребителей, «но только если поменять его менеджмент».
Если лобби Сергея Курченко окажется сильнее лобби Игоря Коломойского, либо если эти два бизнесмена сумеют договориться, Одесский НПЗ также сможет экономить на перевалке импортируемой нефти, экспортируемых темных нефтепродуктов и, возможно, также дополнительных объемов импортируемого моторного топлива.