Каждая дорога начинается с проектирования - будь то на бумаге или же с использованием современных программ в электронном виде. В себестоимости строительства дорог значительную долю затрат занимает проектирование И если мы говорим о современных дорогах, то и подходы должны быть соответствующими, а сами проекты - отвечать новым техническим требованиям и нормам безопасности.

Недавно "Укравтодор" провел большой семинар, основная часть которого была посвящена планированию строительства дорог. В частности, речь шла о законодательных и нормативных изменениях в проектировании, нововведениях в строительных нормах, возможностях современных технологий и новом ценообразовании. 

Именно от проекта будет зависеть, как выглядит дорога, как функционирует и как, с точки зрения безопасности, организовано дорожное движение, отмечает глава "Укравтодора" Александр Кубраков. 

"Подрядчикам все равно, что строить. Мы видим проекты, которые построили одни и те же организации, на дорогах одной категории, но в разных областях, которые выглядят функционально совсем по-разному. То есть проект - это самое главное", - говорит он. 

В качестве примера Кубраков приводит проект дороги во Львовской области (Львов-Пустомыты-Меденичи) и предлагает хорошие проекты распространять на другие дороги. "Я понимаю, что у всех проектных организаций есть свое видение, но как стандарт я бы выбирал именно эту дорогу", - отмечает глава "Укравтодора".

Изменения в планировании

За последние 9 месяцев был принят и разработан ряд нормативных документов, благодаря которым удалось решить базовые проблемы, которые касаются планирования, финансирования и аудита. 

Так, с 1 января 2020 года появилась возможность среднесрочного планирования. Также была разработана Государственная целевая программа развития дорог на 5 лет. "Сегодня у нас уже есть результат - мы актуализировали программу развития дорог на 2018-2022 гг., то есть мы можем видеть дальнейший план действий, что дает нам возможность вовремя начинать проектирование объектов на следующий год", - говорит Артем Безуглый, директор ГП "ГосДорНИИ". 

Кроме того, был принят закон, который позволяет привлекать дополнительное финансирование, а также внутренние кредиты для строительства дорог местного значения.

Внедрение аудита

В упомянутом выше законе также прописано, что средства Дорожного фонда могут быть направлены на функционирование информационно-аналитической системы дорожного хозяйства. Артем Безуглый отмечает что, когда она заработает, то субъективный фактор вмешательства в перечень объектов инфраструктуры, которые подлежат ремонту, исчезнет. И "Укравтодор" будет принимать решение, где и какие участки ремонтировать, исключительно по данным диагностики и на основе аналитических комплексов. 

Закон, который уже вступил в силу, касается внедрения аудита безопасности. Это независимое оценивание влияния проектных решений на безопасность автомобильных дорог. Для этого будут обучаться специальные аудиторы, которые будут получать соответствующий сертификат. Фактически это означает, что каждый проект перед подачей на экспертизу будет проходить такой аудит на соответствие проекта безопасности.

Новое в проектировании

"Укравтодор" прорабатывает изменения к основным строительным нормам на проектирование автомобильных дорог общего пользования. Эти изменения касаются как типа дорожного покрытия для разных категорий дорог, так и ширины полос для движения, транспортных развязок, дорожных ограждений и тд. Основная цель - сделать дороги более безопасными, удобными и качественными. 

В частности, предлагается: дать возможность сужения ширины полосы движения в населенных пунктах, в которых действует ограничение скорости до 50 км/час, до 3,25 м с текущих 3,50 м., на дорогах третьей категории с тремя полосами движения предлагается дать возможность не делать остановочную полосу с той стороны, где есть две полосы для движения. Для первой и второй категории дорог четко определено, что тип покрытия должен быть или цементобетон или щебеночно-мастичный асфальтобетон. В то же время для автомобильной дороги второй категории оставили также мелкозернистый асфальтобетон. Также были внесены изменения к коэффициенту плотности асфальтобетонных смесей.  В изменениях будет норма, о том, что при принятии проектных решений необходимо учитывать наличие культурного наследия. То есть, если рядом с участком дороги, на которой проводится ремонт, есть памятник архитектуры, то в проектных решениях необходимо предусмотреть обустройство этого участка.

Внедрение новых технологий при проектировании

Современные технологии позволили сократить путь от обработки данных до создания проектной документации до нескольких часов. Автоматизация черчений, обработка таблиц, подготовка текста документации, которая традиционно выпускается в печатном виде - все это благодаря современным программам можно делать быстрее и качественней.  

Кроме того, вопрос безопасности движения на дорогах также может быть проработан еще на уровне проектов. "В индустриально развитых странах, которые уже пережили бум роста населения и связанный с ним рост интенсивности движения и аварийности на дорогах, много положений на уровне проектов было уже изменено. В их основе - переоценка отношения транспортной инфраструктуры к пользователю и его жизни, так как в 60% случаев здоровью людей угрожают ошибки, допущенные в проектах", - говорит Геннадий Величко, главный конструктор компании CREDO-DIALOGUE (Беларусь). 

Поэтому важно исключить эти ошибки путем неформального аудита, который осуществляется с использованием разных методов анализа проектных решений, включая виртуальное движение по будущей дороге в разных условиях и т.д. В этом заключается одна из основных сегодняшних целей, которая реально может быть достигнута с использованием информационных технологий.

Особенности ценообразования

В "Укравтодоре" также планируют изменить подход к ценообразованию. Ключевым фактором станет предложение подрядчиком самой низкой цены, а не количество людей и техники, которые у него есть. Те нормативы, которыми руководствуется до сих пор "Укравтодор" в части ценообразования были разработаны еще при Советском Союзе и сейчас в компании хотят сделать подход более современным. 

"Каждый рабочий проект должен в первую очередь определять техническую составляющую часть этого проекта. Мое мнение - не должна составляться смета и сводный сметный расчет. Потом в стадии проведения тендера каждый подрядчик должен сам предложить свою ценовую позицию. Один действительно будет лопатой копать, второй современной техникой, и уже заказчик будет решать, кого объявить победителем и с кем он будет работать", - отметил Юрий Сиденьков, глава комитета по вопросам градостроения, заместитель главы Общественного совета при Минрегионе. 

В целом позиции спикеров можно свести к тому, что любая будущая качественная дорога "закладывается"еще на этапе проектирования. С развитием технологий и повышением требований безопасности, совершенствованием технологий роль этой компоненты будет лишь возрастать. Поэтому, желая получить качественные новые дороги, нужно быть готовыми к тому, что в стоимость проектов нужно будет закладывать значительные ресурсы не только на непосредственно дорожные работы, а и на подготовительные этапы. С одной стороны, это вызывает некие опасения относительно расходования средств, с другой - практика все более активного привлечения "Укравтодором"авторитетных международных консультантов для технического надзора за строительством дорог в Украине вселяет надежду, что деньги налогоплательщиков будут потрачены не зря.

Читайте также Дороги под присмотром: Зачем "Укравтодор" внедряет технадзор международных компаний