“Мы хотели бы перегружать через речной порт гораздо больше. Учитывая интерес к Днепру в последнее время, думаю, что скоро так оно и будет”, - рассказывает директор по логистике “Запорожсталь” Олег Адаманов. Этого мнения придерживается и генеральный директор ТИС Андрей Ставницер. По его мнению, речные перевозки - это огромный потенциал для страны и их нужно развивать. Украинские экспортеры к этому придут, так или иначе, утверждает он. Но пока дефицит перевалочных мощностей и флота все еще существенно ограничивает развитие логистики по Днепру. Кроме того, чтобы увеличить объемы перевозки грузов по реке, необходимо пересмотреть тарифную политику, провести дноуглубление и принять Закон о внутренних водах.
Читайте также Вложиться в Днепр: как зернотрейдеры реанимируют речное судоходство
Согласно данным Государственной службы статистики в 1992 г. объемы перевозок грузов по Днепру составляли 40 млн т. С тех пор эти показатели упали до нынешних 3 млн т. Для сравнения, в Германии внутренними водными путями ежегодно перевозится около 230 млн. т, а во Франции - 70 млн. т различных грузов.
Восстановление речной логистики сейчас наиболее активно лоббируют зернотрейдеры. На фоне постоянного дефицита зерновозов, особенно в пиковые месяцы перевозок, река является для них хорошей альтернативой. Однако, еще не многие компании пользуются этой возможностью. В этом сегменте больших успехов достигли такие компании как "Нибулон" и "Гермес-Трейдинг" (обладают собственными речными терминалами).
Следом за экспортерами зерна возможностями Днепра начинают интересоваться металлурги и горняки. Река является хорошим вариантом для мелких партий и каботажных перевозок. Кроме того, это альтернатива железнодорожному и автомобильному видам транспорта. Особенно, если учесть ежегодное повышение железнодорожных тарифов, износ подвижного состава и разрушение автомобильных дорог.
В прошлом году "Запорожсталь" увеличила отгрузку металлопродукции через речные терминалы в 10 раз, по сравнению с 2012 г.
Максимальную выгоду от речной логистики получают те предприятия, которые расположены в районе портов Запорожья и Днепропетровска. По словам аналитика ЦТС Андрея Исаева, около 8% стали, 9% угля и 30% зерновых грузится партиями менее 5 тыс т., а это - прямой вариант отгрузки по реке. Осадка реки Днепр от Днепропетровска и ниже составляет 3,65 м. “Этого достаточно для отгрузок партий менее 5 тыс. тонн в ближнее зарубежье”, - считает он. По данным аналитика, в прошлом году отгрузки на экспорт через речные порты составили около 2 млн т. Из них, компания “Нибулон” отгрузила 1,4 млн. т. зерна, “Запорожсталь” - 500 тыс т. металлов, ИСД - 250 тыс. т. металлов.
Запорожсталь По словам директора Олега Адаманова, в прошлом году завод увеличил отгрузку металлопродукции через речные терминалы в 10 раз, по сравнению с 2012 г. Согласно его данным, в 2012 г. предприятие отгрузило через речной порт 51 тыс. т. металлопродукции, в 2013 г. - 500 тыс. т. “С августа 2013 г. 50% всех экспортных поставок осуществляются через Запорожский речной порт”, - добавил Олег Адаманов. По его словам, частичная переориентация на речные перевозки позволила сократить строки доставки и существенно снизила логистические затраты. “В этом году мы уже увеличили отгрузку в 5 раз, по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.”, - сообщил Олег Адаманов. В 2014 г. “Запорожсталь” планирует отгрузить через речной порт 560 тыс. т. продукции.
В 2012 г., когда предприятие только начинало отгрузки через Запорожский речпорт, поставки до порта осуществлялись железной дорогой. Однако, учитывая короткое плечо и увеличение объемов поставок, железную дорогу заменил автотранспорт. Это позволило снизить стоимость перевозки. Если железнодорожный тариф составлял 31 грн на тонне, то стоимость автоперевозки - 22 грн на тонне.
Кроме того, в текущем году “Запорожсталь” начала осваивать каботажные перевозки. В апреле в Николаевсом порту было перевалено 5 тыс. т. металлопродукции, в мае - около 30 тыс. т.
Ferrexpo Компания Ferrexpo, в собственность которой входит Полтавский ГОК, еще в 2010 г. заключила договор о поглощении 100% австрийской Helogistics Holdings GmbH, которая занимается речными перевозками по Дунаю и Рейну. Согласно годовому отчету, в прошлом году компания увеличила поставку окатышей сталелитейным заводам в Центральной Европе по Дунаю с 1,4 млн т до 1,5 млн. т. “Это составляет приблизительно 14% от общего объема поставок”, - сообщили ЦТС в компании.
В этом году Ferrexpo не планирует увеличивать поставки грузов по реке. “Мы намерены осуществлять поставки на уровне отгрузок 2013 года”, - уточняют в компании планы на текущий год. Однако, добавляют, что намерены расширить добычу на собственных карьерах, и думают об увеличение флота барж, в дополнение к железнодорожным и портовым мощностям. По данным Андрея Иссаева, сейчас в процессе реализации у Ferrexpo находится проект по каботажным перевозкам ЖРС по Днепру с конечной перевалкой в Очакове.