В течение двух недель в сентябре-октябре, как уже многие знают, представители ЦТС и "Мариупольской Инвестиционной Группы" (МИГ) провели более 15 встреч с фермерами, зернотрейдерами, портовиками, экспертами по вопросам агрологистики в Германии и Франции, посетили порты, элеваторы и штаб-квартиры крупных игроков на зерновом рынке Западной Европы. Целью всех этих встреч было изучение особенностей транспортировки, специфики генерации грузопотока зерна, логики построения логистических цепочек в наиболее развитых, с точки зрения агрологистики, европейских странах.
Помимо изучения передового опыта, задачей участников проекта L.A.B. Logistics Agro Benchmark было определить те моменты и практики, которые могли бы быть имплементированы в Украине.
18 декабря в Европейской Бизнес Ассоциации прошла презентация итогов первого этапа проекта L.A.B., где и были озвучены те выводы, рекомендации и идеи, которые могут быть применимы в украинских реалиях с целью дальнейшего развития потенциала отечественного зернового рынка, оптимизации логистики и минимизации транспортных издержек.
1. В Германии и Франции широкое распространение получили фермерские кооперативы. Кооперативы позволяют фермерам обмениваться опытом, обеспечивают стабильную возможность реализации их продукции и т.д. Среди прочих выгод такой формы сотрудничества, особое место занимает информационно-консультативная функция, которая реализуется посредством найма специальных консультантов, которые предоставляют рекомендации по наиболее оптимальному периоду реализации урожая, дают прогноз его стоимости, дают консультации по вопросам агрономии.
Развитие кооперативов фермеров для обмена опытом видится одним из тех механизмов, который может быть внедрен в Украине. Также возможна реализация системы консультирования фермерских хозяйств.
Данные мероприятия могут быть внедрены посредством частной инициативы.
2. Очевидной рекомендацией, которую тем не менее важно отметить, является повышение производительности сельскохозяйственного производства. Что должно включать в себя внедрение современных технологий ведения сельского хозяйства и инвестиции в современную эффективную технику.
Эти мероприятия частный сектор может в большинстве обеспечить без государственной поддержки.
В свою очередь, государственная поддержка развития фермерства может включать:
- предоставление государственной консультационной поддержки фермерским хозяйствам (создание предприятия, регуляторные процедуры, стандарты, технологии, логистика, экспорт);
- предоставление государственной финансовой поддержки фермерским хозяйствам, которые соответствуют определенным условиям: внедряют энергоэффективные технологии, инвестируют в научные исследования и разработки в рамках своей деятельности, ведут бизнес в ключевом сегменте стратегии развития страны.
3. Примечательным моментом, который отметили участники проекта L.A.B. при общении с французскими аграриями, стало то, что каждый фермер в этой стране должен иметь высшее образование: аграрное или экономическое. Без базового образовательного уровня даже собственник земли вынужден будет сдавать ее в аренду тому, кто соответствующее образование имеет. Такие меры направлены на повышение продуктивности хозяйств, что в целом выгодно для экономики страны.
Рекомендация для Украины - необходимо повышать уровень образования в аграрной сфере посредством создания курсов по обучению определенным аспектам растениеводства, животноводства и ведения агробизнеса. Здесь должно быть задействовано государство, хотя, на данном этапе, такая вероятность и выглядит крайне низкой.
4. Не идеализируя опыт западноевропейских стран в сфере агрологистики, все же стоит отметить такой аспект - как малое количество персонала, задействованного на различных участках логистических цепочек. Достигается это как автоматизацией, так и оптимизацией задействованной рабочей силы - времени работников и средств работодателей.
Внедрение подобного подхода в Украине потребует законодательных изменений.
В трудовом законодательстве необходимы разработка и принятие более гибкой системы трудоустройства работников в сельском хозяйстве и транспортной сфере, что позволило бы использовать частичную (почасовую) форму занятости.
5. Минимизировать затраты времени при экспорте позволит внедрение ISO стандартов в Украине.
Здесь необходимы шаги со стороны государства как по нормативной части, так и в плане проведения работы с фермерами с целью того, чтобы те максимально переходили на стандарты ISO.
6. Неразрывно связаны с предыдущими пунктами мероприятия в сфере автоматизация и документооборота, такие как упрощение системы фитосанитарного и другого контроля, связанного с агроперевозками и экспортом.
7. Будут способствовать уменьшению логистических издержек улучшение качества инфраструктуры, развитие мультимодальных перевозок, обновление и покупка нового подвижного состава.
Для реализации этих мер необходима целенаправленная государственная политика, инвестиции со стороны частного сектора.
Читайте также Заглянули в Европу: L.A.B. Итоги