Если 2013 год авиаторы называли сложным, то сегодня на фоне событий 2014-го он покажется отнюдь не таким уж плохим. Поскольку сектор пассажирских авиаперевозок лихорадило как никогда в свете военно-политических событий в стране, и это заставило кого-то пересмотреть масштабы своей деятельности, а кого-то – и вовсе прекратить работу до лучших времен. Что же принес нам 2014 год?
Аннексия Крыма
Мартовские события привели к потере одного из наиболее привлекательных внутриукраинских маршрутов – линии Киев-Симферополь. Рейс пользовался популярностью в туристический сезон, а также обеспечивал транзитные потоки через столичные воздушные врата. Украинские авиационные власти перестали учитывать потоки в Симферопольском аэропорту после отделения полуострова. На этот момент воздушные ворота республики обслужили 96,5 тыс. пассажиров. По данным с официального сайта аэропорта, его пассажиропоток за девять месяцев текущего года составил 2,171 млн человек за счет увеличения количества рейсов из РФ. Международные полеты в столицу АРК запрещены.
Читайте также Уроки для МАУ: как спасают национальных авиаперевозчиков европейские соседи Украины
Катастрофа малайзийского самолета
Трагическое событие, которое унесло жизни сотен людей и нанесло еще один тяжелый удар по авиационной отрасли Украины. 17 июля Boeing 777-200, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, исчез с радаров в 16:20. В 17:15 подразделения ГСЧС обнаружили на открытой местности между селами Рассыпное и Грабовое Шахтерского района Донецкой области пылающие обломки самолета. Это привело к закрытию воздушных трасс над зоной боевых действий, в результате чего перевозчикам, выполнявшим рейсы из Украины, пришлось пересмотреть маршруты полетов. Такие изменения не могли не отразиться на затратах, стоимости билетов и удобстве для пассажиров. Кроме того, зарубежные авиакомпании получили от своих властей настоятельную рекомендацию облетать воздушное пространство нашей страны из соображений безопасности. Это негативно отразилось на государственном поставщике аэронавигационных услуг – "Украэрорухе" – и заметно уменьшило транзитные потоки через Украину.
Назначение Антонюка на пост главы Госавиаслужбы
Пожалуй, ни один руководитель авиационного регулятора не привлекал к себе столько внимания со стороны участников рынка и потребителей. Сегодня имя Дениса Антонюка на слуху практически у всех, кто так или иначе имеет дело с воздушными перевозками. Первые критические замечания прозвучали сразу же после назначения. Мол, флагман наш совсем совесть потерял: так открыто проталкивает во власть своего лоббиста. Напомним, что до перехода на госслужбу Антонюк работал в "Международных авиалиниях Украины" (МАУ), где занимал должность директора по развитию маршрутной сети и работе с альянсами.
Новая волна критики обрушилась на главу Госавиаслужбы после обнародования летом текущего года проекта нового порядка назначений перевозчиков на маршруты. Основными аргументами ведомства в пользу документа были необходимость развивать внутренний рынок, а также прозрачный механизм принятия решений на основании математических подсчетов, а не субъективного мнения членов лицензионной комиссии. Противники изменений возражали: количественные показатели дают возможность работать только одной авиакомпании – МАУ. А выполнять в течение года внутренние рейсы, чтобы потом, может быть, получить право выйти на международные, значит, работать в убыток. Тем более, после аннексии Крыма и развертывания боевых действий на Донбассе закрылись одни из самых привлекательных аэропортов в стране – Симферополь и Донецк. Летать в Харьков стало не так выгодно, поскольку страховые компании начали повышать платежи, мотивируя это высокой степенью риска в столице Слобожанщины.
Кроме того, высказывались претензии и к самой формуле, согласно которой выиграет тот, кто крупнее. Ведь оценивался размер флота, количество сотрудников, объем платежей в бюджет. Кроме того, перевозчиков с иностранными корнями возмущало требование, согласно которому контрольный пакет в уставном капитале должен принадлежать гражданам Украины.
В итоге скандальный порядок был подписан и зарегистрирован Минюстом. Однако в последний момент министерство отказалось от официальной публикации и отправило документ на дополнительную экспертизу.
Война МАУ против AtlasJet
Попытка "дочки" турецкой компании AtlasJet начать работу на украинском рынке переросла в настоящие воздушные бои. Напомним, в июле лицензионная комиссия при Мининфраструктуры рассмотрела вопросы назначений на линии Киев-Стамбул и Одесса–Тель-Авив, на которых сегодня работают "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Посчитав, что флагман не использует все предоставленные ему возможности, Мининфраструктуры решило сделать их несколько скромнее и уменьшило квоту для МАУ с 16 до 14 рейсов в неделю на маршруте Киев-Стамбул и с 7 до 5 рейсов в неделю на маршруте Одесса–Тель-Авив. Освободившиеся частоты были переданы дочерней структуре турецкой Atlasjet – "Атласджет Украина".
Однако флагман не согласился с таким решением и 12 августа обратился с иском в Окружной административный суд Киева к Министерству инфраструктуры о признании противоправными и отмене отдельных положений протокола заседания комиссии. В ответ "Атласджет Украина" потребовала в суде лишить флагмана права выполнять все международные рейсы. Баталии продолжаются до сих пор. Попутно воюющие стороны начали выяснять, кто же обладает полномочиями на выдачу назначений и формировании госполитики в сфере авиации.
Смена руководства аэропорта Борисполь
В сентябре текущего года премьер-министр Арсений Яценюк поручил министру инфраструктуры Максиму Бурбаку проверить соответствие генерального директора аэропорта Борисполь Срегея Гомболевского занимаемой им должности гендиректора аэропорта. Яценюк потребовал изучить, законно ли аэропорт проводил конкурс по предоставлению услуг такси. Впрочем, по неофициальным данным, причины такой показательной проверки были несколько иными… Но в результате Гомболевский подал в отставку и его место неожиданно занял Евгений Дыхне, который имел неудачный руководящий опыт в авиакомпании "Львовские авиалинии", а после этого успел поработать в "Укрзализныце". Действия нового руководителя вызвали недовольство в коллективе. Последней каплей стало решение о передаче функций наземного обслуживания на аутсорсинг, против которого яростно выступил Независимый профсоюз работников авиабезопасности. В результате скандальный приказ был отмене, а Евгений Дыхне, похоже, в скором времени будет искать новое место работы.