Сообщения о многочисленных задержках и отменах рейсов, дело о банкротстве, прекращение операционной деятельности, сокращение штата – все эти слова пестрили в новостных лентах рядом с названием крупнейшей авиакомпании страны – "АэроСвит". Начало производства по делу о банкротстве повлекло за собой массу неприятных событий, как то расторжение соглашений с перевозчиками-партнерами, сбои и отключение компании от системы расчетов BSP IATA, что не позволяло "АэроСвиту" получать средства от продажи билетов и обеспечивать за их счет операционную деятельность.

В итоге "АэроСвит", который до этого обслуживал 80 международных маршрутов в 34 страны мира, заявил о сокращении их количества до шести. В частности, "АэроСвит" продолжит летать на дальнемагистральных рейсах в Нью-Йорк, Бангкок и Пекин. Перевозчик также обеспечит авиасообщение между Киевом и Ивано-Франковском и Днепропетровском. Кроме того, "АэроСвит" останется на линии Киев–Ташкент.

Большое количество освободившихся направлений тут же вызвало оживление среди других перевозчиков. В период летней навигации на ряде маршрутов "АэроСвита" будут оперировать "Международные авиалинии Украины" (МАУ). Это касается таких городов, как Баку, Ереван, Тбилиси, Батуми, Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Нижневартовск, Бишкек. Не исключены также полеты в Прагу, Варшаву и Вильнюс. Помимо этого, возможна чартерная программа Киев–Салоники.

По словам главы Государственной авиационной службы Анатолия Колесника, заявки на получение назначений на бывшие маршруты "АэроСвита" подали дочерние структуры иностранных перевозчиков – "Визз Эйр Украина" и "ЮТэйр Украина". Как сообщил генеральный директор "Визз Эйр Украина" Акош Буш, бюджетник претендует на 18 направлений, которые включают перелеты из Киева в Тель-Авив, Стамбул, Дубай, Вильнюс, Прагу, Варшаву, Бухарест, Софию, Ларнаку, Неаполь, Салоники, Москву, Санкт-Петербург, Кишинев, Минск, Астану, Ереван и Баку.

Глава компании также заявил, что для этих целей украинский лоукост намерен в июле текущего года пополнить флот четвертым самолетом Airbus 320 (третий компания ожидает в марте) и увеличить пассажиропоток с 630 тыс. до 1,3 млн человек в 2013 году. "Есть возможность перевозить более, чем 2,6 млн пассажиров в год, поэтому мы подали заявки на 18 направлений. На многих из них операции либо прекращены, либо выполняются в недостаточном объеме. "Визз Эйр Украина" планирует на протяжении ближайших двух-трех лет увеличить свой флот до восьми самолетов и перевозить 2,6 млн человек в год. Мы презентовали этот план и ожидаем в скором времени положительного ответа от авиационных властей", – сказал Буш. По его словам, в ближайшее время сложится картина будущего украинского авиационного рынка, и ответы поступят очень скоро – в течение нескольких недель. Тем более, по информации руководителя "Визз Эйр Украина", его коллеги из других авиакомпаний обратились в Госавиаслужбу и уже получили соответствующие назначения. При этом он не назвал их.

"ЮТэйр Украина" претендует практически на все маршруты "АэроСвита" за исключением дальнемагистральных линий.

Впрочем, компания прекрасно осознает, что ее оптимистичные ожидания могут и не оправдаться. Топ-менеджеры перевозчика отмечают: если лоукост не получит упомянутые назначения, пополнение флота четвертым воздушным судном теряет всяческий смысл. Между тем, получить право на пользование некоторыми маршрутами будет весьма проблематично. Это касается такого направления, как Киев–Тель-Авив, которое всегда было вотчиной "АэроСвита" и сопровождалось тесной связкой перевозчика с агентством "Каспи" семьи основателя компании Арона Майберга. А после того, как он возглавил наблюдательный совет МАУ, возможность оперировать на данной линии получила и эта компания. "Визз Эйр Украина" вряд ли сможет выйти на израильский рынок без серьезного лобби.

Сложности ожидают украинского бюджетника и на линии Киев–Астана. Напомним, МАУ уже вели достаточно сложные переговоры о возможности работать на рынке Казахстана. В результате компании удалось получить разрешение на рейсы в период зимней навигации. Однако в целях защиты местного перевозчика "Эйр Астана" власти государства вряд ли будут заинтересованы в появлении на данном маршруте лоукоста да еще и из другой страны.

Непросто будет и с маршрутом Киев–Москва. Как известно, это единственное направление на украинско-российском авиапространстве, где действуют ограничения по количеству перевозчиков и интенсивности их полетов. Более того, оно является очень лакомым кусочком и нередко становилось яблоком раздора в жесткой конкурентной борьбе. Следует также учесть, что отношения Wizz Air и российских авиационных властей складывались не самым лучшим образом. Поэтому получение назначение на линию между двумя столицами весьма маловероятно. Тем более, здесь на пятки наступает "ЮТэйр", который выражал недовольство количеством полученных частот и был совсем не прочь его увеличить. Да и отношения с чиновниками у них получше, чем у "Визз Эйр"…

Глава наблюдательного совета "ЮТэйр Украина" Карен Антонов сообщил Центру транспортных стратегий, что компания также подала заявки в Госавиаслужбу и претендует практически на все маршруты "АэроСвита" за исключением дальнемагистральных линий. Пока же перевозчик объявил об открытии трех новых рейсов с 1 марта на линиях Киев–Тбилиси, Киев–Ростов-на-Дону и Киев–Санкт-Петербург.

Не стоит также забывать о таком конкуренте, как Air Onix. Если озвученная в СМИ информация о связи компании с премьер-министром Николаем Азарвым верна, то перевозчик также имеет неплохие шансы получить свой кусок пирога под названием "назначения "АэроСвита". Словом, в ближайшем будущем украинский рынок авиаперевозок несколько преобразится. И каким он будет, покажут результаты заседаний лицензионной комиссии Госавиаслужбы.