Проблемная история крупнейшей авиакомпании страны – "АэроСвита" – близится к своему логическому завершению. Накануне нового 2013 года Хозяйственный суд Киевской области начал исполнительное производство по делу о банкротстве перевозчика по его же собственной инициативе. Согласно определению суда, задолженность предприятия по состоянию на 27 декабря 2012 года превысила 4,2 млрд грн, тогда как общая балансовая стоимость активов составила – 1,467 млрд грн.
"С учетом вышесказанного, должник не имеет возможности погасить существующую задолженность перед всеми кредиторам одновременно, а удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности выполнения денежных обязательств должника в полном размере перед другими кредиторами, в связи с чем последний и обратился в суд", – говорится в определении.
В самой компании утверждают, что судебные процессы никак не повлияют на ее операционную деятельность. "Авиакомпания "АэроСвит" обратилась в хозяйственный суд Киевской области с заявлением о возбуждении дела о банкротстве с целью начала процедуры санации, восстановления платежеспособности и обеспечения выполнения обязательств перед кредиторами в полном объеме. 29 декабря 2012 г. хозяйственный суд Киевской области вынес определение о начале производства по делу о банкротстве частного акционерного общества "Авиакомпания "Аэросвит". Вместе с тем, авиакомпания на сегодняшний день не является банкротом. "АэроСвит" не останавливает оперирование и продолжит выполнение текущих обязательств перед контрагентами", – сказано в официальном комментарии перевозчика.
В "АэроСвите" отмечают, что менеджмент авиакомпании продолжает функционировать в прежнем составе, все процедуры обеспечения операционной деятельности, включая безопасность полетов, выполняются в полном объеме. "Запланированная санация компании является частью реформирования, начатого авиакомпанией в целях восстановления ее операционной эффективности и повышения доходности", – подчеркнули в компании.
Однако операционная деятельность все же пострадала. Отмена рейсов привела к тому, что в период с 4 по 8 января пассажиры не смогли вылететь рейсами компании из Хошимина, Тель-Авива, Стокгольма, Ташкента, Будапешта и Варшавы. Кроме того, в связи с заявлением о банкротстве партнеры "АэроСвита" стали куда менее лояльными. Как передает издание avianews.com, белорусский перевозчик "Белавиа" разорвал код-шеринговое соглашение с "АэроСвитом", а польская LOT, которая также переживает не лучшие времена, отказывалась принимать на свои рейсы пассажиров с билетами "АэроСвита". Создавшейся ситуацией незамедлительно воспользовался бюджетник Wizz Air, который сердобольно предложил пострадавшим клиентам "АэроСвита" на направлениях Киев–Будапешт и Киев–Варшава по цене от 349 грн без учета сбора за бронирование.
"В случае отмены авиакомпанией "АэроСвит" рейса Киев–Лондон, Wizz Air предложит пострадавшим пассажирам специальные тарифы по цене 699 грн (+ сбор за бронирование) на рейс Киев–Лондон Лутон. Wizz Air и "Визз Эйр Украина" предлагают эти специальные тарифы с целью уменьшить последствия от перебоев в работе авиакомпании "АэроСвит" и в связи с рождественскими праздниками", – сказано в пресс-релизе перевозчика.
По данным пресс-службы столичного аэропорта Борисполь, 8 января "АэроСвит" начал отменять и внутренние рейсы. В частности, не состоятся полеты в Одессу, Донецк, Симферополь и в обратном направлении. Кроме того, не будут выполнены некоторые международные перелеты – в Кишинев, Будепешт, Тель-Авив и Стокгольм.
Эксперты полагают, что "АэроСвит" инициировал собственное банкротство в попытке защититься от грядущих претензий со стороны кредиторов. "Обращение "АэроСвита" в суд можно расценивать как попытку авиакомпании сыграть на опережение и защититься от претензий кредиторов. С учетом того, что кредиторская задолженность почти в 4 раза больше стоимости активов должника, он, руководствуясь пунктом 1 части 5 ст. 7 Закона Украины "О возобновлении платежеспособности должника и признания его банкротом", подал соответствующее заявление о возбуждении дела о банкротстве. При возбуждении дела о банкротстве на претензии кредиторов накладывается мораторий, действующий до прекращения производства по делу. Более того, в этот период не насчитывается неустойка", – сообщил Центру транспортных стратегий партнер юридической фирмы RabomizoДенис Рабомизо.
Компания также предложила свою кандидатуру на должность распорядителя имущества. Им стал президент Союза арбитражных управляющих Приднепровья Леонид Талан. "Другие предложения о кандидатурах для назначения распорядителем имущества должника в суд не поступали", – говорится в определении. Следует отметить, что этот арбитражный управляющий уже работал с акционерами "АэроСвита" в период банкротства Днепропетровского металлургического завода имени Петровского. Поэтому, скорее всего, распорядитель и "Приват" найдут общий язык в принятии решений, и защищаться от претензий будет проще.
Наиболее привлекательный актив компании в виде назначений на маршруты будет переходить к ее бывшему конкуренту, а с недавних пор союзнику – "Международным авиалиниям Украины" (МАУ). Остальные же не представляют такой большой ценности. Да и обслуживать множество брендов не всегда выгодно, а у "Привата" их насчитывается уже около пяти. Поэтому, по всей вероятности, чартерные операции сосредоточатся в "Розе Ветров", а регулярные рейсы – в МАУ. Впрочем, пока неизвестно, какую именно шахматную партию решил разыграть в этот раз Игорь Коломойский, а потому говорить о полном уничтожении марки "АэроСвит", пожалуй, преждевременно.