Польская авиакомпания LOT стала первым в Европе обладателем нового самолета от Boeing 787 Dreamliner. Он был передан польскому авиаперевозчику 14 ноября на специальной церемонии в Эверетте, после чего самолет с бортовым номером SP-LRA вылетел в Варшаву. После 10 часового рейса первый Dreamliner совершил посадку в Варшаве.

В Польше по этому поводу устроили чуть ли не национальный праздник, а приземление в аэропорту транслировали по телевидению в прямом эфире. Возможно, такой помпезный прием "американца" был рассчитан на то, чтобы отвлечь внимание от дурных мыслей по поводу плачевного состояния компании, совершившей эту покупку. Ведь польский авиаперевозчик уже несколько лет попадает на огромные убытки и света в конце тоннеля не видно. Все попытки продать компанию Турецким авиалиниям оказались безуспешны.

В декабре стало известно, что министерство финансов Польши намерено влить в авиакомпанию LOT 1 млрд злотых (около 240 млн евро). В рамках первого транша помощи авиаперевозчик получил 400 млн злотых, пишут польские СМИ. Докапитализация авиакомпании будет сопровождаться глубокой реструктуризацией. Планируется увольнение 600 работников. Фирма также избавиться от части флота и уйдет из ряда направлений (почти каждое третье). Глубокие изменения в компании необходимы, чтобы убедить ЕС в том, что государственная поддержка действительно необходима.

Спасаясь от банкротства, в течение года LOT избавился от почти всех своих активов. До завершения полной распродажи осталась только половина Petrolot (поставляет топливо для самолетов), треть интереса в Casinos Poland и две небольшие  фирмы в аэропорту Катовице.

"Ситуация тяжелая. Насколько? Сложно ответить, поскольку компания уже месяц как "герметична" и не предоставляет никакой информации", - рассказывает авиационный эксперт Себастьян Гощинарек. Он добавляет, что и на согласие Еврокомиссии по поводу поддержки авиакомпании со стороны правительства будет трудно.

В авиакомпании беспокоятся насколько хватит обещанных Минфином 1,5 млрд злотых (более 360 млн евро). Лешек Хоржевски, пресс-секретарь LOT, не комментирует этой темы, но признает, что убытки 2012 года будут большими за прогнозируемые ранее.

"LOT – это яма без дна", - рассказывает анонимно один из работников авиакомпании, который знает подробности финансовых операций авиаперевозчика. В 2012 году от продажи недвижимости, акций и доли в компаниях авиаперевозчик выручил около 900 млн злотых (220 млн евро).

Большая распродажа активов авиакомпании началась в декабре 2010 года с продажи компании LS, которая занимается обслуживанием самолетов. 20-30 мл. злотых LOT получил от продажи производителя продуктов питания LOT Catering. Затем была продажа базы технического обслуживания самолетов LOT AMS.

Следующий на очереди был Petrolot, LOT и компания PKN Orlen. Но в этом случае авиаперевозчик  поменял тактику. Под заставу 49 процентов акций компания получила кредит в размере 52 млн. злотых от Orlen. Во второй половине декабря внеочередное собрание акционеров LOT должно принять решение об окончательной продаже акций.

Известно также, что LOT получил уже часть денег от продажи Министерству финансов Польши компании Eurolot, которая обслуживает региональные направления. По информации СМИ сумма сделки составила 82 млн злотых (ок. 20 млн евро).

Намного больше принесли авиакомпании операции с недвижимостью. 146 млн злотых было выручено от продажи грузового терминала. Еще 90-100 млн от продажи недвижимости в Варшаве. "Фактически в собственности авиакомпании остаются только лизинговые договора на самолеты и права на взлет-посадку в аэропортах", - пишут польские СМИ.

Такое привлечение средств Збигнев Салек, член Международной ассоциации менеджеров аэропортов, объясняет необходимостью найти деньги на на уплату лизинговых платежей за 787 Dreamliner.

Похоже, что руководство LOT, словно играя в рулетку, решило ставить все что у них осталось на "зеро". Но сыграет ли ставка? Всего авиакомпания LOT заказала восемь самолетов Boeing 787. Они заменят в парке польского авиаперевозчика старые Boeing 767,которые эксплуатируются на дальних маршрутах. Лайнер мечты будет совершать рейсы из Варшавы в города Европы, в том числе в Киев. В январе самолет переведут на дальние рейсы из Варшавы: в Чикаго, а затем в Нью-Йорк, Торонто и Пекин. 17 декабря впервые Boeing 787 Dreamliner приземлится в Киеве.

Тем временем стало известно, что на "Лайнерах мечты" обнаружились утечки топлива, в связи с чем проверяется вся партия. Утечку топлива в FAA объяснили ошибками при сборке — недостаточно плотно скрепленными деталями. Из-за этой неисправности у самолета раньше времени может закончиться все горючее. Также из-за брака возможна потеря мощности двигателя и возгорание. В самолетах какой именно авиакомпании впервые обнаружились неполадки, не сообщается. Известно только, что речь идет не об американских перевозчиках.

Перевод Игоря Гошовского, по материалам польских СМИ

Смотрите также фотогалерею Первый Dreamliner на европейской земле

1132490-strata-netto-pll-lot-mln

Довідка

LOT  — польская авиакомпания. Совершает полеты по 92 направлениям. Является членом Star Alliance

Эксплуатирует 40 самолетов, еще 7 заказаны, 17 опцион.

Эксперты оценивают LOT в 2 млрд злотых (ок. 480 млн долларов).

В  2011 году авиакомпания перевезла 4,38 млн пассажиров, что на 9% больше предыдущего периода.