Вопрос старения железнодорожного подвижного состава, как в грузовом, так и в пассажирском секторе, сегодня актуален как никогда. Например, уровень износа самой востребованной на сегодня техники – полувагонов – достигает 85%. По итогам текущего года около 4,3 тыс. единиц подлежит списанию, а затем этот показатель будет планомерно возрастать до 5,5 тыс. в 2016 году. Ну, а в период 2012-2020 год в утиль отправятся порядка 44,2 тыс. полувагонов.

В связи с непростым финансовым положением "Укрзализныця" не в состоянии обеспечить закупку нового подвижного состава. Однако, как оказалось, даже ремонты является для Госадминистрации проблемой. По данным железнодорожников, объемы планового ремонта грузового подвижного состава в это году были сокращены почти на 30 млн гривен (-15,8%) из-за нехватки средств. За такую сумму можно было бы отремонтировать деповским ремонтом около 2 тыс. вагонов.

"В связи с этим происходит снижение использования производственных мощностей промышленных предприятий почти на 50% от нормативной мощности, что привело к падению объемов работ по ремонту подвижного состава и уменьшению заработной платы рабочих", - отмечается в пресс-релизе "Укрзализныци". По данным монополиста, среди локомотиворемонтных заводов Запорожский ЭВРЗ работает на 23,5% от плановых мощностей, Львовский ЛРЗ - на 22,9%, Днепропетровский ТРЗ - на 12,5%, Киевский ЭВРЗ - на 15,3%. Не намного лучше ситуация с вагоноремонтными предприятиями: на 44% мощностей работает Дарницкий ВРЗ, на 45,9% - "Укрспецвагон" и на 37,9% фактически загружен Стрыйский ВРЗ.

"Сейчас "Укрзализныця" нуждается в значительном обновлении вагонного и локомотивного парка, так как за последние 20 лет обновление не проводилось в должном объеме, а запас прочности, который появился в начале 90-х из-за значительного снижения грузопотоков, уже полностью иссяк. Однако провести масштабное обновление парка без пересмотра тарифов невозможно. Существующее сейчас тарифное регулирование не соответствует современным потребностям экономики", - сказал Центру транспортных стратегий координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины Александр Кава.

"Укрзализныця" требует отказа от грейферных кранов

"Укрзализныця" предупреждает, что если доходная база железных дорог продолжит уменьшаться и в следующем году, то дефицит средств на восстановление грузового подвижного состава в 2013 году составит 25%. При этом Госадминистрация не перестает жаловаться на недобросовестных пользователей, из-за которых, по ее версии, за девять месяцев текущего года не удалось выполнить 1,345 тыс. погрузочных операций. Доходы от них могли бы составить 3,5 млн грн.

В январе-сентябре при выполнении погрузочно-разгрузочных операций были повреждены 4,933 тыс. вагонов на сумму 9,9 млн грн. За это "Укрзализныця" получила компенсацию в размере 9,6 млн грн. На территории Украины зафиксировано 3,094 тыс. случаев поломок, из которых 1,058 тыс. – в портах, а за рубежом – 1,839 тыс.

"Больше всего обнаружено поврежденных вагонов на предприятиях: ОАО "АрселорМиттал Кривой Рог" - 386 вагонов на сумму 2,3 млн грн., ГП "Одесский морской торговый порт" 237 вагонов - 306 тыс. грн., ГП "Морской торговый порт "Южный" 219 вагонов - 211 тыс. грн., ПАО "ММК им. Ильича" - 56 вагонов, 460 тыс. грн", - сказано в сообщении.

Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта комментировать ситуацию отказался. В портах, в свою очередь, отмечают, что масштабы проблемы несколько преувеличены, так как объемы повреждения вагонов очень незначительны на фоне общего количества принятого за этот период подвижного состава. "Количество поврежденных вагонов, озвученное железнодорожниками, ничтожно мало по сравнению со 146 тыс. вагонов, которые порт обработал за девять месяцев", - сказала Центру транспортных стратегий руководитель пресс-службы порта "Южный" Лариса Евсеева.

Железнодорожники утверждают, что основной причиной повреждения вагонов является использование грейферных кранов при выгрузке, а также нарушение требований ГОСТа 22235-76 "Общие требование по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ".  По их мнению, грейферные краны нужно заменять другими, более современными средствами выгрузки, например, вагоноопрокидывателями.

Эксперты также полагают, что такие технологии помогут улучшить ситуацию с повреждениями вагонов в портах. "В такой ситуации порты, которые заинтересованы в использовании железной дороги как способа доставки грузов для перевалки, должны найти возможность решать проблему закупки и установки вагоноопрокидывателей, которые позволяют избежать повреждения вагонов в процессе выгрузки", - отмечает Кава.

Порты, со своей стороны, улучшают процедуру перевалки. "Мы постоянно совершенствуем технологии обработки грузов. В порту "Южный" работает вагоноопрокидыватель, и наша политика направлена на постепенный отказ от использования грейферов. Более того, в декабре прошлого года порт ввел в эксплуатацию два новых размораживающих устройства, которые решают проблему смерзшихся грузов. До их запуска  на размораживание 20 вагонов затрачивалось 3-5 часов. Благодаря технологии, которая используется в новых устройствах, на пленочное размораживание такого же количества вагонов будет тратиться почти в два раза меньше газа и около 2-2,5 часов времени. Сами устройства являются проходными, то есть полувагоны подаются через них непосредственно на роторы вагоноопрокидывателя, что позволит сэкономить время на маневровые работы", - говорит Евсеева.

Кроме того, "Укрзализныця" считает необходимой ввести жесткую специализацию портов и мест массовой выгрузки на пограничных переходах с применением "более прогрессивных методов грузовых работ". Правда, концентрация перегрузочных мощностей определенного назначения в одном или нескольких местах несет в себе и определенные риски. Если перевалка, например, металлов будет осуществляться в одном порту без каких-либо альтернатив, то при неблагоприятных погодных условиях или же сбоях в работе таможенных либо других контролирующих органов это грозит огромными очередями из вагонов, которые можно было бы обработать в других портах…

Наконец, железнодорожники снова предлагают законодательно ужесточить ответственность за повреждение вагонов путем тарифного регулирования. Однако с учетом достаточно сильного лобби металлургов во власти, им вряд ли удастся добиться от власти подобных шагов навстречу.

Проблема обновления парка может быть решена только при улучшении финансового состояния "Укрзализныци", которому, по мнению экспертов, помог бы отказ от дотирования убыточных пассажирских перевозок за счет прибыльных грузовых. "Ситуацию также может улучшить поэтапный отказ от перекрестного субсидирования, которого на данном этапе можно достичь, если государство будет напрямую компенсировать железной дороге убытки от пассажирских перевозок", - резюмирует Кава.