Проект нового грузинского города-порта Лазика с бюджетом около миллиарда долларов (четверть бюджета страны) и с масштабом демографического охвата на почти четверть ее населения на первый взгляд кажется фантастикой. Тем не менее, власти искренне верят в свой замысел и почти заставили поверить в него население: согласно проведенному в марте Американским национал-демократическим институтом (NDI) опросу, 59% граждан Грузии поддерживает инициативу президента Михаила Саакашвили по строительству с нуля порта и гораздо меньшее количество – 29% - ее не поддерживают.

Грузины связывают с Лазикой надежды улучшение собственного благополучия: город предполагается сделать зоной свободного экономического развития, что откроет новые возможности для малого и среднего бизнеса. Забота о развитии депрессивных регионов приводится в качестве главной мотивации и властью, но не только. Для Михаила Саакашвили данный проект – это возможность показать и России, и Западу, что действующая политическая элита Грузии способна на глобальный технологический и инновационный прорыв, а также оправдать в глазах своих спонсоров статус главной образцово-показательной экономики СНГ. Правда, не факт, что все выйдет именно так.

Проект века Впервые идея о строительстве порта, а вместе с ним и нового города на болотистом побережье Черного моря близ строящегося курорта Анаклия в Грузии была озвучена Михаилом Саакашвили в декабре прошлого года. Планируется, что порт Лазика расположится в 35 км от Анкалии на площади 85 га, а сам город, который собираются застроить гостиницами, развлекательными центрами, высотными жилыми домами и рабочими городками, займет не менее 10 тыс га.

"Это будет большой город, второй по величине в Грузии после Тбилиси, и это будет главный торгово-экономический центр в Западной Грузии», - заявил грузинский президент. По его словам, через 10 лет в Лазике будет жить около полумиллиона человек. Сегодня население страны составляет 4,5 млн жителей, в Тбилиси проживает чуть более 1 млн человек.

Лазика должна стать транспортным хабом между Европой и Азией и даже самым большим портом на Черном море.

Согласно замыслу президента, строительство города-порта ознаменует урбанистический прорыв в преимущественно сельскохозяйственной Грузии. Экономика отдаленных регионов тут сильно пострадала после ухудшения отношений Грузии с Россией, которая перестала закупать многие из местных товаров, а также после военного конфликта с этой страной. Создание же безналоговой зоны привлечет на побережье сельских жителей, которые получат возможность занятости в промышленности и услугах. Амбиции еще непостроенной Лазики в устах Саакашвили, ни много ни мало, - стать транспортным хабом между Европой и Азией и даже самым большим портом на Черном море.

Интересно, что с тех пор, как была озвучена идея строительства города-порта, его проект до сих пор так и не был обнародован. На правительственных ресурсах Грузии то и дело появляются рекламные ролики, демонстрирующие сказочное превращение унылого и безлюдного побережья в нечто на подобии Гонконга, а также репортажи о ходе строительства с места событий. Отсутствие проекта не мешает ему набирать обороты – по крайней мере, на днях было объявлено об открытии первого административного здания для будущего города – Дома государственных служб. Затягивать создание порта также не планируется - заход в новую гавань первого судна ожидается уже к осени 2014 года.

Конкурент с расчетом на транзит Если не принимать во внимание демографических, социальных и политических задач, которые несет в себе Лазика, проект должен принести и некоторые экономические бонусы. Сейчас в стране действует четыре порта – Поти, Батуми, Кулеви и Супса, однако их общая проблема – незначительные глубины, которые не позволят заходить в эти гавани крупным судам. По словам премьер-министра Грузии Вано Мерабишвили, Лазика будет способна принимать в 10-20 раз больше контейнерных грузов, чем Батуми и Поти. Поти – крупнейший порт страны, его мощности составляют 10 млн тонн грузов в год. Однако недостаточность проходных глубин у причалов контейнерного терминала этого порта (у причала № 7 — только 8,2 м, у причала № 14 — 8,5 м) позволяют обслуживать контейнеровозы вместимостью не более чем в 2500 TEU. Поэтому прямых контейнерных сервисов здесь практически нет, преимущественно в Поти заходят фидеры – контейнеровозы не более чем на 1000 TEU. Правда, после приобретения в 2011 году порта Поти инвестором международного масштаба, компанией APM Terminals, инфраструктура получила масштабные инвестиции. APM Terminals планирует вложить в развитие терминала около 100 млн долл. за три года, и часть этих средств пойдет на увеличение глубин порта. Как ожидается, после проведения дноуглубительных работ порт сможет принимать контейнеровозы до 4500 TEU, а его пропускная способность вырастет до 500-600 тыс TEU в год, или более чем в два раза.

Порт Батуми, кстати, имеет большие глубины, чем Поти (глубина у контейнерного причала – 11,7 м), хотя контейнерные объемы там примерно в 10 раз меньше – менее 20 тыс TEU в год. Оба порта ориентированы преимущественно на транзитный контейнерный грузопоток.

Что же касается Лазики, то по глубинам он должен намного превзойти и Поти, и Батуми. Будущий порт планируется разместить на территории, представляющей собой естественный каньон с глубинами до 20 м, что позволит принимать суда крупного водоизмещения – контейнеровозы на 3-5 тыс контейнеров (а не максимум 250, как сейчас). По мнению премьера Мерабишвили, увеличение размерности судов позволит удешевить импортные товары, которые могут транспортироваться в контейнерах, в том числе – металл, который страна будет ввозить в больших количествах для строительства города. Однако главной ориентацией порта станет все же транзитный контейнерный грузопоток, идущий в/из Закавказья и Центральной Азии в/из Европы и Ближнего Востока.

Также власти утверждают, что необходимость в новых портовых мощностях обусловлена предельной загрузкой существующих. Правда, по данным самих портов, уровень их загрузки сейчас составляет не более чем 55-60%.

В отношении Лазики тут высказывают мнение о том, что целесообразнее было бы все же инвестировать средства и развивать уже существующие мощности, чем создавать с нуля совершенно новые.

Желающих платить пока не видно Если в вопросе об экономической и социально-политической целесообразности проекта еще можно как-то подыскивать аргументы, то, когда речь заходит о финансировании, доводов в пользу Лазики практически не остается.

Согласно планам, озвученным изначально, на строительство порта будет потрачено 200 млн грузинских лари, или 120 млн долл. Эти средства предполагалось выделить из грузинского бюджета уже в этом году. Однако такая статья в главном финансовом документе страны так и не появилась (за исключением того, за счет чего была профинансирована постройка Дома государственных служб). Позже сумма была скорректирована – как сообщила пресс-служба президента на днях, на постройку порта потребуется 535 млн лари, или 323 млн долл., и строительство будет завершено в 2015 году. Однако и этой суммой столь масштабный проект, конечно, не ограничится –  еще на строительства города-порта, по подсчетам инициаторов проекта, необходимо привлечь около 600-900 млн долл. инвестиционных средств. Таким образом, общая сумма проекта – свыше 1 млрд долл. – составляет четверть годового бюджета Грузии (4 млрд долл.) Интерес к инвестированию уже якобы выразили владельцы крупного капитала как из Европы, так и Азии и Ближнего Востока (таких стран, как Китай и Иран). Однако никаких более предметных доказательств будущих инвестиций, чем подобные заявления, общественности пока предоставлено не было.

Есть надежда, что частично проект может быть профинансирован за счет американских денег. Как известно, с 2005 года правительство Грузии является бенефициаром средств по программе Millenium Challenge Account, спонсируемой США. Согласно договору в рамках Millenium Challenge, Грузия выступает получателем финансовой помощи в размере 295,3 млн долл. в течение 5 лет. Цель программы - сокращение уровня бедности и стимулирование экономического роста в различных регионах Грузии, что вполне согласовывается с задачами Лазики. После событий 2008 года было принято решение выделить Грузии дополнительно 1 млрд долл. на преодоление последствий краткосрочной войны.

Однако стоит рассчитывать на то, что в плане финансов Лазика может оказаться бездонным колодцем, поглощая суммы средств, которые стремятся к бесконечности. Дело в том, что выбранная под город-порт территория в силу своих геологических особенностей рассматривается специалистами как очень сложная для застройки: болотистая местность потребует осушения почв, но даже после этого, по разным оценкам, фундаменты зданий придется закладывать на глубину от 25 до 80 м. Кроме того, критики проекта упоминают о Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, к которой Грузия присоединилась в 1996 году. В числе земель, которые находятся под защитой конвенции - Колхидская низменность, которая при постройке города может быть задета. А это чревато  проблемами на международном уровне. Пусть и не финансовыми или экономическими санкциями (конвенция таких не предусматривает), но негативный информационный фон в западных СМИ проекту точно будет обеспечен. Что точно не пойдет на пользу его и без того шатким позициям в глазах общественного мнения и потенциальных инвесторов. 

knjedj5hy6pit3ge