Польские железные дороги (PKP) изучают возможность продажи акций PKP Cargo во время первичного публичного размещения акций. Советник по приватизации PKP - консорциум MacKinsey и Bank Zachodni (WBK) - предлагает продать пакет 50% плюс одна акция PKP Cargo одному стратегическому инвестору. В кулуарах отрасли ходят слухи, что к изменению отношений причастно следующее обстоятельство, а именно - в созданном PKP, так называемом, кратком списке стратегических инвесторов появились Российские железные дороги (РЖД).
Польский железнодорожный оператор PKP Cargo в данный момент является вторым по величине грузовым железнодорожным перевозчиком Европы. Стоимость компании по оценке 2011 года составляет 3,5 млрд злотых (около 850 млн евро). Размещение контрольного пакета акций компании в одних руках позволит получить премию за контроль и, в конечном счете, еще большее влияние.
"Впрочем, такое изменение стратеги проблему не решает, поскольку покупка акций российским инвестором на бирже также не исключена . Биржа для Cargo – вариант менее безопасный и менее прогнозируемый", - утверждает Адриан Фургалски из Союза Экономических Советников TOR.
По словам Андриана Фургалского продадут PKP Cargo в следующем году, при этом время не играет на пользу компании. "С точки зрения приватизации 2012 год был лучшим периодом. Накануне компания показала прекрасные результаты (прибыль 399 млн. злотых). В первом полугодии 2012 года было уже хуже: наступил спад грузооборота на 15% , а прибыль составила только 99 млн. злотых (около 24 млн евро).
В Польше опасаются покупки PKP Cargo Российскими железными дорогами.
Большие эмоции вызывает также готовящаяся продажа компании Polskie Koleje Linowe, которые помимо других активов контролируют железную дорогу на Каспровы Верх (Kasprowy Wierch). Мер Крыницы (Krynicy) Дариуш Ряско утверждает, что стоимость PKL составляет более 300 млн. злотых (ок. 73 млн евро). Пока интерес к покупке предъявляет словацкая компания TMR, которая владеет горно-лыжными центрами в Ломницы (Lomnicy) и в Хопоку ( Chopoku).
В борьбе за Закопане TMR привлек гмины Чернигув (Czernichow), Завоя (Zawoja), Krynica-Zdroj и Szczawnica (Щавница), с которыми заключил консорциум. Против того чтобы отдать PKL словакам протестуют политики из PO и Solidarnej Polski.
Противником экспансии словаков является и Закопане , которое совместно с городами Поронино, Кошьцелиско , Буковина Татранска создало коммунальный совет Польские горные железные дороги ( Polskie Koleje Gorskie ) . С целью выкупа паев в PKL компания уже готовит эмиссию облигаций . Тем временем заинтересованность в PKL высказал и австрийский инвестор , а также группа предпринимателей, сосредоточенных округ бывшего мера Закопане Адама Бахледы-Цуруся . PKP прогнозирует начало приватизационной процедуры PKL в конце третьего - в начале четвертого квартала 2012 года.
В более спокойной атмосфере протекают переговоры по приватизации компании TK Telekom, принадлежащей PKP. TK Telekom управляет телеинформационной сетью, длиной более 30 тыс. км. Стоимость компании составляет около 500 млн. злотых (ок. 122 млн евро). Ближе всех к приобретению является консорциум Hawe и IT Polpager ( связанные с Зигмундом Соложем-Жакем (Zygmunt Solorz Zakiem ) с которым PKP продлило срок переговоров до конца сентября.
Ходят слухи, что консорциум получил дополнительные документы, необходимые для процесса due diligence. В случае фиаско в резерве ожидают компании GTS и Netia.
Dziennik Gazeta Prawna, перевод - Ангелина Гошовская.