Россия готовится приступить к строительству крупного угольного порта, мощностью 18 млн тонн в год, на севере страны – в Мурманске. Новая гавань в устье реки Лавны на западном берегу Кольского залива откроет новый, более дешевый маршрут в Европу и далее по всему миру для ОАО "УК "Кузбассразрезуголь", которой в равных долях владеют "Кузбассразрезуголь" и холдинг "Сибирский деловой союз". В сентябре документы по проекту будут направлены на экспертизу, а приступить к строительству порта россияне планируют уже в конце 2012 года - начале 2013 года. "Работы по строительству объектов порта займут 2,5 года", - уверены в компании.

Согласно заявлению президента "СДС" Михаила Федяева, его холдинг тратит 300 млн долларов в год на использование портов Прибалтики и железных дорог Украины и Белоруссии — для экспорта добываемого угля в западном направлении. Если озвученная сумма корректна, то инвестиции компании в порт Лавна, которые оцениваются экспертами в сумму около 600–900 млн долларов, действительно имеют небольшой горизонт окупаемости.

Больше угля В этом же году другой крупный производитель угля из Кузбасса – крупнейший угольный холдинг России – СУЭК – приобрел 24,91 процент голосующих акций порта Мурманск, что по оценкам экспертов позволило увеличить контроль над ними до 63,53%  (47,65% уставного капитала) и посадил в кресло начальника порта своего топ-менеджера. Активизация сразу двух крупных экспортеров угля на Кольском полуострове свидетельствуют о том, что маршруты транзита экспортного российского угля смещаются в сторону северных портов. В ближайшем будущем крупнейшими экспортными воротами для российского угля в западном направлении помимо латвийских портов, будут порты Мурманска, а также, Тамань. Успешная реализация этих проектов еще больше усугубит ситуацию с транзитом российских грузов через наши порты.

"СДС" тратит 300 млн долларов в год на использование портов Прибалтики и железных дорог Украины и Белоруссии.

Перевалка российского угля в украинских портах уже несколько лет неуклонно падает. Если в 2007 году было перевалено 11,9 млн тонн российского угля, то через четыре года – в 2011-м – почти в два раза меньше, только 6 млн тонн. При этом каждый год Украина теряла около 1 млн тонн транзитного угля. 2012 год пока обещает стать переломным: за первые восемь месяцев через украинские порты было перевалено на 17 процентов больше транзитного угля, чем в предыдущем году. Однако, даже эта цифра выглядит не утешительно, если посмотреть какой рост перевалки угля за аналогичный период был зафиксирован, например, АО Baltic Coal Terminal в порту Вентспилс (Латвия) (+28 процентов).

Это происходит на фоне активного наращивания добычи угля Россией. Так, в 2009 году было добыто 301 млн тонн, в 2010-м – 322 млн тонн, в 2011 – 334 млн тонн. В январе-августе 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 объемы добычи выросли на 6,3 процента и достигли 226,242 млн тонн. По данным руководителя отдела стратегических исследований Института проблем естественных монополий Александра Григорьева, Россия в 2011 году увеличила экспорт угля до 104,7 млн тонн благодаря выгодной для РФ конъюнктуры мирового рынка. "Эффект от наводнения в Австралии и связанный с этим дефицит угля и рост цен на мировом рынке в сегменте коксующихся углей можно было наблюдать на протяжении всего года", – отмечает эксперт.

Вертикальная цепочка Тем временем российский крупный бизнес тратит огромные деньги на то, чтобы вывозить уголь через собственные терминалы. Объем инвестиций в проект порта Лавна не раскрывается, но по оценке аналитиков, он может обойтись компании в сумму около 600–900 млн долларов. Проект предусматривает углубление дна акватории залива и строительство базы портофлота за счет финансирования из федерального бюджета, выделение земли под строительство железной дороги от станции Лавна до порта (длиной 2 км), а также за счет средств холдинга "СДС" будет построена электроподстанция для обеспечения порта электроэнергией.

Однако, у проекта есть слабые стороны. Главная из них – это заявленная мощность в 18 млн тонн. Это больше, чем терминал UCLH в мегапроекте порта Тамань. Для сравнения, мощность перевалки угля в соседнем портом Мурманск также значительно меньше – лишь 12-14 млн тонн. Учитывая, что терминал ориентирован на экспорт в западном направлении, холдинг "СДС" может столкнутся с проблемой его загрузки собственными силами (объемы добычи в "СДС-Уголь" составляют 25 млн тонн в год). Выйти на заявленные объемы новый порт сможет разве что при условии роста промышленности в странах ЕС, а также развития Северного морского пути, что может стать альтернативой перегруженному Транссибу при доставке угля в Азию.

Скорее всего, на первых порах порт будет переваливать не более 10 млн тонн угля в год. Однако, как заявлял Михаил Федяев, часть этого объема – это именно тот транзит, который пока идет через Украину.

Планы другого крупного угольного холдинга - СУЭК относительно развития порта Мурманск также важны для будущей географии российского транзита. Особенно для Украины, через территорию которой холдинг все еще переваливает большие объемы угля. На сегодняшний день, до запуска порта Лавна, ММТП — практически единственный крупный перевалочный пункт угля в Северном морском бассейне (российские балтийские порты специализируются на других видах грузов). В прошлом году порт перевалил 10,765 млн тонн угля, из них 70% пришлось именно на уголь СУЭКа. В целом каждая третья добытая компанией тонна угля идет на экспорт и развитие европейского направления сбыта холдинг планирует осуществлять именно через Мурманск.

Аналитик Центра транспортных стратегий Адрей Исаев считает, что развитие портов в Мурманске несет для Украины угрозу, но более значимое влияние на транзит российского угля через наши порты окажет запуск порта в Тамани. "Более 90% всего транзитного угля из России, переваленного украинскими портами, направляется в Черноморские или средиземноморские страны. Очевидно, что при правильной ценовой политике украинских портов и ж/д тарифах, везти уголь в Мурманск менее выгодно, чем переваливать через черноморские порты. Поэтому строительство нового терминала в Мурманске скорее опасно для прибалтийских портов, а не украинских", - считает эксперт. "В то же время строительство порта в Тамани приведет к сокращению транзитного потока угля через украинские порты, однако, учитывая сроки строительства порта, это произойдет не ранее 2017 года", - добавляет Андрей Исаев. 

Впрочем, Вентспилс уже активно готовится к обострению конкуренции с портами Мурманска. Так, в мае руководство Baltic Coal Terminal, совместного предприятия шахты "Заречная" (Кемеровская область, Россия) и Вентспилсского торгового порта, заявило о намерении завершить строительство и ввод в эксплуатацию второй очереди угольного терминала. После реализации проекта объем перевалки угля на Baltic Coal Terminal, который в 2011 году достиг 4,079 млн тонн, увеличится более чем в два раза и превысит ежегодные 10 млн тонн. В случае успешной реализации этого проекта, один только порт Вентспилс будет переваливать почти в два раза больше российского угля, чем все украинские порты вместе взятые.

Больше по теме читайте в материале ЦТС Транзиту все хуже: куда уходят грузы

hghghg