Россия делает ставку на добычу арктических энергетических ресурсов. Возрождение маршрута перевозок вдоль северных берегов Сибири является интегральной частью этого плана. "Мы должны развивать Арктику! - говорит капитан дальнего плавания, владелец нефтеналивного танкера, который ходит на Аляску Фазиль Алиев, - это выгодно всем. Наши  клиенты выигрывают, так как их груз доставляется быстрее, сейчас нам необходимо создать благоприятные экономические условия для того, чтобы сделать этот путь круглогодичным". Компания Алиева "РИМСКО" утроила количество грузоперевозок вдоль северной береговой линии в прошлом году, когда жаркое лето оставило Северный морской путь открытым на протяжении 141 дня, почти на месяц дольше, чем обычно.

Для судов идущих из Европы в Китай этот путь на более чем на семь тысяч километров короче, поэтому европейцы смотрят на его перспективу с оптимизмом. Датская судоходная компания Nordic Bulk Carriers уже подсчитала, что новый маршрут в сравнении с Суэцом сэкономит треть расходов и приблизительно половину времени на перевозку грузов в Китай.

Свободный от пиратов В прошлом году Северным морским путем прошло рекордное количество судов - 34, включая супертанкеры. Мегатанкер "Совкомфлота" курсировал вдоль берега загруженный 120 тыс. тонн газового конденсата. В то же время танкер компании Scorpio Tanker Inc. направлялся из Атлантического в Тихий океан в рекордно короткий срок - 8 дней.

Премьер-министр Владимир Путин рассматривает СМП как более быстрый аналог Суэцкому каналу на котором, к тому же, отсутствуют пираты. "Я не сомневаюсь, что это только начало", - сказал Владимир Путин на международном Арктическом форуме в сентябре.  Рассматривая миллионные доходы египетского морского пути, Москва надеется обойти пошлины и сборы при помощи принудительного использования своего эскорта атомных ледоколов, который поможет в обеспечении дорогостоящих инфраструктурных нужд Арктики.

Большая часть российского арктического берега (5,500 км) не населена, испытывает недостаток в дозаправочных станциях, навигационной инфраструктуре и береговой охране для помощи оказавшимся в затруднительной ситуации морякам.

"Атомный флот ледоколов - существенные расходы, несмотря на то функционируют они или нет, так как реакторы должны работать постоянно", - рассказывает Арильд Моу, представитель норвежского института Нансена-Амундсена. "Морской путь рассматривается как важная часть национальной транспортной инфраструктуры, а также как представление национальных интересов России в Арктике. Критический вопрос - финансирование", - заявил Моу. Похоже, что Россия готова раскошелиться. Кремль планирует потратить $1.2 миллиарда до 2014 на флот ледового класса и построить три атомных и шесть дизельных ледоколов до 2020 года.

Опасные воды, лютые штормы Одним из самых серьезных препятствий СМП продолжают оставаться ужасные зимы. Плавучие льдины, тяжелый туман, жестокие штормы повышают риски и размеры страховых взносов. "Это экономический стимул заказа судовладельцами более дорогих танкеров, способных пройти по льду, - говорит Эрик Николай Ставсет, аналитик норвежской Arctic Securities, - но я бы не рассчитывал на то, что СМП станет популярным направлением". Некоторые ученые считают, что повышение температуры может сделать плавание в арктических водах еще более опасным, так как появится больше айсбергов и серьезных штормов.

"Это может стать серьезной проблемой для морских платформ и танкеров", - говорит Генрих Алексеев, эксперт по взаимодействию льда, океана и атмосферы Российского ин-та Арктики и Антарктики. Опасность курсирования арктическими морями подтвердила ситуация, когда буровая плавучая установка с экипажем в 67 человек потерпела аварию и затонула у Сахалина в прошлом месяце.

Эксперты считают, что такая авария, как катастрофа на платформе BP в Мексиканском заливе, будет просто сокрушительной катастрофой в холодных морях. Это немного останавливает мечты об арктических преобразованиях. "Лед, как промокашка, абсорбирует нефтяные продукты, и нефть, связанная со льдом, может распространяться на гигантские расстояния", - говорит Инна Немировская, директор Института океанологии РАН.

"Для России развитие арктических ресурсов является важным жизненным интересом. Это ключ к овладению и увеличению газового экспорта", - говорит Чарльз Эммерсон, автор "Будущей истории Арктики". "Когда климатические изменения откроют Арктику для круглогодичного судоходства, у России будут главные козыри", - соглашается с ним Фазиль Алиев. 

Перевод Екатерина Ступакова