В течение января-июля нынешнего года общий объем потребления коксующихся углей в Украине остался приблизительно на том же уровне, что и в прошлом году. Однако при этом структура его поставок радикально изменилась - существенное сокращение закупок сырья отечественного производства сопровождалось превышающим увеличением объемов его ввоза из-за рубежа. Главная причина – снижения качества украинской продукции.

Большая зольность В период с 2005 по 2010 годы объем добычи угля в Украине уменьшился с 78 млн до 75,2 млн тонн в год. При этом, как отмечают отраслевые эксперты, средняя зольность добытого угля увеличилась с 38,1% до 40,5%. В 2010 году, несмотря на рост добычи энергетических углей, объем добычи коксующегося угля уменьшился еще на 6,2% - до 24,182 млн тонн. В следующем году шахты нарастили объем добычи угля до 81,8 млн тонн, что на 8,8% больше, чем в 2010 году. При этом объем добычи коксующихся углей снизился еще на 10 процентов. То есть, осуществить предполагаемый прорыв удалось лишь за счет существенного роста объема добычи энергетических углей, которая и без того не была затронута тенденцией к спаду. Тогда как объем добычи коксующихся углей продолжал сокращаться.

В январе-июле нынешнего года рост объема угледобычи продолжился, хотя и несколько более медленными темпами, и достиг 50,28 млн тонн. При этом впервые за многие годы объем добычи коксующихся углей не снизился, а остался на прошлогоднем уровне - 14,86 млн тонн. И поскольку, в соответствии с потребностями металлургов, объемы производства кокса также остались на уровне прошлого года, логично было бы предположить, что весь этот объем отечественного угля будет востребован.

Однако этого не произошло. По мнению экспертов, на то есть как минимум две причины. Первая - это низкое качество украинских углей. "Они содержат почти 23% окиси железа и щелочноземельных элементов, тогда как австралийские и американские - лишь 3-5%, серы - 3,5% по сравнению с 0,5%", - пояснил в ходе круглого стола "Рынок угля в Украине - проблемы и перспективы" директор Украинского государственного научно-исследовательского углехимического института Евгений Ковалев. "Отечественный уголь отличается повышенной зольностью, которая к тому же с каждым годом растет. В советское время на КХЗ поступал концентрат с зольностью 7,3%, а сейчас - 9,4%", - добавил генеральный директор Ассоциации "Укркокс" Анатолий Старовойт. А потому, резюмировал заместитель генерального директора ПХО "Металлургпром" Николай Абросимов, из добываемого в Украине угля можно произвести всего 3,5 млн тонн качественного кокса, тогда как металлургам необходимо 14 млн тонн.

Из добываемого в Украине угля можно произвести всего 3,5 млн тонн качественного кокса, тогда как металлургам необходимо 14 млн тонн.

Вторая причина заключается в более высокой цене украинских углей, в среднем - на 20 долларов за 1 тонну. "Это обусловлено их высокой и постепенно растущей себестоимостью, - пояснила пресс-секретарь ГП "Макеевуголь" Вера Лященко. - Дело в том, что пласты, залегающие сравнительно близко к поверхности, давно выработаны, и с годами добыча ведется на все более и более глубоких горизонтах. Их разработка по определению не может не быть дороже, в том числе и потому, что здесь и более высокие температуры, и более высокая загазованность, и т.д. Все это в целом требует дополнительных затрат, в частности, на специальное оборудование".

Неизбежный импорт Именно поэтому отечественные металлурги вынуждены наращивать объем ввоза коксующегося угля из-за рубежа. "За последние 20 лет доля импортного сырья в общем объеме его потребления украинскими КХЗ увеличилась примерно в 2 раза: если в начале 1990-х годов она составляла 14,7%, то в 2011 году она достигла 37,9%", - подчеркнул г-н Старовойт.

Таким образом, до нынешнего года объем импорта коксующихся углей рос постепенно, что было обусловлено столь же постепенным снижением качества отечественного сырья, увеличением его цены и уменьшением объемов его добычи. А, кроме того, он, разумеется, зависел от объемов производства металла и, соответственно, объемов потребления кокса. То есть - в периоды сокращения спроса на металлопродукцию, объемов выплавки стали и потребности в коксе он пропорционально уменьшался.

В 2011 году, по сравнению с 2010 годом, объем выплавки чугуна вырос на 6%, до 28,879 млн тонн, стали - на 6%, до 34,689 млн тонн, проката на 8,5%, до 30,373 млн тонн, а объем выпуска кокса увеличился на 5,3%, до 19,582 млн тонн. При этом объем импорта углей и концентрата вырос на 11%, до 10,4 млн тонн, а объем поставок углей отечественной добычи сократился на 4%, до 17,4 млн тонн.

По мнению многих аналитиков, главной причиной неуклонного роста объемов импорта коксующихся углей является все-таки их более высокое качество, а не более низкая цена. Поскольку, по их оценкам, даже если на внешних рынках уголь стоит дороже, и при этом в его себестоимость в любом случае входят довольно ощутимые транспортные расходы, в конечном счете, это оказывается выгоднее. "Например, цена угля, который компания "Метинвест" закупает в США, выше, чем цена украинского, а его себестоимость с учетом доставки - тем более, однако качество американского сырья настолько превосходит качество отечественного, что это оправдывает издержки", - отмечает аналитик ИК Dragon Capital Сергей Гайда.

Впрочем, как напоминает эксперт, некоторые металлургические компании, в частности - тот же "Метинвест", решили проблему дефицита качественных коксующихся углей в Украине и дополнительных затрат на покупку импортных путем приобретения соответствующих мощностей за рубежом. И это стало еще одним фактором, обусловившим снижение спроса на отечественное сырье. Ведь если раньше в целях экономии потребители могли предпочесть украинский уголь, то теперь те из них, которые располагают собственными угледобывающими мощностями, уже не станут этого делать.

Неожиданный профицит Как бы то ни было, но в нынешнем году ситуация резко изменилась: при тех же объемах угледобычи, что и в прошлом, а также - при том же общем объеме потребления углей украинскими КХЗ, объемы закупок отечественных углей сократились почти настолько же, насколько увеличились объемы импорта. В результате, в начале апреля руководство ГП "Уголь Украины" сообщил о том, что, из-за отсутствия возможностей сбыта, на складах скопилось почти 400 тыс. тонн нереализованной продукции. Более того, в конце апреля представители отрасли констатировали, что многие шахты находятся на грани остановки и, если к осени ситуация не изменится, в критическом состоянии окажется вся отрасль.

По словам г-жи Лященко, до сих пор ГП "Макеевуголь" - уникальное предприятие, которое добывает коксующиеся угли всех марок, необходимых для составления коксовой шихты, - не имело проблем со сбытом своей продукции, но в апреле-июне вопрос реализации стоял крайне остро. "Потребители внезапно отказались закупать уголь на ГП "Дзержинскуголь", у ПАО "Шахта им.Засядько", было затоваривание и на нашем предприятии, - уточнила она. - Это касалось, прежде всего, углей коксующихся марок, поскольку энергетические, в основном, выкупают".

Проблема была поставлена в самых разных формах и на всех возможных уровнях. Наконец, в начале июля на очередном совещании в Кабинете Министров Украины была достигнута договоренность между металлургами и угольщиками о выкупе до конца текущего года всего объема коксующихся углей, который скопился на складах и будет добыт на шахтах, в размере свыше 1,6 млн тонн по договорной цене.

Вполне очевидно, что если профицит отечественных углей на внутреннем рынке был обусловлен объективными причинами, то это решение даст лишь ситуативный эффект. А в перспективе возникший дисбаланс будет лишь усугубляться. То есть, объемы потребления отечественных углей будут стремительно сокращаться, а объемы импорта увеличиваться. Если же причины профицита были субъективными, то далее ситуация будет развиваться в соответствии с ранее действовавшими тенденциями. То есть, происходить будет то же самое, но постепенно.

Как считают аналитики, одним из решающих способов нивелирования дисбаланса может стать приватизация государственных шахт. "Проблема сбыта коксующегося угля, добываемого на госпредприятиях, будет стоять до тех пор, пока они не будут приватизированы, и все связанные с этим изъяны в их работе не будут устранены", - считает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. "Трудности с реализацией продукции могли быть созданы искусственно, чтобы спровоцировать банкротство шахт для их последующей непрозрачной приватизации - то есть скупки за бесценок качественных активов", - допускает г-н Гайда.

Наряду с этим эксперты считают, что в любом случае доля импортного коксующегося угля в общем объеме его потребления будет оставаться существенной, но объемы его ввоза, по крайней мере, до конца нынешнего года и в следующем году резко увеличиваться не будут. "Для выпуска кокса высокого качества украинским производителям понадобятся значительные объемы импортного сырья", - подчеркивает г-н Тополюк. "В ближайшие 12 месяцев существенного роста объемов выплавки стали не произойдет, а значит, не будет увеличиваться и объем потребления угля, равно как и объем его импорта", - прогнозирует г-н Гайда.

Сложности перевалки И это дает металлургам и портам некоторую фору для решения проблемы доставки импортного угля в Украину. Напомним, что в своей наиболее острой форме она возникла примерно пять лет назад, когда потребители, столкнувшись с очередным всплеском дефицита коксующихся углей, который уже нельзя было покрыть за счет поставок только лишь из России, были вынуждены начать восполнять его путем импорта из Австралии и США.

В принципе, в мировой практике морские перевозки угля, а также руды, некоторых видов металлопродукции и, наконец, зерновых, часто осуществляются крупнотоннажными судами дедвейтом не менее 70 тыс. тонн и осадкой до 14,5 метров, типа Panamax. Однако использование судов дедвейтом от 100 до 200 тыс. тонн и осадкой свыше 18 метров, типа Capesize, гораздо более эффективно и, по расчетам разных специалистов, позволяет уменьшить транспортные расходы на 10-20%.

Тем не менее, из-за отсутствия в Украине на тот момент глубоководных портов, способных принимать даже суда типа Panamax, украинские потребители коксующихся углей вынуждены были переправлять их в страну в два этапа. Сначала ввозить большегрузным судном в болгарский порт Бургас или в румынскую Констанцу, а уже оттуда - мелкими партиями по 5-10 тыс. тонн - в Бердянск или Мариуполь.

Впоследствии ситуация несколько улучшилась. Так, на сегодня в Украине существует два глубоководных порта и четыре оператора - ГП "Морской торговый порт (МТП) "Южный" и созданный на базе его мощностей терминал сыпучих грузов ООО "Трансинвестсервис" (ТИС), ГП "Ильичевский МТП", а также ЗАО "Стивидорная компания "Авлита". Сейчас порт "Южный" и терминал ТИС способны принимать суда с осадкой до 15 метров. А Ильичевский МТП рассчитан на прием судов с осадкой до 13 м.

Таким образом, в настоящее время оба порта могут обслуживать суда дедвейтом 50-100 тыс. тонн типа Panamax. Однако порт "Южный" имеет достаточно сложную транспортную инфраструктуру из-за ландшафтных особенностей, что значительно увеличивает затраты времени на вывоз грузов из порта, а Ильичевский порт почти не перегружает уголь из-за отсутствия свободных площадей и специализированных причалов.

Наряду с этим, украинские операторы нашли способ для обработки судов типа Capesize. Они стали загружать их в порту до осадки не более 14,5 метров, а дозагрузку до полной осадки - производить на внешнем рейде. Первый Capesize в Украине был принят компанией "Трансинвестсервис" в октябре 2009 года. Однако в течение последующего года все суда этого типа, загружавшиеся в порту "Южный", для дозагрузки на рейде отправлялись в Керченский порт.

Тем временем специалисты порта "Южный" разработали специальную технологию для проведения погрузочных операций на внешнем рейде. Это позволило им в сентябре 2010 года принять и загрузить два судна типа Capesize дедвейтом 194 и почти 209 тыс. тонн, соответственно, и осадкой свыше 18 метров, не прибегая к услугам Керченского порта. Благодаря внедрению этой технологии в настоящее время МТП "Южный" оказался единственным украинским портом, способным обслуживать самые большегрузные суда типа Capesizе, формируя полные судовые партии объемом свыше 200 тыс. тонн.

Ясно, что все это - лишь частичное и временное решение проблемы. "Сейчас наибольшие объемы импорта угля в Украину осуществляются из России и США. При этом из Америки его транспортируют в основном судами типа Panamax дедвейтом 50-80 тыс. тонн. Однако полноценной инфраструктуры, а тем более для приема судов типа Capesize, все еще нет - для этого необходимы значительные инвестиции. А потому - к увеличению объема импорта углей, которое неизбежно будет происходить по мере роста спроса на металл, украинские порты совершенно не готовы", - заключает г-н Гайда.