На протяжении одних только суток три самолета Ryanair, делая посадку в аэропорту Валенсии, применили сигнал "mayday" в связи с критическим уровнем топлива. Ирландские медиа утверждают, что причиной создавшегося положения является политика жесткой экономии компании. СМИ уверяют, что Ryanair использует такое количество топлива, которое позволяет максимально минимизировать затраты, а в случае необходимости задействовать приоритетную посадку. Все это не противоречит закону, но безопасно ли?
Mayday, Mayday О злополучном дне 26 июля написал дублинский Sunday Independent. Три самолета ирландских авиалиний по графику должны были приземлиться в Мадриде, но в связи с плохими атмосферными условиями (сильнейшая буря) их направили на аэродром за 300 километров в Валенсию.
Каждый из трех самолетов в связи с минимальным количеством топлива в баках дал сигнал "mayday", что означает состояние угрозы. Что касается двух самолетов, то интервал времени между сигналами был менее чем три минуты. В результате диспетчерская служба вынуждена была самолетам ирландских авиалиний обеспечить приоритетную посадку, то есть пропустить перед самолетами других авиалиний.
"Самолеты проинформировали диспетчерские службы, что они не располагают достаточным количеством топлива для того, чтобы вернуться в Мадрид, поэтому им разрешили посадку в Валенсии. Все самолеты приземлились благополучно", - сказал в заявлении для ирландских газет представитель авиакомпании Стивен МакНамара.
7 минут полета Однако газетчики докопались, что проблемы Ryanair вытекают напрямую из политики компании, которая получила известность жестким урезанием денежных средств во всех сферах деятельности. Sunday Independent получила доступ к двум документам, которые компания в свое время направила пилотам, предостерегая их от "чрезмерного использования топлива".
Меморандум, подписанный вице-шефом пилотов ирландских авиалиний Шейном МакКеоном, советует пилотам заправляться в режиме Plog Plus 300, то есть 300 кг свыше максимального количества бензина, используемого на запланированной трассе. Для Боинга 737, например, 300 кг топлива хватает на 7 минут полета.
"Вам известно о нашем стремлении к экономии топлива. Режим Plog Plus 300 как нельзя лучше показывает, каким образом можно достичь дальнейшей экономии", - читаем в документе. "Благодаря Plog Plus 300 значительно снизилось количество немотивированно используемого топлива. Однако у некоторых пилотов есть проблемы с действиями в режиме Plog Plus 300", - добавляет МакКеон.
Представитель Ryanair даже приводит примеры отговорок таких пилотов. "Самая необоснованная отговорка: "нравится мне делать посадку с тремя тоннами, значит, я так и делаю". Это высказывание идет вразрез с политикой Ryanair и абсолютно неприемлемо для нас".
Три правила перевозчика МакКеон закончил свой меморандум тремя правилами, которыми должны руководствоваться ирландские авиалинии. Это - пунктуальность, определенный расход топлива и безопасность. Но напрашивается вопрос - а как с пресловутыми урезками бензина?
Упоминавшийся выше расход бензина в количестве 300 кг. - это то количество топлива, которое может быть использовано в случае необходимости долететь на указанный альтернативный аэродром. Пассажирам Ryanair теоретически ничего не должно угрожать.
Однако фактом остается то, что на традиционных авиалиниях, например KLM, запаса топлива хватает на 30 минут полета, а что касается Ryanair - то только на 7 минут.
DGP сделал проверку в двух польских аэропортах (в Быдгощи и Кракове) - заявлял ли Ryanair о проблемах с топливом. Представители указанных аэропортов дружно констатировали, что подобных случаев не было.
Странные практики Ryanair под руководством эксцентричного Майкла О'Лири неоднократно попадал на первые полосы газет в связи с явно сомнительными идеями. И все они имели целью сократить расходы компании.
В 2009 году 20% прибыли авиалиний происходило из других, нежели продажа билетов, источников.
Необходимой должна быть дополнительная плата за расчет карточкой, отсутствие печатного электронного билета или неавтоматическую регистрацию багажа.
Ryanair объясняет, что таким образом она обеспечивает пассажирам, которые путешествуют только с ручной кладью, низшую цену за билет.
Самолеты Ryanair укомплектованы креслами, которые покрыты искусственной кожей без специальных вставок из быстро чистящегося материала.
Выдвигались даже такие предложения, как поднятие цен на билеты для пассажиров с избыточным весом, сокращение количества туалетов, введение дополнительной платы за пользование этими туалетами. Выдвигалась идея о внедрении практики стоячих мест в салоне, речь шла даже о попытке ввести в практику правило, согласно которому пассажиры должны будут самостоятельно доставлять свой багаж к самолету. Эти предложения были, конечно же, выдвинуты в коммерческих целях и с целью рекламы.
Dziennik Gazeta Prawna, перевод Игоря Гошовского
Читайте также За карманные деньги: смогут ли украинцы воспользоваться услугами лоукостера Ryanair