Вот уже несколько лет многие торговые суда, идущие вдоль берегов Африки, подвергаются атакам. Особой зоной риска стал Аденский залив, где на суда охотятся сомалийские пираты. Власть в стране практически отсутствует, так что корсары могут спокойно приводить захваченные суда в бухты вдоль ее побережья и удерживать до получения выкупа. В этом году участились атаки на особенно крупные суда среди которых фигурируют даже танкеры, перевозящие в трюмах более 100-150 тысяч тонн нефти.

Только за прошлый год морские разбойники нанесли мировой экономике ущерб на 7 миллиардов долларов. Цифры эти приводятся в отчете Oceans Beyond Piracy - проекта американского фонда One Earth Future. Из этой суммы конкретно выкуп пиратам составил около 160 миллионов. Остальное - издержки на охрану, страховку и т.д.

Украинские моряки неоднократно попадали в плен к сомалийцам. Весной этого года тогдашний уполномоченный Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева отмечала, что Украина находится на втором месте в мире после Филиппин по количеству нападений пиратов на суда с ее гражданами. Согласно озвученным тогда данным, в 2008-2011 годах они напали на 42 судна со 196 украинцами в составе экипажей, из них 31 иностранное судно со 155 украинцами в составе экипажей были в плену.

Под защитой корвета Украина еще в ноябре 2010 года присоединилась к антипиратской операции ВМС стран Европейского Союза "Аталанта". В этом году в район проведения этой операции направят украинский самолет для осуществления наблюдательных полетов над акваторией.

Планируется, что в следующем году фрегат ВМС Украины "Гетман Сагайдачный" поучаствует у берегов Сомали в международной операции "Океанский щит", которая, как ожидается, продлится до конца 2014-го. Есть информация, что в ней также задействуют большой десантный корабль "Константин Ольшанский" и подразделение морской пехоты.

Именно угроза украинским морякам стала одной из причин, по которой украинская власть решила обновить свой военно-морской флот новыми кораблями класса "корвет". Дело в том, что, как объясняло флотское командование, корабли, из которых сейчас состоят украинские ВМС - это корабли прибрежной зоны, закрытого моря. Из-за ограниченной автономности плавания они не способны выполнять задание далеко от баз.

Как бы там ни было, государство уже заказало Черноморскому судостроительному заводу постройку серии корветов проекта 58250. Изначально говорилось о десяти кораблях, пока же планируется построить до 2021 года четыре. Головной корабль заложили 17 мая 2011 года. Ожидается, что в 2016 году его спустят на воду, и он в составе интернациональных военных сил станет защищать гражданские суда от пиратов.

Впрочем, даже имея четыре новых корвета, Украина вряд ли сможет достаточно эффективно защищать своих моряков в чужих водах. В первую очередь потому, что этого мало. С учетом того, что те корабли, которые есть в составе ВМС, уже вот-вот отслужат свое, нужно кому-то и за собственной границей следить.

"Если мы будем иметь четыре таких корвета, то в будущем один будет находиться на текущем ремонте, один - на отдыхе, контролировать границу остаются две единицы. Но  для контроля над береговой линией в 3000 километров этого маловато", - поделился своими размышлениями вице-президент Ассоциации судостроителей Украины "Укрсудпром" Виктор Лисицкий.

Резолюция Совета безопасности Организации объединенных Наций разрешает многим государствам направлять в территориальные воды Сомали военные корабли для борьбы с пиратами. Но при этом государство, чей военный корабль пиратов задержал, должно проводить следствие, организовывать судебное разбирательство, содержать преступников. Не желая брать на себя эти хлопоты, многие предпочитают просто отражать атаки на суда.

Аденский залив патрулируются международными силами морской безопасности.  Но, как отмечают сами мореходы, даже сопровождение гражданских кораблей военными не гарантирует безопасность. Так, если военный корабль возглавляет караван из десятка гражданских судов, то последнее или предпоследнее пираты захватывают. И до того, как военный корабль отреагирует, они успевают взять заложников.

Кроме того, понять, на какой из сомалийских рыбацких лодок действительно рыбаки, а на какой - пираты, возможно только после обыска - они похожи. И вот лодка без оружия на борту агрессивно устремляется к какому-нибудь судну, отвлекая находящиеся поблизости военные корабли, а тем временем четыре пиратские лодки окружают другое судно.

Между тем, российские военные все суда, следующие под их охраной, обеспечивают группами морпехов по 6 человек. Судно идет в конвое в сопровождении российского военного корабля, а помимо этого, на его борту еще и группа морпехов.

Но ведь есть еще и жесткий график, диктуемый грузополучателями, который просто не позволяет большинству судов подстраиваться под конвои. Конечно, с военным конвоем судно может идти бесплатно, но нельзя забывать о неустойке за не вовремя доставленный груз.

Поэтому торговые суда стараются оснастить дополнительными средствами безопасности. Это может быть колючая проволока, металлические уголки для перекрытия иллюминаторов, дверей, входов с внешней стороны судна. Центральный пульт управления машинного отделения оборудуется так, чтобы команда могла в нем укрыться  и продержаться до прихода помощи, (тревожной кнопкой в эфир отправляется сообщение о нападении), при этом там хранятся продукты на несколько дней. К тому же, если моряки спрятались от пиратов в такой цитадели, военные могут идти на штурм, не опасаясь за экипаж. Для защиты могут также использоваться водяные пушки, пожарные водометы, бутылки с зажигательной смесью. Часто на судах находится вооруженная охрана, присутствие которой отпугивает пиратов.

Спецназ в помощь С точки зрения члена парламентского комитета по иностранным делам Андрея Шкиля, именно вооруженная охрана на борту является наиболее эффективным средством для защиты судов от пиратов. "Для охраны кораблей с украинским грузом или же под флагом нашей страны Украина могла бы отправлять в этот регион специально обученные отряды. Возможно, это могло бы быть спецподразделение СБУ "Альфа", или же какое-то еще", - говорит депутат.

Как в свое время уверяло журналистов руководство СБУ, бойцы этого подразделения хорошо натренированны и мастерски владеют всеми методами антитеррора. Кроме того, борьба с пиратством и терроризмом на море входит в задачи подразделения украинских ВМС, которое дислоцируется в Очакове. Для усиления подразделения были закуплены быстроходные лодки, под них сейчас оборудуют причал.

Конечно, подобная охрана  - "удовольствие" недешевое, поскольку, например, издержки на нее могут составлять несколько десятков тысяч долларов за поход. Но, как отмечает Шкиль, это все равно дешевле, чем платить пиратам выкуп или отправлять судно вокруг Африки.

Впрочем, на сегодняшний день - это только из разряда желаемого, поскольку на законодательном уровне вопрос о направлении спецподразделения СБУ "Альфа" для участия в операциях по борьбе с пиратством у берегов Сомали и Кении до сих пор окончательно не решен. Более того, необходимы изменения в международное морское право по противодействию пиратам. Пока юридически спецподразделения СБУ и Министерства обороны могут для уничтожения и захвата пиратов размещаться только на боевых кораблях других стран.

К тому же, украинцы попадают в плен пиратам, в общем-то, находясь на судах под чужими флагами. По статистике, на торговых судах разных стран работает до 70 тысяч граждан Украины, но на судах под украинским флагом из них находится лишь 5 тысяч. Так что тут украинские спецслужбы получаются как-то не у дел.

Как сказал нам в частном разговоре один офицер СБУ, "Сегодня там и без Украины тесно: охранные фирмы еще в 2007-м начали осваивать этот сектор, так же, как и всяческие "переговорщики", страховые компании и т.д. Немецкий парламент позволил бундесверу проводить боевые операции против сомалийских пиратов не только на море, но и на суше".

Действительно, существование сомалийских пиратов "на  руку" многим структурам. Те же страховые компании хорошо зарабатывают, страхуя судовладельцев во много раз дороже, чем до того, как пираты начали промысел. Да и ВМС разных стран используют эти воды в большей мере как полигон.

Военные "вытеснили" пиратов из прибрежных зон Аденского залива и Сомали далеко в океан, и теперь те захватывают суда у берегов Мадагаскара на юге, у берегов Ирана и Омана на севере, в Красном море на западе и у берегов Индии на востоке.

Пираты активизировались также в Гвинейском заливе на западном побережье Африки. Тут они, как отмечал главком ВМФ России вице-адмирал Виктор Чирков, только грабят судна, выкуп за заложников не требуют. Если международное сообщество не будет противодействовать, ситуация может ухудшиться.