На протяжении первых четырех месяцев текущего года уровень продаж польских товаров в России увеличился на 29%, а стоимость превысила 2,3 млрд евро. Экспорт в Украину подпрыгнул на 21,4% - более 1,1 млрд евро. Товары также пошли в страны Закавказья и Средней Азии.
Хотя планка торговли с названными странами еще не достаточно высока, тем не менее, именно эта экспансия польских предприятий на восток существенно помогает в тяжелые для торговли времена. Благодаря этому за период с января по апрель польский экспорт возрос на 1,5%. Если бы не партнеры из СНГ, пришлось бы туго, поскольку именно в этот период экспорт в страны Евросоюза уменьшился на 1,2%, а в зону Евро - на 2,6%. Таков эффект ослабевающей конъюнктуры на Западе, спровоцированный кризисом в Греции, Италии, Португалии, а также Испании.
На протяжении всего лишь года Украина продвинулась с десятого на девятое место в списке самых крупных торговых партнеров Польши.
Эксперты утверждают, что польские фирмы атакуют Восток не только лишь потому, что им все труднее найти потребителей на свой товар в Евросоюзе, но и потому, что в России, как и в Украине, явно растет спрос на многие товары, утверждает профессор Кшиштоф Марчевски из Института изучения рынка потребления и конъюнктуры. К сказанному он добавляет, что в первых месяцах текущего года, к примеру, разительно возросли покупательные возможности российской экономики в связи с высокими ценами на нефть.
Соответственно хозяйственные предприятия в России за январь - февраль произвели большие закупки, поскольку перед мартовскими выборами были повышены зарплаты и пенсии.
После провала в 2009 году польский бизнес отвоевывает свои позиции в Украине. И делает это в быстром темпе. На протяжении всего лишь года, Украина продвинулась с десятого на девятое место в списке самых крупных торговых партнеров Польши. К сотрудничеству с нашими восточными соседями побуждают изменения, которые произошли в их экономической системе. "Например, вступили в действие новые кодексы - налоговый и таможенный. Упорядочены также службы в администрации правительства", - утверждает Яцек Пехота, директор польско-украинской экономической палаты. Он рассказывает, что палата получает от польских предпринимателей все больше и больше вопросов, касающихся возможности наладить бизнес-контакты и поиска надежных партнеров в Украине.
Есть еще один чисто меркантильный повод возросшего интереса польских предпринимателей к торговле с Востоком. "Из наших расчетов следует, что около 20% польского экспорта на Восток рассчитывается в злотых, в то время как для целого экспорта этот показатель составляет все лишь 10%", - утверждает профессор Марчевски. Это дополнительный бонус, благодаря которому польские предприниматели избегают риска колебания валютного курса и несут небольшие расходы в торговле.
Перевод Игорь Гошовский.
Janusz K. Kowalski, Dziennik Gazeta Prawna